Белорусский парламент назвал 19 декабря днем выборов президента; это, вполне понятно, отнюдь не техническое решение – оно во многом определяет и политическую обстановку в стране, и состояние белорусско-российских отношений, и перспективы Союзного государства Беларуси и России.
Главная причина повышенного внимания – какие политические и экономические приоритеты поставит во главу угла своей предвыборной кампании действующий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Это вопрос о преемственности нынешнего курса или о серьезных изменениях стратегического характера.
Нет никаких сомнений в том, что его кандидатура будет выдвинута на новый срок, и вопрос скорее только в том, найдется ли хотя бы один белорусский политик, который сможет составить сколь-либо серьезную конкуренцию Александру Григорьевичу.
Недавняя жесткая информационная атака на Лукашенко, предпринятая телеканалом НТВ, была, со всей очевидностью, попыткой дать открыто понять, что в России есть влиятельные силы, которые видят иной сценарий развития Белоруссии и считают, что политическое и экономическое единство двух стран должно выстраиваться на условиях, определяемых преимущественно Россией.
Нельзя сказать, что в Минске не заметили этого. Тема «информационной войны» была одной из самых обсуждаемых в обществе в последнее время, но главный вывод, который можно сделать, – белорусские граждане отнюдь не поменяли своего отношения к президенту. Наоборот, сериал НТВ даже сыграл ему на руку – по последним опросам, рейтинг Лукашенко вырос как минимум на 4%. Причина понятна – белорусы, живущие в спокойной обстановке, без пожаров и криминальных разборок, без коррупционных скандалов, не слишком хотят, чтобы многие реалии российской жизни стали составной частью белорусской действительности. Многие из них откровенно говорят, что Россия не в состоянии предложить привлекательную политическую модель развития, а приватизация экономики страны «по-российски» просто пугает. И именно поэтому большинство видит в Лукашенко гаранта стабильности, хотя и признает, что в некоторых случаях он действует достаточно жестко, порой авторитарно.
Но когда речь идет об откровенной грубости и цинизме (чего только стоит попытка провести параллель между Лукашенко и Гитлером в стране, где каждый четвертый погиб от рук фашистов), то здесь срабатывает естественный защитный рефлекс – главу своего государства нужно защищать.
Кстати, реакция в России на фильмы НТВ оказалась в подавляющем большинстве также негативной (достаточно посмотреть комментарии в интернете, где критическую оценку дают более 80 процентов пользователей). Ведь очень многие обычные россияне считают, что жизнь в Беларуси действительно лучше, прежде всего с точки зрения социальной защищенности, а уж о качестве дорог и говорить не приходится (хотя стоит их строительство раз в восемь меньше, чем в Москве).
Поэтому даже некоторые обвинения в адрес Президента Белоруссии, под которыми, возможно, и есть определенная основа, психологически не воспринимаются в российском обществе или сравниваются с происходящим у нас отнюдь не в пользу действующей власти. На Лукашенко за все эти годы никому не удалось повесить ярлык взяточника или казнокрада, и все попытки найти его якобы существующие зарубежные счета оканчивались провалом.
В Москве некоторые аналитики говорят, что Лукашенко сегодня боится выборов, что он не может победить без фальсификаций. Но давайте посмотрим, что Александр Григорьевич может предъявить избирателям сегодня.
Прежде всего – устойчивый рост белорусской экономики (порядка 6–8% ежегодно), несмотря на мировой экономический кризис, в том числе и в таких важных сферах, как машиностроение, химия и энергетика. Не говоря уже о том, что Белоруссия не только полностью обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией, но и активно поставляет ее на российский рынок (что в ближайшие месяцы может быть еще более чем актуально, учитывая трагические для российского сельского хозяйства результаты засухи).
За последние годы почти на 20% выросла реальная заработная плата, а достигнутый уровень пенсий позволяет обеспечить людям нормальное существование. Только что вышел указ Президента Беларуси о новом повышении государственных стипендий для учащейся молодежи. Нет катастрофического разрыва между бедными и богатыми, и система социального обеспечения работает без сбоев.
В сфере обеспечения нефтепродуктами Беларусь, пока, правда, с определенными проблемами, выстраивает схему значительного снижения своей зависимости от поставок из России. Если сейчас будут достигнуты договоренности о поставках венесуэльской нефти через порты Риги или Таллина, то это существенно снизит ее стоимость и позволит проводить достаточно эффективную энергополитику.
Через четыре года Белоруссия планирует ежегодно добывать в Венесуэле до11 млн тонн нефти и еще 1,5 млн тонн – в Иране (общая потребность Белоруссии в нефти сегодня составляет 8 млн тонн). То есть вопрос о зависимости от российской нефти может вообще быть снят с повестки дня.
При этом страна в полном объеме выполняет все обязательства, связанные с транзитом российских энергоносителей в Европу. В 2009 году через Беларусь Россия экспортировала 79,6 млн тонн нефти, что составляет 36% от российского экспорта. Транзит газа составляет ежегодно порядка 50 млрд кубометров (проектируемый «Северный поток» на пике своей мощности сможет обеспечивать примерно такой же объем поставок, но его строительство обойдется в конечном счете почти в 14 млрд долларов – построить еще одну нитку газопровода через Беларусь стоило бы как минимум в три раза дешевле).
Экономическое сотрудничество России и Белоруссии только в рамках союзных программ обеспечивает работой более пяти миллионов в наших странах и следует отметить, что это взаимодействие касается прежде всего промышленного сектора и новых технологий.
Без Белоруссии не может быть эффективного Таможенного союза. Уже первые месяцы его работы показали, хотя и были определенные сложности на первом этапе с согласованием тарифов, выгодность этого проекта для России и для Казахстана.
Если все и дальше пойдет по пути согласованных действий, то экономический эффект для российских компаний и граждан составит десятки, а то и сотни миллиардов долларов, обеспечив реальное свободное движение товаров, услуг и граждан на огромной территории. Идти на жесткий конфликт с Беларусью – значит возвращать границу под Смоленск, производить вновь миллиардные затраты.
Возрастающее давление на Лукашенко, к сожалению, ведет не к тому, что реализуются цели и задачи, поставленные много лет назад перед Союзным государством, а к тому, что в Беларуси с каждым годом сокращается число его сторонников, и интеграция с Россией начинает восприниматься как опасность, а не благо.
Сегодня менее 20% белорусов являются последовательными сторонниками интеграции, в то время как еще пять–семь лет назад их было больше половины. Нужно понимать, что чем больше будет давление на Лукашенко, тем больше Минск будет сдвигаться на Запад со всеми вытекающими последствиями как в сфере экономики, так и безопасности. Прежде всего потому, что новое поколение белорусов не слишком пока чувствует на себе позитивное влияние российско-белорусской интеграции.
Складывается впечатление, что если ситуация не изменится, то через два-три года за тесный союз с Россией будут выступать не более пяти процентов жителей республики, преимущественно пожилых с понятной ностальгией по СССР.
Кстати, нужно отметить, что за этой ситуацией внимательно следят в других странах постсоветского пространства, чтобы понять, как в принципе могли бы развиваться интеграционные процессы в перспективе. Особенно это касается Украины, где многие политики прямо говорят, что подобное развитие событий абсолютно неприемлемо (даже в отношении В.Ющенко российские СМИ не вели себя так оголтело).
Однозначно ясно, что предстоящие президентские выборы в Белоруссии будут демократичными и что на высший пост в государстве будут претендовать как минимум пять-шесть кандидатов, включая А.Г.Лукашенко.
Но если смотреть на опросы общественного мнения (как официальные, так и проводимые независимыми центрами), то максимальная суммарная поддержка всех тех, кто называет себя «оппозицией», не превышает 20%.
Поэтому даже с точки зрения математики понятно, что никто из альтернативных Лукашенко кандидатов не наберет больше 4–5% голосов. Это будет именно так, потому что белорусская оппозиция в силу своих внутренних разногласий, связанных в том числе и с материальным фактором, никогда не сумеет договориться о едином кандидате. И нет среди нее ни одного человека, который бы обладал хоть каким-то весомым опытом государственного управления.
Часто задается вопрос: а может ли быть в Белоруссии «пророссийский кандидат» – в том смысле, что он получит максимальную поддержку (по крайней мере информационную) из Москвы и будет активно выступать против действующего президента?
Теоретически да, но на практике нет. Прежде всего потому, что он не сможет предложить программу, востребованную белорусским избирателем, который справедливо считает, что Лукашенко и так делает все для того, чтобы быть с Россией в братских отношениях.
Достаточно взять только вопросы культурного сотрудничества. Ведь никто и никогда не может привести пример того, чтобы Лукашенко говорил о том, что Россия – недруг, и тем более враг.
А то, что по отдельным вопросам А.Г.Лукашенко имеет собственную точку зрения, так не надо забывать, что речь идет о президенте суверенного государства, кстати, одного из основателей Организации Объединенных Наций.
Защита национальных интересов – это прямая обязанность президента, и, естественно, он руководствуется прежде всего этим при принятии важнейших решений, в том числе и во внешнеполитической сфере. Это полностью соответствует статье 79 Закона о Президенте Республики Беларусь: «Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти».
Если в период предстоящей предвыборной кампании в Белоруссии ставка с нашей стороны будет сделана на «НТВизацию», то можно уже сегодня с полным основанием сказать, что мы начнем активно терять белорусское общество, терять поддержку тех, кто искренне хочет быть вместе с Россией, для кого славянское братство не пустой звук.
Вопрос, собственно, будущего России во многом зависит от того, как будут выстраиваться в ближайшие месяцы и годы взаимоотношения с Беларусью.
Совершенно понятно, что здесь нет и не может быть (прежде всего по объективным обстоятельствам) какого-либо силового решения со стороны России. Интерес россиян – это братская Белоруссия, а не лично Лукашенко.
Но реальность такова, что без этого политика, являющегося сегодня подлинным лидером Беларуси, диалог наших стран может превратиться в разговор слепого с глухим. Со всеми вытекающими из этого последствиями...
Иван Макушок,
главный редактор журнала «Союзное государство».
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=58435
Главная причина повышенного внимания – какие политические и экономические приоритеты поставит во главу угла своей предвыборной кампании действующий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Это вопрос о преемственности нынешнего курса или о серьезных изменениях стратегического характера.
Нет никаких сомнений в том, что его кандидатура будет выдвинута на новый срок, и вопрос скорее только в том, найдется ли хотя бы один белорусский политик, который сможет составить сколь-либо серьезную конкуренцию Александру Григорьевичу.
Недавняя жесткая информационная атака на Лукашенко, предпринятая телеканалом НТВ, была, со всей очевидностью, попыткой дать открыто понять, что в России есть влиятельные силы, которые видят иной сценарий развития Белоруссии и считают, что политическое и экономическое единство двух стран должно выстраиваться на условиях, определяемых преимущественно Россией.
Нельзя сказать, что в Минске не заметили этого. Тема «информационной войны» была одной из самых обсуждаемых в обществе в последнее время, но главный вывод, который можно сделать, – белорусские граждане отнюдь не поменяли своего отношения к президенту. Наоборот, сериал НТВ даже сыграл ему на руку – по последним опросам, рейтинг Лукашенко вырос как минимум на 4%. Причина понятна – белорусы, живущие в спокойной обстановке, без пожаров и криминальных разборок, без коррупционных скандалов, не слишком хотят, чтобы многие реалии российской жизни стали составной частью белорусской действительности. Многие из них откровенно говорят, что Россия не в состоянии предложить привлекательную политическую модель развития, а приватизация экономики страны «по-российски» просто пугает. И именно поэтому большинство видит в Лукашенко гаранта стабильности, хотя и признает, что в некоторых случаях он действует достаточно жестко, порой авторитарно.
Но когда речь идет об откровенной грубости и цинизме (чего только стоит попытка провести параллель между Лукашенко и Гитлером в стране, где каждый четвертый погиб от рук фашистов), то здесь срабатывает естественный защитный рефлекс – главу своего государства нужно защищать.
Кстати, реакция в России на фильмы НТВ оказалась в подавляющем большинстве также негативной (достаточно посмотреть комментарии в интернете, где критическую оценку дают более 80 процентов пользователей). Ведь очень многие обычные россияне считают, что жизнь в Беларуси действительно лучше, прежде всего с точки зрения социальной защищенности, а уж о качестве дорог и говорить не приходится (хотя стоит их строительство раз в восемь меньше, чем в Москве).
Поэтому даже некоторые обвинения в адрес Президента Белоруссии, под которыми, возможно, и есть определенная основа, психологически не воспринимаются в российском обществе или сравниваются с происходящим у нас отнюдь не в пользу действующей власти. На Лукашенко за все эти годы никому не удалось повесить ярлык взяточника или казнокрада, и все попытки найти его якобы существующие зарубежные счета оканчивались провалом.
В Москве некоторые аналитики говорят, что Лукашенко сегодня боится выборов, что он не может победить без фальсификаций. Но давайте посмотрим, что Александр Григорьевич может предъявить избирателям сегодня.
Прежде всего – устойчивый рост белорусской экономики (порядка 6–8% ежегодно), несмотря на мировой экономический кризис, в том числе и в таких важных сферах, как машиностроение, химия и энергетика. Не говоря уже о том, что Белоруссия не только полностью обеспечивает себя сельскохозяйственной продукцией, но и активно поставляет ее на российский рынок (что в ближайшие месяцы может быть еще более чем актуально, учитывая трагические для российского сельского хозяйства результаты засухи).
За последние годы почти на 20% выросла реальная заработная плата, а достигнутый уровень пенсий позволяет обеспечить людям нормальное существование. Только что вышел указ Президента Беларуси о новом повышении государственных стипендий для учащейся молодежи. Нет катастрофического разрыва между бедными и богатыми, и система социального обеспечения работает без сбоев.
В сфере обеспечения нефтепродуктами Беларусь, пока, правда, с определенными проблемами, выстраивает схему значительного снижения своей зависимости от поставок из России. Если сейчас будут достигнуты договоренности о поставках венесуэльской нефти через порты Риги или Таллина, то это существенно снизит ее стоимость и позволит проводить достаточно эффективную энергополитику.
Через четыре года Белоруссия планирует ежегодно добывать в Венесуэле до11 млн тонн нефти и еще 1,5 млн тонн – в Иране (общая потребность Белоруссии в нефти сегодня составляет 8 млн тонн). То есть вопрос о зависимости от российской нефти может вообще быть снят с повестки дня.
При этом страна в полном объеме выполняет все обязательства, связанные с транзитом российских энергоносителей в Европу. В 2009 году через Беларусь Россия экспортировала 79,6 млн тонн нефти, что составляет 36% от российского экспорта. Транзит газа составляет ежегодно порядка 50 млрд кубометров (проектируемый «Северный поток» на пике своей мощности сможет обеспечивать примерно такой же объем поставок, но его строительство обойдется в конечном счете почти в 14 млрд долларов – построить еще одну нитку газопровода через Беларусь стоило бы как минимум в три раза дешевле).
Экономическое сотрудничество России и Белоруссии только в рамках союзных программ обеспечивает работой более пяти миллионов в наших странах и следует отметить, что это взаимодействие касается прежде всего промышленного сектора и новых технологий.
Без Белоруссии не может быть эффективного Таможенного союза. Уже первые месяцы его работы показали, хотя и были определенные сложности на первом этапе с согласованием тарифов, выгодность этого проекта для России и для Казахстана.
Если все и дальше пойдет по пути согласованных действий, то экономический эффект для российских компаний и граждан составит десятки, а то и сотни миллиардов долларов, обеспечив реальное свободное движение товаров, услуг и граждан на огромной территории. Идти на жесткий конфликт с Беларусью – значит возвращать границу под Смоленск, производить вновь миллиардные затраты.
Возрастающее давление на Лукашенко, к сожалению, ведет не к тому, что реализуются цели и задачи, поставленные много лет назад перед Союзным государством, а к тому, что в Беларуси с каждым годом сокращается число его сторонников, и интеграция с Россией начинает восприниматься как опасность, а не благо.
Сегодня менее 20% белорусов являются последовательными сторонниками интеграции, в то время как еще пять–семь лет назад их было больше половины. Нужно понимать, что чем больше будет давление на Лукашенко, тем больше Минск будет сдвигаться на Запад со всеми вытекающими последствиями как в сфере экономики, так и безопасности. Прежде всего потому, что новое поколение белорусов не слишком пока чувствует на себе позитивное влияние российско-белорусской интеграции.
Складывается впечатление, что если ситуация не изменится, то через два-три года за тесный союз с Россией будут выступать не более пяти процентов жителей республики, преимущественно пожилых с понятной ностальгией по СССР.
Кстати, нужно отметить, что за этой ситуацией внимательно следят в других странах постсоветского пространства, чтобы понять, как в принципе могли бы развиваться интеграционные процессы в перспективе. Особенно это касается Украины, где многие политики прямо говорят, что подобное развитие событий абсолютно неприемлемо (даже в отношении В.Ющенко российские СМИ не вели себя так оголтело).
Однозначно ясно, что предстоящие президентские выборы в Белоруссии будут демократичными и что на высший пост в государстве будут претендовать как минимум пять-шесть кандидатов, включая А.Г.Лукашенко.
Но если смотреть на опросы общественного мнения (как официальные, так и проводимые независимыми центрами), то максимальная суммарная поддержка всех тех, кто называет себя «оппозицией», не превышает 20%.
Поэтому даже с точки зрения математики понятно, что никто из альтернативных Лукашенко кандидатов не наберет больше 4–5% голосов. Это будет именно так, потому что белорусская оппозиция в силу своих внутренних разногласий, связанных в том числе и с материальным фактором, никогда не сумеет договориться о едином кандидате. И нет среди нее ни одного человека, который бы обладал хоть каким-то весомым опытом государственного управления.
Часто задается вопрос: а может ли быть в Белоруссии «пророссийский кандидат» – в том смысле, что он получит максимальную поддержку (по крайней мере информационную) из Москвы и будет активно выступать против действующего президента?
Теоретически да, но на практике нет. Прежде всего потому, что он не сможет предложить программу, востребованную белорусским избирателем, который справедливо считает, что Лукашенко и так делает все для того, чтобы быть с Россией в братских отношениях.
Достаточно взять только вопросы культурного сотрудничества. Ведь никто и никогда не может привести пример того, чтобы Лукашенко говорил о том, что Россия – недруг, и тем более враг.
А то, что по отдельным вопросам А.Г.Лукашенко имеет собственную точку зрения, так не надо забывать, что речь идет о президенте суверенного государства, кстати, одного из основателей Организации Объединенных Наций.
Защита национальных интересов – это прямая обязанность президента, и, естественно, он руководствуется прежде всего этим при принятии важнейших решений, в том числе и во внешнеполитической сфере. Это полностью соответствует статье 79 Закона о Президенте Республики Беларусь: «Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти».
Если в период предстоящей предвыборной кампании в Белоруссии ставка с нашей стороны будет сделана на «НТВизацию», то можно уже сегодня с полным основанием сказать, что мы начнем активно терять белорусское общество, терять поддержку тех, кто искренне хочет быть вместе с Россией, для кого славянское братство не пустой звук.
Вопрос, собственно, будущего России во многом зависит от того, как будут выстраиваться в ближайшие месяцы и годы взаимоотношения с Беларусью.
Совершенно понятно, что здесь нет и не может быть (прежде всего по объективным обстоятельствам) какого-либо силового решения со стороны России. Интерес россиян – это братская Белоруссия, а не лично Лукашенко.
Но реальность такова, что без этого политика, являющегося сегодня подлинным лидером Беларуси, диалог наших стран может превратиться в разговор слепого с глухим. Со всеми вытекающими из этого последствиями...
Иван Макушок,
главный редактор журнала «Союзное государство».
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=58435