Сотрудник
Института славяноведения РАН Олег Неменский считает, что за годы своей
власти Лукашенко создал в Белоруссии отлаженно работающую систему,
которая по экономическим характеристикам может считаться самой
эффективной на всём постсоветском пространстве.
Комментирует Олег Неменский, историк, политолог, сотрудник Центра
украинистики и белорусистики (исторический факультет МГУ) и Института
славяноведения РАН:
– Решение Лукашенко идти на четвёртый президентский срок было легко
прогнозируемым, хотя вызывает некоторое удивление то, что он решил
заявить об этом так рано. Несомненно, это связано с активизацией
американской политики в отношении Белоруссии, с американско-европейским
конфликтом по вопросу о введении экономических санкций против Минска.
Подключение ЕС к американской программе санкций крайне маловероятно, а
если и произойдёт, то в очень лёгкой (возможно даже фиктивной) форме и
сильного ущерба экономическим взаимосвязям не нанесёт. Некоторые страны
Евросоюза уже не раз пытались поднимать этот вопрос, но в каждом случае
эти инициативы блокировались теми государствами, с которыми Белоруссия
имеет наиболее развитые экономические связи – Польшей, Литвой,
Германией.
Главным протектором белорусских экономических интересов в Европе
является Польша, и это очень разумная политика с её стороны. При этом
именно она является основным куратором белорусских оппозиционных сил, и
она же – один из самых верных союзников США в ЕС. Ожидать, что при
нынешнем польском правительстве Дональда Туска Вашингтон попытается
заставить Польшу пойти ещё и на введение серьёзных экономических
санкций против Белоруссии, вряд ли стоит. Напомню, сейчас это
правительство довольно решительно идёт на конфликт с США по вопросу о
стоимости размещения на территории страны элементов американской ПРО –
ещё недавно такое трудно было бы себе представить. Лукашенко чувствует,
что его позиция сейчас довольно сильная, и потому выкладывает карты
заранее.
Не стоит смотреть на Лукашенко как на диктатора, основной мотивацией
действий которого служит жажда власти – он уже многократно доказывал
реалистичность своего восприятия дел и в Белоруссии, и на международной
арене. Его важнейшая задача сейчас – вывести свою страну из
политической изоляции, сохранив при этом созданную им
социально-экономическую модель. Это задача по легализации Белоруссии и
её элиты в международном сообществе, выведения её из положения
«страны-изгоя».
За годы своей власти Лукашенко создал в Белоруссии отлаженно работающую
систему. По экономическим характеристикам она может считаться самой
эффективной на всём постсоветском пространстве. Это же позволяет
Лукашенко быть действительно независимым от внешнего влияния (с запада
или востока). И общественная поддержка его власти – тоже факт, с
которым приходится считаться, в том числе и на Западе. Однако есть у
этой системы свои большие слабины, которые пока не удалось преодолеть.
Одна из них – ориентация на Россию. Принося немалые экономические
дивиденды, она всё же оказалась тупиковой: экономические модели
современных Белоруссии и России не просто принципиально различны, они
антагонистичны. Серьёзной перспективы у интеграционных проектов нет и,
к сожалению, при сохранении нынешнего положения дел их быть не может.
От более тесной интеграции хотя бы только на политическом уровне Россия
довольно жёстко отказалась, а значит, дальнейшая игра на этом поле не
выведет Минск из списка «изгоев».
Уже два-три года идёт процесс перевода основного объёма экономических
связей Белоруссии с востока на запад, и на этом пути уже очень многое
сделано. Однако этот процесс ещё не имеет политической составляющей. И
здесь даёт о себе знать другая слабина белорусской системы: она
полностью завязана на одном человеке. И Россия, и Польша с ЕС делают
всё, чтобы «сбросить» Лукашенко, ведь с ним обещает рухнуть и вся
система, оставив довольно развитую белорусскую экономику на «освоение»
крупному капиталу России или Польши. Однако пока Лукашенко удаётся
удерживать страну. Всё более отчётливо видно, что он намеревается
осуществить плавную интеграцию Белоруссии в европейскую экономику (что
вполне реально), обеспечив, тем самым, сохранение белорусской системы в
будущем. Речь о политической демократизации, о смене человека на посту
президента страны может зайти только тогда, когда эти процессы зайдут
столь глубоко, что на повестке дня встанет вопрос об интеграции
политической, которая вряд ли может произойти при Лукашенко. Но пока до
этого далеко, его цель – удерживать страну под своим контролем,
обеспечивая тем самым стабильность всей системе. И следующий
президентский срок ему для этого, несомненно, просто необходим.
Трудно сейчас прогнозировать, удастся ли ему удержаться в кресле
президента, однако его нынешнее положение весьма прочное, а все попытки
внешних сил организовать внутренний кризис и «всенародное свержение
диктатора», пик которых пришёлся на 2007 год, окончились
безрезультатно. И пока что их успеха ничто не предвещает.
Исчтоник - Комментирует Олег Неменский, историк, политолог, сотрудник
Центра украинистики и белорусистики (исторический факультет МГУ) и
Института славяноведения РАН:
– Решение Лукашенко идти на четвёртый президентский срок было легко
прогнозируемым, хотя вызывает некоторое удивление то, что он решил
заявить об этом так рано. Несомненно, это связано с активизацией
американской политики в отношении Белоруссии, с американско-европейским
конфликтом по вопросу о введении экономических санкций против Минска.
Подключение ЕС к американской программе санкций крайне маловероятно, а
если и произойдёт, то в очень лёгкой (возможно даже фиктивной) форме и
сильного ущерба экономическим взаимосвязям не нанесёт. Некоторые страны
Евросоюза уже не раз пытались поднимать этот вопрос, но в каждом случае
эти инициативы блокировались теми государствами, с которыми Белоруссия
имеет наиболее развитые экономические связи – Польшей, Литвой,
Германией.
Главным протектором белорусских экономических интересов в Европе
является Польша, и это очень разумная политика с её стороны. При этом
именно она является основным куратором белорусских оппозиционных сил, и
она же – один из самых верных союзников США в ЕС. Ожидать, что при
нынешнем польском правительстве Дональда Туска Вашингтон попытается
заставить Польшу пойти ещё и на введение серьёзных экономических
санкций против Белоруссии, вряд ли стоит. Напомню, сейчас это
правительство довольно решительно идёт на конфликт с США по вопросу о
стоимости размещения на территории страны элементов американской ПРО –
ещё недавно такое трудно было бы себе представить. Лукашенко чувствует,
что его позиция сейчас довольно сильная, и потому выкладывает карты
заранее.
Не стоит смотреть на Лукашенко как на диктатора, основной мотивацией
действий которого служит жажда власти – он уже многократно доказывал
реалистичность своего восприятия дел и в Белоруссии, и на международной
арене. Его важнейшая задача сейчас – вывести свою страну из
политической изоляции, сохранив при этом созданную им
социально-экономическую модель. Это задача по легализации Белоруссии и
её элиты в международном сообществе, выведения её из положения
«страны-изгоя».
За годы своей власти Лукашенко создал в Белоруссии отлаженно работающую
систему. По экономическим характеристикам она может считаться самой
эффективной на всём постсоветском пространстве. Это же позволяет
Лукашенко быть действительно независимым от внешнего влияния (с запада
или востока). И общественная поддержка его власти – тоже факт, с
которым приходится считаться, в том числе и на Западе. Однако есть у
этой системы свои большие слабины, которые пока не удалось преодолеть.
Одна из них – ориентация на Россию. Принося немалые экономические
дивиденды, она всё же оказалась тупиковой: экономические модели
современных Белоруссии и России не просто принципиально различны, они
антагонистичны. Серьёзной перспективы у интеграционных проектов нет и,
к сожалению, при сохранении нынешнего положения дел их быть не может.
От более тесной интеграции хотя бы только на политическом уровне Россия
довольно жёстко отказалась, а значит, дальнейшая игра на этом поле не
выведет Минск из списка «изгоев».
Уже два-три года идёт процесс перевода основного объёма экономических
связей Белоруссии с востока на запад, и на этом пути уже очень многое
сделано. Однако этот процесс ещё не имеет политической составляющей. И
здесь даёт о себе знать другая слабина белорусской системы: она
полностью завязана на одном человеке. И Россия, и Польша с ЕС делают
всё, чтобы «сбросить» Лукашенко, ведь с ним обещает рухнуть и вся
система, оставив довольно развитую белорусскую экономику на «освоение»
крупному капиталу России или Польши. Однако пока Лукашенко удаётся
удерживать страну. Всё более отчётливо видно, что он намеревается
осуществить плавную интеграцию Белоруссии в европейскую экономику (что
вполне реально), обеспечив, тем самым, сохранение белорусской системы в
будущем. Речь о политической демократизации, о смене человека на посту
президента страны может зайти только тогда, когда эти процессы зайдут
столь глубоко, что на повестке дня встанет вопрос об интеграции
политической, которая вряд ли может произойти при Лукашенко. Но пока до
этого далеко, его цель – удерживать страну под своим контролем,
обеспечивая тем самым стабильность всей системе. И следующий
президентский срок ему для этого, несомненно, просто необходим.
Трудно сейчас прогнозировать, удастся ли ему удержаться в кресле
президента, однако его нынешнее положение весьма прочное, а все попытки
внешних сил организовать внутренний кризис и «всенародное свержение
диктатора», пик которых пришёлся на 2007 год, окончились
безрезультатно. И пока что их успеха ничто не предвещает.