С 1 июля 2010 года ожидается отмена таможенного контроля на внутренней российско-белорусской границе.
Начальник отдела координации деятельности по формированию Таможенного союза Федеральной таможенной службы Российской Федерации Игорь Колокшанский дал интервью газете «Время Союза».
– Федеральная таможенная служба выступала государственным заказчиком Союзной программы «Первоочередное развитие таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь». Какие мероприятия проводились в рамках этой программы и каковы ее результаты за прошедшие годы?
– Упомянутая программа была направлена на обустройство таможенной структуры Республики Беларусь. Долевое финансирование этой Союзной программы осуществлялось в процентном соотношении следующим образом: 70 процентов расходов покрывал российский бюджет, а 30 процентов расходов приходилось на белорусскую сторону. На выделенные деньги на основных российско-белорусских магистралях построено, в общей сложности, восемь пропускных пунктов, оборудованных современной техникой. Особенность этой программы заключалась в том, что построенные нами пункты должны были соответствовать целому перечню европейских требований, поскольку в статусе сопредельной территории по отношению к Союзному государству находится Польша. Официально программа развития белорусской таможенной инфраструктуры существовала с 2002 по 2006 годы, но потом была продлена и на 2007 год. Сейчас мы больше не работаем по этой программе, поскольку она выполнена и нужный результат достигнут.
– Федеральная таможенная служба является госзаказчиком еще одной Союзной программы: «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств – участников Союзного государства на 2008-2010 годы». Что подразумевается под «информационными технологиями общих таможенных процессов»? И будет ли эта программа продлена на 2011 год?
– Вторая Союзная программа, касающаяся таможенных вопросов, осуществляется до сих пор. Основная цель ее заключается в налаживании информационного обмена в режиме реального времени между странами Союзного государства. Обмен данными происходит двумя путями: через Интернет и по специально созданным таможенным информационным каналам. Как раз на защиту этих каналов от рядовых поломок и проникновений извне направлены наши последние разработки. Срок реализации программы по созданию новых информационных технологий заканчивается в 2010 году. Продляться программа не будет – с 1 июля 2010 года ожидается отмена таможенного контроля на внутренней российско-белорусской границе.
– Если граница Россия - Республика Беларусь будет полностью отменена, в каком направлении будет развиваться деятельность таможенных органов стран Союзного государства?
– Основное внимание будет перенесено на осуществление контроля за внешними границами Республики Беларусь и России с третьими странами. Таможенный контроль будет производиться на основе Таможенного кодекса Таможенного союза, но перед ним будут стоять совершенно другие, отличные от сегодняшних, цели и задачи. Например, информационный обмен должен будет происходить не только между Россией и Беларусью, но и с Казахстаном. С целью объединения этих трех стран сейчас, параллельно с осуществлением упомянутой Союзной программы, разрабатывается Единая автоматизированная интегрированная система, которая включит в себя работу не только Таможенных, но и налоговых органов. В связи с ликвидацией границы роль налоговых органов существенно возрастет, поскольку увеличится количество перемещаемого товара при взаимной торговле.
– Как осуществляется российскими таможенными органами контроль за белорусскими товарами, вывозимыми в третьи страны через территорию РФ?
– Один из документов, обеспечивающих стабильную законодательную платформу для контроля за товарооборотом между странами Союзного государства, это «Соглашение о транзите» между таможенными органами России и Беларуси, подписанное 29 июня 2007 года. Положения этого соглашения сводятся к тому, что на границе Беларуси и России белорусские таможенники оформляют временный таможенный транзит от белорусского до российского таможенного органа. В пункте приема уведомлений, расположенного на российско-белорусской границе проверяют правильность оформления этого документа. Особое внимание обращают на товары, выпущенные в свободное обращение на территории Беларуси. Сопровождающее товар лицо обязано предоставить сертификат о том, что товар действительно выпущен в Беларуси и не подлежит таможенному оформлению. Основная масса груза автомобильным транспортом ввозится по Конвенции НДП 1972 года, согласно которой существует определенная гарантийная система, которая обеспечивает каждую поездку. Сумма гарантийного взноса достигает 60 тысяч евро. Согласно Конвенции, на каждую поездку выдается документ-книжка НДП, в которой количество отрывных страниц совпадает с количеством стран, намеченных в маршруте. В каждой стране перевозчик товара должен сдать соответствующий лист, уведомляя таможенный орган, что его машина с грузом находится сейчас на территории этого государства. В случае, к примеру, внезапного исчезновения перевозимого товара (кража, порча и т.д.) гарантийные претензии будет принимать та страна, на территории которой груз исчез. В России и Беларуси существовало два национальных гарантийных объединения: АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Россия) и БАМАП (Беларусь). Проблема заключается в том, что когда был выкопан приграничный столб Россия-Беларусь, эти две структуры не смогли между собой договориться о разделении полномочий. Потому и потребовалось открыть на российско-белорусской границе пункты приема уведомлений, где из книжки НДП извлекают нужную страницу.
– Таможенная граница Союзного государства отменена, но на границе по-прежнему функционируют пункты приема уведомлении, хотя они не прописаны ни в одном документе Российской Федерации. В результате на границе скапливаются 10-20-километровые очереди. По свидетельствам пересекающих границу граждан, эти пункты работают с перебоями – на границе можно задержаться на 8-10 часов. Как Вы можете это прокомментировать?
– Большие очереди на этих пунктах связаны с тем, что существуют проблемы с самой дорожной инфраструктурой — магистраль между РФ и Республикой Беларусь состоит всего из одной действующей полосы в каждую сторону, так что нет возможности разделить транспортные потоки. Проблема долгих простоев транспорта на пункте приема есть, но и отменить пункты мы не можем. До этой вынужденной меры, в 1996-1997 годах случаи пропажи грузов доходили до 6,5 тысяч случаев в год. И, как говорится, концы в воду: найти следов пропавшего товара не было никакой возможности, а о возмещении и речь не шла. Это, в свою очередь, попросту отпугивало поставщиков товаров. Так что, несмотря на простои, от пунктов приема уведомлений больше пользы, чем вреда. Они, как минимум, экономически оправданы.
– Каков перечень предметов, которые подлежат вносу в таможенную декларацию при путешествии из России в Беларусь и наоборот? Расскажите о порядке таможенного оформления частных транспортных средств, участвующих в сообщении на территориях России и Беларуси.
– Перечень предметов, вносимых в таможенную декларацию, не подлежал изменению – наличная валюта, антиквариат, ювелирные изделия и т.д. В 1995 году путешествующие граждане заполняли тот же документ, что и сегодня. Что до транспорта, то в Таможенном кодексе существует статья 288, в соответствии с которой мы обязаны декларировать иностранное лицо, которое ввозит транспортное средство – в отношении транспорта оформляется удостоверение временного ввоза (УВТС). Однако недавно вышло постановление Правительства РФ, которое гласит, что с 15 февраля 2010 удостоверение будет отменено. Тем не менее, физическое лицо, который будет въезжать на территорию РФ на автомобиле, по-прежнему будет обязано подать декларацию с указанием характеристик своего транспортного средства. То же самое касается приграничных пассажирских перевозок. Ситуация полностью изменится с 1 июля 2010 года, когда граница будет полностью отменена.
– Какие политические, экономические и социальны преимущества дает создание Таможенного союза?
– Экономика СССР работала по территориальному принципу: деталь или продукт производились в каком-то определенном месте, после чего все это перевозилось в пункт, где собирался финальный продукт. Часто пункты производства и пункт сборки находились в разных странах Советского союза. Если будут налажены связи с Казахстаном и Беларусью, товары можно будет беспрепятственно перевозить из одной страны в другую. Упрощение процесса перевозки значительно уменьшит стоимость товаров. Так что это выгодно с экономической точки зрения. А там, где есть экономическая выгода, будет легче решать и социальные, и экономические вопросы.
– На какую правовую базу опирается Таможенный союз?
– Правовая база Таможенного Союза состоит из целого множества соглашений по разным вопросам, требующим регулирования. Можно выделить пять таких направлений: тарифное регулирование, перечисление таможенных платежей, таможенное администрирование и статистика. Эти направления являются и названиями рабочих групп, в рамках которых сейчас происходит наработка нормативно-правовой базы. Если возвращаться исключительно к таможенной базе, то один из основных документов, который будет регулировать отношения между участниками Таможенного союза — это Таможенный кодекс Таможенного союза. На предстоящем заседании Совета ЕврАзЭС в Минске, которое состоится 27 ноября, на уровне глав государств будет принят документ о работе этого кодекса, после чего начнется стандартная правовая процедура, кодекс будет утверждаться государств парламентами государств с целью последующей его ратификации.
– Есть ли проблемы, которые встают на пути к столь желанной унификации таможенного законодательства стран Таможенного союза?
– Их много, но мы постоянно работаем над их устранением. Как пример фактора, мешающего гармонизации таможенного законодательства – различие ставок НДС. Если у России с Беларусью НДС равняется 18 процентам, то у Казахстана показатель этот снижен до 12. Естественно, что когда появится возможность для свободного межгосударственного перемещения товаров, участники ВЭД будут выбирать страну, где им дешевле и выгоднее. Соответственно, будет возникать переток товаров. Чтобы предотвратить этот процесс, губительный для экономик наших стран, надо решать вопрос с унификацией ставок. Это задача непростая, поскольку величина ставки соответствует определенным экономическим показателям страны, экономическим требованиям. И ведь это только одна из целого перечня причин! Работа впереди большая.
– В чем заключаются основные планы таможенных служб на перспективу?
– После развала СССР таможенные органы России, Беларуси и Казахстана были поставлены в условия, когда движение к обозначенной цели должно было происходить семимильными шагами. Таможенные службы Европейских стран развивались постепенно в течение всего прошлого столетия. Что же оставалась делать нам, если функция таможни СССР сводились к досмотру личного багажа граждан? Основная масса товаров шла через определенные государством внешнеэкономические объединения, к которым таможенный орган отношения не имел. Нам потребовалось создать целую систему отношений с юридическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности по перемещению товаров и развитию и содействию торговли. Можно сказать, что результат совместной работы таможенных органов России и Беларусь налицо.
Сейчас первостепенная задача для нас – организовать надежный таможенный контроль по внешнему периметру Союзного государства. И, поверьте, эта большая цель состоит из множества мелких направлений: обустройство таможенной инфраструктуры, разработка новых технологий, налаживание надежного информационного обмена. Но мы будем прилагать все усилия, чтобы намеченные планы были выполнены в срок и достойно.
http://vreso.ru/vreso/detail.php?IBLOCK_ID=2&SECTION_ID=241&ID=2963
Начальник отдела координации деятельности по формированию Таможенного союза Федеральной таможенной службы Российской Федерации Игорь Колокшанский дал интервью газете «Время Союза».
– Федеральная таможенная служба выступала государственным заказчиком Союзной программы «Первоочередное развитие таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь». Какие мероприятия проводились в рамках этой программы и каковы ее результаты за прошедшие годы?
– Упомянутая программа была направлена на обустройство таможенной структуры Республики Беларусь. Долевое финансирование этой Союзной программы осуществлялось в процентном соотношении следующим образом: 70 процентов расходов покрывал российский бюджет, а 30 процентов расходов приходилось на белорусскую сторону. На выделенные деньги на основных российско-белорусских магистралях построено, в общей сложности, восемь пропускных пунктов, оборудованных современной техникой. Особенность этой программы заключалась в том, что построенные нами пункты должны были соответствовать целому перечню европейских требований, поскольку в статусе сопредельной территории по отношению к Союзному государству находится Польша. Официально программа развития белорусской таможенной инфраструктуры существовала с 2002 по 2006 годы, но потом была продлена и на 2007 год. Сейчас мы больше не работаем по этой программе, поскольку она выполнена и нужный результат достигнут.
– Федеральная таможенная служба является госзаказчиком еще одной Союзной программы: «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств – участников Союзного государства на 2008-2010 годы». Что подразумевается под «информационными технологиями общих таможенных процессов»? И будет ли эта программа продлена на 2011 год?
– Вторая Союзная программа, касающаяся таможенных вопросов, осуществляется до сих пор. Основная цель ее заключается в налаживании информационного обмена в режиме реального времени между странами Союзного государства. Обмен данными происходит двумя путями: через Интернет и по специально созданным таможенным информационным каналам. Как раз на защиту этих каналов от рядовых поломок и проникновений извне направлены наши последние разработки. Срок реализации программы по созданию новых информационных технологий заканчивается в 2010 году. Продляться программа не будет – с 1 июля 2010 года ожидается отмена таможенного контроля на внутренней российско-белорусской границе.
– Если граница Россия - Республика Беларусь будет полностью отменена, в каком направлении будет развиваться деятельность таможенных органов стран Союзного государства?
– Основное внимание будет перенесено на осуществление контроля за внешними границами Республики Беларусь и России с третьими странами. Таможенный контроль будет производиться на основе Таможенного кодекса Таможенного союза, но перед ним будут стоять совершенно другие, отличные от сегодняшних, цели и задачи. Например, информационный обмен должен будет происходить не только между Россией и Беларусью, но и с Казахстаном. С целью объединения этих трех стран сейчас, параллельно с осуществлением упомянутой Союзной программы, разрабатывается Единая автоматизированная интегрированная система, которая включит в себя работу не только Таможенных, но и налоговых органов. В связи с ликвидацией границы роль налоговых органов существенно возрастет, поскольку увеличится количество перемещаемого товара при взаимной торговле.
– Как осуществляется российскими таможенными органами контроль за белорусскими товарами, вывозимыми в третьи страны через территорию РФ?
– Один из документов, обеспечивающих стабильную законодательную платформу для контроля за товарооборотом между странами Союзного государства, это «Соглашение о транзите» между таможенными органами России и Беларуси, подписанное 29 июня 2007 года. Положения этого соглашения сводятся к тому, что на границе Беларуси и России белорусские таможенники оформляют временный таможенный транзит от белорусского до российского таможенного органа. В пункте приема уведомлений, расположенного на российско-белорусской границе проверяют правильность оформления этого документа. Особое внимание обращают на товары, выпущенные в свободное обращение на территории Беларуси. Сопровождающее товар лицо обязано предоставить сертификат о том, что товар действительно выпущен в Беларуси и не подлежит таможенному оформлению. Основная масса груза автомобильным транспортом ввозится по Конвенции НДП 1972 года, согласно которой существует определенная гарантийная система, которая обеспечивает каждую поездку. Сумма гарантийного взноса достигает 60 тысяч евро. Согласно Конвенции, на каждую поездку выдается документ-книжка НДП, в которой количество отрывных страниц совпадает с количеством стран, намеченных в маршруте. В каждой стране перевозчик товара должен сдать соответствующий лист, уведомляя таможенный орган, что его машина с грузом находится сейчас на территории этого государства. В случае, к примеру, внезапного исчезновения перевозимого товара (кража, порча и т.д.) гарантийные претензии будет принимать та страна, на территории которой груз исчез. В России и Беларуси существовало два национальных гарантийных объединения: АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Россия) и БАМАП (Беларусь). Проблема заключается в том, что когда был выкопан приграничный столб Россия-Беларусь, эти две структуры не смогли между собой договориться о разделении полномочий. Потому и потребовалось открыть на российско-белорусской границе пункты приема уведомлений, где из книжки НДП извлекают нужную страницу.
– Таможенная граница Союзного государства отменена, но на границе по-прежнему функционируют пункты приема уведомлении, хотя они не прописаны ни в одном документе Российской Федерации. В результате на границе скапливаются 10-20-километровые очереди. По свидетельствам пересекающих границу граждан, эти пункты работают с перебоями – на границе можно задержаться на 8-10 часов. Как Вы можете это прокомментировать?
– Большие очереди на этих пунктах связаны с тем, что существуют проблемы с самой дорожной инфраструктурой — магистраль между РФ и Республикой Беларусь состоит всего из одной действующей полосы в каждую сторону, так что нет возможности разделить транспортные потоки. Проблема долгих простоев транспорта на пункте приема есть, но и отменить пункты мы не можем. До этой вынужденной меры, в 1996-1997 годах случаи пропажи грузов доходили до 6,5 тысяч случаев в год. И, как говорится, концы в воду: найти следов пропавшего товара не было никакой возможности, а о возмещении и речь не шла. Это, в свою очередь, попросту отпугивало поставщиков товаров. Так что, несмотря на простои, от пунктов приема уведомлений больше пользы, чем вреда. Они, как минимум, экономически оправданы.
– Каков перечень предметов, которые подлежат вносу в таможенную декларацию при путешествии из России в Беларусь и наоборот? Расскажите о порядке таможенного оформления частных транспортных средств, участвующих в сообщении на территориях России и Беларуси.
– Перечень предметов, вносимых в таможенную декларацию, не подлежал изменению – наличная валюта, антиквариат, ювелирные изделия и т.д. В 1995 году путешествующие граждане заполняли тот же документ, что и сегодня. Что до транспорта, то в Таможенном кодексе существует статья 288, в соответствии с которой мы обязаны декларировать иностранное лицо, которое ввозит транспортное средство – в отношении транспорта оформляется удостоверение временного ввоза (УВТС). Однако недавно вышло постановление Правительства РФ, которое гласит, что с 15 февраля 2010 удостоверение будет отменено. Тем не менее, физическое лицо, который будет въезжать на территорию РФ на автомобиле, по-прежнему будет обязано подать декларацию с указанием характеристик своего транспортного средства. То же самое касается приграничных пассажирских перевозок. Ситуация полностью изменится с 1 июля 2010 года, когда граница будет полностью отменена.
– Какие политические, экономические и социальны преимущества дает создание Таможенного союза?
– Экономика СССР работала по территориальному принципу: деталь или продукт производились в каком-то определенном месте, после чего все это перевозилось в пункт, где собирался финальный продукт. Часто пункты производства и пункт сборки находились в разных странах Советского союза. Если будут налажены связи с Казахстаном и Беларусью, товары можно будет беспрепятственно перевозить из одной страны в другую. Упрощение процесса перевозки значительно уменьшит стоимость товаров. Так что это выгодно с экономической точки зрения. А там, где есть экономическая выгода, будет легче решать и социальные, и экономические вопросы.
– На какую правовую базу опирается Таможенный союз?
– Правовая база Таможенного Союза состоит из целого множества соглашений по разным вопросам, требующим регулирования. Можно выделить пять таких направлений: тарифное регулирование, перечисление таможенных платежей, таможенное администрирование и статистика. Эти направления являются и названиями рабочих групп, в рамках которых сейчас происходит наработка нормативно-правовой базы. Если возвращаться исключительно к таможенной базе, то один из основных документов, который будет регулировать отношения между участниками Таможенного союза — это Таможенный кодекс Таможенного союза. На предстоящем заседании Совета ЕврАзЭС в Минске, которое состоится 27 ноября, на уровне глав государств будет принят документ о работе этого кодекса, после чего начнется стандартная правовая процедура, кодекс будет утверждаться государств парламентами государств с целью последующей его ратификации.
– Есть ли проблемы, которые встают на пути к столь желанной унификации таможенного законодательства стран Таможенного союза?
– Их много, но мы постоянно работаем над их устранением. Как пример фактора, мешающего гармонизации таможенного законодательства – различие ставок НДС. Если у России с Беларусью НДС равняется 18 процентам, то у Казахстана показатель этот снижен до 12. Естественно, что когда появится возможность для свободного межгосударственного перемещения товаров, участники ВЭД будут выбирать страну, где им дешевле и выгоднее. Соответственно, будет возникать переток товаров. Чтобы предотвратить этот процесс, губительный для экономик наших стран, надо решать вопрос с унификацией ставок. Это задача непростая, поскольку величина ставки соответствует определенным экономическим показателям страны, экономическим требованиям. И ведь это только одна из целого перечня причин! Работа впереди большая.
– В чем заключаются основные планы таможенных служб на перспективу?
– После развала СССР таможенные органы России, Беларуси и Казахстана были поставлены в условия, когда движение к обозначенной цели должно было происходить семимильными шагами. Таможенные службы Европейских стран развивались постепенно в течение всего прошлого столетия. Что же оставалась делать нам, если функция таможни СССР сводились к досмотру личного багажа граждан? Основная масса товаров шла через определенные государством внешнеэкономические объединения, к которым таможенный орган отношения не имел. Нам потребовалось создать целую систему отношений с юридическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности по перемещению товаров и развитию и содействию торговли. Можно сказать, что результат совместной работы таможенных органов России и Беларусь налицо.
Сейчас первостепенная задача для нас – организовать надежный таможенный контроль по внешнему периметру Союзного государства. И, поверьте, эта большая цель состоит из множества мелких направлений: обустройство таможенной инфраструктуры, разработка новых технологий, налаживание надежного информационного обмена. Но мы будем прилагать все усилия, чтобы намеченные планы были выполнены в срок и достойно.
http://vreso.ru/vreso/detail.php?IBLOCK_ID=2&SECTION_ID=241&ID=2963