– Можете ли Вы подвести предварительные итоги последствий теракта в Минском метрополитене: эффективность профилактических мероприятий, деятельность спецслужб, предварительные выводы следствия?
– Конкретные выводы, наверное, придётся делать после окончания и обнародования результатов официального расследования. Но предварительно могу сказать: для Беларуси, для власти, для силовых органов данный теракт оказался неожиданностью. И для силовиков, и для населения он стал неким психологическим шоком. Где-где, но в такой стране, как Беларусь, этого, наверное, никто не ожидал.
Я не удивлён, что в течение нескольких дней были пойманы исполнители этого террористического акта. При этом, я уверен, что за этими молодыми людьми стоят некие другие силы, которые ими управляли. Однако, заказчиков найти будет тяжело. Как правило, такие вещи профессионально организовываются, и выйти на истинных заказчиков очень сложно. Косвенным подтверждением того, что заказчики ещё не найдены, служат сбивчивые объяснения силовиками причин, по которым эти молодые люди пошли на данное преступление. Эта сбивчивость, жёсткие заявления в адрес средств массовой информации о недопустимости «тиражирования» данного преступления, попыток создать панику, говорят о том, что заказчики этого мероприятия просвечиваются, но пока выйти на их след силовикам не удаётся.
Я думаю, что главный вывод, которые сделают власть и силовые органы: Беларусь не является райским уголком, где проявления терроризма исключены. Необходимо скоординировать свою работу и, прежде всего, стимулировать бдительность населения. Самое страшное – это реакция людей. Когда ты не готов, не ожидаешь этого, то терракт оказывает воздействие на психику более сильное, чем когда люди готовы и понимают, какие есть объективные опасности, которые могут ждать их в метро, на транспорте или других местах.
– Чем могут помочь российские коллеги белорусским спецслужбам? Как Вы оцениваете взаимодействие российских и белорусских спецслужб?
– Несмотря на то, что прошло более двадцати лет, как мы не вместе, но школа у наших силовых органов одна. К сожалению, российская школа силовиков, в отличие от белорусской, была в переходный период сильно раздроблена и большей частью уничтожена. Белорусской системы это коснулось меньше, что подтверждается достаточно быстрым задержанием исполнителей теракта. Это сильная сторона Беларуси.
С другой стороны, у российских спецслужб огромный опыт расследования этих преступлений, потому что они случаются в масштабах России достаточно часто. Специалисты занимаются расследованием террористических актов. У нас большой опыт реабилитации пострадавших от террора. Кроме того, у нас наблюдается положительная динамика в работе с населением.
Подтверждение этому – недавно предотвращено три теракта в Волгограде. В одном случае взрывные устройства обнаружили курсанты МВД, а в двух – бдительные граждане. Сделали звонок, и только благодаря этому никто не пострадал. Белорусским коллегам в этом плане есть чему у нас поучиться просто потому, что у нас есть не теоретический, а практический опыт работы.
– Вы последовательно отстаиваете курс на укрепление обороноспособности России. Но России нужны внешние союзники. Что Вы думаете о внешнеполитическом курсе Москвы в отношении постсоветского региона, и Беларуси в частности?
– Сам я родом из СССР, как говорят в таких случаях. Наша страна победила во Второй Мировой войне благодаря тому, что были сильными наша оборонка и армия. Мы как пальцы в кулаке. Поэтому хотим мы того, или не хотим, но порознь видна наша слабость. Сегодня это Северная Африка, завтра – это Республика Беларусь, а послезавтра – ослабевшая Российская Федерация. Поэтому, перед внешними угрозами нам необходимо объединяться. В кулаке наша сила не просто удваивается, а становиться больше на несколько порядков. Важна безопасность не только военного характера. Сейчас очень модны методики экономического плана. Те экономические трудности, которые имеют место быть в Беларуси, не обошлись без вмешательства извне.
Что касается внешних союзников – они нужны всегда. Внешнеполитический курс Москвы в отношении государств постсоветского пространства преимущественно дружественный и рассчитан на взаимовыгодное сотрудничество. Но, к сожалению, подобная внешнеполитическая позиция далеко не взаимна. Беларусь, в ряду государств бывшего СССР, наиболее близка по духу народу России, и является наиболее надёжным стратегическим союзником. В этой связи, периодически возникающие неконструктивные выпады в сторону Беларуси, которые, как правило, непропорциональны фактической проблеме, у меня вызывают удивление. Тем более, что они звучат, как правило, не от сотрудников МИДа России, а от крупных политиков. Надеюсь, что у наших политиков возобладает разум, и они поймут, что нам не время что-то делить между собой, а время перед внешней экономической и военно-политической угрозой объединиться.
– Что реально могут противопоставить наши страны этим вызовам?
– Россия и Беларусь, в первую очередь, сталкиваются с внешними угрозами экономического характера. Могу сказать, что Россия уже прошла период приватизации собственности с участием иностранного капитала, после чего наша страна до сих пор не может достичь уровня экономики 1980-х годов. Беларусь сегодня активно подталкивают идти по тому же пути. Что сейчас можно реально противопоставить этим вызовам? Я думаю, что при всех экономических проблемах России и Беларуси, сегодняшняя ситуация, которая наблюдается в США и Западной Европе, организовавших крестовый поход против арабских государств, даёт шанс нашим странам объединить усилия в вопросах экономического и военно-политического сотрудничества. И тем самым продемонстрировать альтернативный путь нынешней западноевропейской риторике, когда каждый сам за себя, и арабской, когда брат идёт против брата.
– На чём стоит сделать больший акцент в военном сотрудничестве России и Беларуси: на техническом сотрудничестве или на межведомственном взаимодействии, координации?
– Я думаю нам надо развивать сотрудничество по всем направлениям. Должен быть комплексный подход. Сюда должны входить и военно-техническое сотрудничество и межведомственное взаимодействие. В сильном союзе, который должен существовать между нашими государствами, одного без другого не бывает.