Согласно американским авторам, понятие «сетевая война» относится к конфликту, связанному с информацией, и означает действия по подрыву, разрушению либо видоизменению того, что являющееся целью население знает (или думает, что знает) о себе и окружающем мире. Подобные действия могут вестись против политики конкретных правительств и режимов негосударственными структурами, оппозиционными группами или движениями, включающими, например, борьбу за окружающую среду, права человека и т.д.

Как правило, в данном случае в виде основного субъекта и оппонента государственных институтов выступают неправительственные организации так называемого третьего социального сектора (НПО или NGOs). Некоторые из них способны создавать межгосударственные (транснациональные) сети и коалиции, больше напоминающие развитие гражданского общества (даже глобального), чем нации-государства, и, балансируя на грани закона, использовать новейшие технологии в области информации и связи для усиления своей активности по «импорту демократии».

Имея огромный опыт в части подобного «импорта», зарубежные NGOs располагают богатым арсеналом косвенных воздействий на ситуацию в том или ином государстве, включающим, помимо прочего, непосредственные и опосредованные контакты с оппозицией. Конечная цель - не абстрактная «свобода» и демократия, подразумевающая реальную «власть большинства», а перевод «освобожденного» социума под внешнее управление.

В качестве примера как это делается, рассмотрим современную Белоруссию, где взаимодействие местной оппозиции с западными структурами в настоящее время осуществляется на партийном уровне и уровне общественных (в том числе молодежных) неправительственных организаций.

В основе тактики западных NGO в Белоруссии лежит:
  • отказ зарубежных доноров от финансирования проектов явно выраженной политической направленности;
  • оптимизация, посредством перераспределения между центром и регионами в пользу последних, направляемых из-за рубежа финансовых и материальных средств;
  • реализация программ обучения для функционеров на сопредельных территориях (Польша, Литва, Украина);
  • стремление к созданию новых независимых центров аналитического плана, целью которых является не только изучение общественных процессов, но и разработка проектов (политтехнологических, правовых, социокультурных и т.д.), способствующих усилению влияния Запада;
  • ориентирование белорусских оппозиционных организаций на подготовку к парламентским выборам.
В свою очередь, внимание местных оппозиционных структур концентрируют на:
  • целенаправленной работе по привлечению финансирования из источников внутри и вне республики;
  • проведении социальных кампаний без явного (но реально имеющегося) политического подтекста с целью завоевания симпатий различных категорий граждан (электората);
  • обеспечении максимально широкого информационно-пропагандистского резонанса своих пиар-акций и выхода на масс медиа, в том числе государственные и российские;
  • отлаживании контактов с представителями различных государственных структур и органов, посредством которых осуществляется лоббирование своих интересов;
  • предстоящих парламентских выборах 2012 года.
В нынешних белорусских условиях избирательная кампания фактически становится тестом на «разумность» (гибкость, внимательность, элементарную сообразительность и т.д.) политиков и политических сил, с помощью которого население оценивает интеллект как официальной, так и потенциальной власти. Белорусский «электорат» все быстрее осознает, что время политической пассивности проходит. В то же время потенциальные избиратели не менее ясно осознают, что торопиться мстить «старой» власти пока невыгодно, поскольку неизвестно, кто в этом случае может придти ей на смену и как это отразится на их реальной жизни.

С учетом сказанного, стратегическая цель как западных, так и местных оппозиционных NGOs-НПО – изменение существующей системы власти и управления хозяйствованием посредством более эффективной подготовки и последующей успешной сдачи избирательного и прочих политических «тестов».

Основные направления стратегии и тактики в преддверии парламентских выборов:
  1. Консолидация оппозиционных и антипрезидентских сил.
  2. Делегимитизация нынешнего руководства РБ.
  3. Способствование усилению внешнего влияния на руководство РБ.
  4. Поиск новых форм и способов информационного воздействия на белорусское общество.
  5. Приобретение в ходе подготовки к избирательной кампании новых каналов коммуникации с населением.
  6. Привлечение на свою сторону не менее половины голосов избирателей.
  7. Попытка заявки на лидерство в объединенной оппозиции возможного будущего «единого» кандидата в президенты.
  8. Подготовка и «обкатка» партийных структур в преддверии выборов.
  9. «Раскрутка» посредством активного участия в избирательной кампании практически всех оппозиционных политических структур. В том числе посредством активной агитации против проведения выборов.
  10. Определение реальной, а не формальной численности сторонников. Цель – выяснение количества людей, готовых участвовать не только в избирательной кампании, но и в других мероприятиях (митингах, уличных акциях и т.п.) и последующее использование потенциала, накопленного в ходе выборов для роста рядов, создания организаций в регионах Белоруссии и усиления влияния в обществе.
Основные пути реализации стратегии и тактики:
  • преодоление «информационной блокады» оппозиции в государственных СМИ посредством инициирования соответствующих информационных поводов; продолжение кампании по дискредитации действующего президента с целью продвижения и закрепления в массовом сознании его негативного образа; поддержание необходимого информационного фона и темпа кампании вокруг исчезнувших политиков;
  • убеждение максимального количества представителей номенклатуры на местах и граждан в возможности положительных изменений в случае прихода оппозиции к власти;
  • популяризация идеи вступления РБ в Европейский Союз в случае прихода к власти оппозиционных сил и смены власти;
  • использование в пропагандистских целях любых кризисных ситуаций, которые могут возникать в РБ в связи с экономическими либо социальными проблемами, а также эксплуатация социальных и экономических лозунгов;
  • организация и проведение в регионах политико-пропагандистских акций позиционируемых как мероприятия, имеющие социально-экономическую подоплеку;
  • системная работа с той частью номенклатуры, которая ориентирована на перемены;
  • расширение контактов среди политической и деловой элиты России;
  • укрепление финансовой и иной поддержки со стороны Запада;
  • создание иллюзии поддержки «сконсолидировавшейся» оппозиции не только в самой РБ, но и за рубежом.
Цели:
  • расширение базы поддержки со стороны белорусского общества;
  • привлечение на свою сторону всех противников власти, а также политически не определившихся граждан;
  • структуризация новых сторонников в регионах;
  • усиление протестных настроений среди населения;
  • сохранение и укрепление как можно более широкой оппозиционной коалиции как политической силы, способной эффективно бороться с властью и в поствыборный период;
  • «раскрутка» в массовом сознании (с последующим прицелом на вхождение в «большую политику») «молодых политиков», поддерживаемых молодежными структурами радикально-оппозиционного толка;
  • продвижение в массовое сознание позитивного образа структур оппозиции.
Механизмы и средства достижения:
  • Разработка календарного плана действий, о наличии которого может свидетельствовать синхронность и унификация действий (общие кандидаты, использование унифицированной символики, сходство программных тезисов и тем выступлений).
  • Создание ряда центров (в том числе, региональных), обеспечивающих эффективное планирование, системный анализ, взаимодействие со СМИ, правовое и иное обеспечение кампаний кандидатов от оппозиции.
  • Приемы работы с населением, заимствованные из сферы политического PR (агитаторы в общественном транспорте и др. «толпообразующих» местах, письменные опросы граждан об их отношении к власти и т.п., «листовочные» кампании, поквартирный «от двери к двери» обход граждан, кампания в подконтрольных масс-медиа).
  • Использование компромата.
  • Выдвижение подготовленных кандидатов.
  • Предпочтение предпринимателям в практической работе с целевыми группами граждан.
  • Заблаговременное создание предпосылок для непризнания «неудобных» итогов выборов.
Основные принципы стратегии и тактики:
  1. Рассмотрение и подход к выборам как инструменту влияния на развитие ситуации в республике. Избирательная кампания рассматривается, в том числе, и как профинансированная из госбюджета возможность доступа к государственным СМИ, прежде всего, телевидению.
  2. Прагматизм и последовательность во взаимоотношении с властями. Суть – навязывание своих «правил игры».
  3. Комбинированность. Суть – сосредоточение всех задействованных в избирательной кампании ресурсов на том виде действий, который на данный момент является основным, с передачей остальных (поддерживающих, обеспечивающих и т.п.) функций специалистам в сопутствующих областях. Это способствует: экономии времени, а также экономии и качеству (эффективности) действий.
  4. Синергия действий и личностей. Суть – системность, всеобщность, креативность и технологичность действий. Стимулирует изобретательность мышления, «подстегивает» творческие способности исполнителей, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.
  5. Разделение рисков. В случае возникновения угрозы противодействия со стороны власти, партийные структуры оппозиции и их кандидаты будут стремиться переходить на автономный режим.
  6. Концептуальное единство. Структуры НПО-NGOs манифестируют не централизованную постановку задач, а концептуальное лидерство. Фактически можно говорить об идеологической компоненте «оппозиционности вообще2 и связанном с ней стратегическим целеполагании, присутствие которых продуцирует максимальные усилия партийных активистов, их готовность к работе «на совесть».
  7. Способность к преадаптации. Будучи избавленными от ряда недостатков властной вертикали (более небюрократичны), благодаря своей менее иерархичной и сетевой организаций, партийные структуры способны к преадаптации, то есть могут схватывать на лету ту или иную тенденцию, наметившуюся в избирательной кампании, и готовить результат на перспективу («в стол»). Это достижимо благодаря широкой «специализации» участников: они параллельно или попеременно могут заниматься несколькими (или даже всеми) направлениями, которым посвящена деятельность определенной структуры.
Выводы.

Таким образом, можно констатировать сетевой характер деятельности в Белоруссии неправительственных организаций так называемого третьего социального сектора (НПО или NGOs), стремящихся планировать, инициировать и реализовывать собственный событийный ряд, свои информационные поводы и проекты и т.д., воспринимающиеся населением.

Что конструктивного (помимо демонстрации уверенности в полной ничтожности прозападной оппозиции, очередного «закручивания гаек» и «традиционного» арсенала «вертикального» воздействия) могла бы предпринять в данном контексте властная вертикаль Белоруссии? Оптимальный выход – создание на постоянной основе действенной, упредительной системы управления общественными процессами, являющейся симбиозом общественных организаций и государственных структур, мягко вписывающейся в общественную жизнь и задействованной во всех общественно значимых событиях [1].

Фактически речь идет о перехвате стратегической инициативы в сфере построения гражданского общества у зарубежных субъектов. Оно должно выстраиваться во благо общества, а не служить инструментом вестернизации (что де-факто тождественно переводу под внешнее влияние и управление этого общества, вынужденного пользоваться «чужими мозгами» в том числе и потому, что свои  закупориваются) [2].

Возвращаясь к началу, уточню, что сетевые войны – это не реальные войны (в традиционном понимании этого слова). Со стороны атакующего субъекта это, прежде всего, попытка управления системой через ее хаотизацию – методологический принцип утверждения контрольно-управленческих функций над социумом. В то же время, со стороны обороняющегося сетевая война может превратиться в инструмент попытки предотвращения возникновения реального (силового, военного) конфликта на ранней стадии, то есть, в средство предотвращения хаоса. Таким образом, сетевая война, как средство сдерживания хаоса в социуме амбивалентно (двойственно) поскольку может также стать функцией чьей-то кибернетической (управленческой) позиции присутствия, как и чьей-то позиции и присутствия силы.

Примечания

[1] Понимают ли представители этой «вертикали» специфику принципов сетевого самоуправления? Думаю, да. Во всяком случае, доводилось слышать годков эдак с восемь тому назад, как один из крупных «вертикальщиков», ознакомившись с подобным предложением, аж взвился от возмущения со словами: «А я чем же тогда заниматься /кем руководить/ буду?!»

[2] Один из наиболее характерных способов сетевого самоуправления – «экспертный» – состоит в том, что при этом решения от всей структуры по конкретному вопросу принимает человек, признанный всей структурой как наиболее компетентный в данном вопросе, он же несет всю ответственность за последствия. Ничтожество (единственным достоинством которого является протеже такого же ничтожества или родственника), тратящее часы на совещания, в процессе которых вещает, что оно здесь главное и поэтому все присутствующие должны его слушать, в такой роли не может оказаться по определению.

Regnum Беларусь