В последнее время над Беларусью сгущаются тучи. Беспорядки во время выборов президента, взрыв в метро, а теперь – явная готовность «цивилизованного мира» и Российской Федерации давить непокорную республику экономическими методами.
Многие белорусы в этой сложной обстановке хотят перемен в своей стране. Когда я встречаюсь с такими людьми, они уверяют меня, что во всем виноват Лукашенко. И даже взрыв в минском метро, по их мнению, организовал тоже он. Когда я спрашиваю их, зачем ему это надо, они мне говорят: «ты там у себя даже понятия не имеешь, что такое этот колхозник». Им надоел Лукашенко, им надоело быть «последней диктатурой Европы». Я их понимаю. Но я хочу обнять их и сказать: пожалуйста, ребята, берегите свою страну. Берегите Белоруссию. Не только ради себя, но и ради всех нас.
Я родился в Латвийской республике 30 лет назад, всю жизнь прожил в этой стране, а последние три года работаю по своей специальности в Ирландии. Все, что происходит в вашей стране, я знаю только по рассказам родственников жены, которые каждый год ездят туда в гости к родным, а также по материалам в Интернете. Поэтому я не знаю нюансов жизни в Белоруссии. Зато я могу точно сказать, какое отношение вызывает ваша страна у большинства населения бывших республик СССР. Это – уважение, смешанное с завистью.
Дело не только в том, что президент Лукашенко вызывает у соседей уважение тем, что, несмотря ни на что, гнет свою линию и бьется за благосостояние своего народа (так, по крайней мере, это выглядит со стороны). Дело и в том, что Белоруссия – единственная постсоветская республика, которая смогла переломить предначертанный ей ход событий, остаться независимой и идти собственным путем. Во всех остальных республиках (включая Российскую Федерацию) к власти пришли правительства, которое по характеру и итогам деятельности правильнее называть колониальной администрацией евроатлантических сил.
Многие очевидные вещи не заметны изнутри, но людям за пределами Белоруссии видно, что у вас сохранилось уважение к своей истории, к Советскому Союзу и к Великой Отечественной войне. Каким-то образом только в Белоруссии получились те реформы, к которым шел поздний СССР. И, судя по вашей прессе, у вас советские и национальные ценности гармонично сочетаются с элементами рыночной экономики. Поверьте, это очень важно. Когда события прошлых лет оголтело оплевываются, и страна называется преступной – это симптом больного, погибающего общества, которому целенаправленно ломают сознание. Если говорится, что вчера все было плохо и неправильно, а сегодня все хорошо и правильно – это значит, что нет никакого самоуважения, и в обществе нет таких естественных и жизненно необходимых вещей, как признание непрерывности времен и принятие своей истории такой, какая она есть. Наверное, каждый из нас знает людей, которые постоянно говорят, что сегодня-то они уж точно начинают новую жизнь. Это – хронические алкоголики.
Белоруссия в глазах жителей других бывших республик СССР является живым доказательством того, что можно развиваться, не имея никаких особых природных ресурсов, и при этом оставаться подлинно независимой страной. Страной, которая открыта для всего нового, но при этом сохраняет свои традиции и ценности. Год назад я с удивлением и удовольствием читал белорусскую газету, где говорилось и о почтении памяти павших в Великой Отечественной войне, и о строительстве нового бизнес-центра. Подобное можно встретить и в китайской прессе. Это – признак здорового и сильного общества, которое идет вперед, но чтит свое прошлое.
Я вовсе не собираюсь превозносить Лукашенко и говорить, что он самый лучший президент на свете. Я знаю, что он не особо стесняется в выражениях, и знаю, что он вникает в какие-то мелочные дела, которые вовсе не стоят президентского внимания. Возможно, он не слишком хороший руководитель. Он далеко не идеален, и белорусы знают это гораздо лучше, чем я. То, что он не умеет или не хочет передавать обязанности своим подчиненным – это, конечно, большой минус. И, пожалуй, если все держится только на нем, если он не создал гибкую и прочную систему, которая смогла бы работать без центрального управления, жестко завязанного на президента, это в ближайшем времени – смертный приговор для республики.
Мне приходится общаться с молодыми белорусами в Ирландии, и я замечаю, что они очень наивно настроены, несмотря на то, что уже долго живут на Западе. Они адекватно оценивают сильные и слабые стороны западной жизни, они не «змагары», но все равно считают, что Лукашенко – последнее препятствие на пути РБ в «цивилизованный мир». Могу сказать уверенно: если мнение этих молодых людей отражает мнение прогрессивной части белорусской элиты, ваша страна обречена. Позвольте объяснить.
Такое настроение мне до боли напоминает то, которое было в РФ и Латвии в 90-е годы. Эта инфантильность и эмоциональность в мышлении, похоже, не выветрилась даже за 20 лет, в течение которых многие цветущие республики СССР превратились в пустыни с небольшими оазисами. Наверное, это потому, что вы не успели узнать, во что выливается выбор в пользу «демократии и европейских ценностей» на деле. А может, виной как раз то, что в РБ – последний заповедник доверчивых советских зайцев, которые так легко всему верят.
Главное – то, что этих «зайцев» легко раскачать и использовать их справедливое возмущение для разрушения их же собственной страны. Сужу по Латвии: эти технологии сегодня так хорошо отточены, что потом сами обобранные до нитки «зайцы» – без шансов найти на Родине работу, без надежды на спокойную старость, обреченные до самой смерти участововать в «крысиных бегах» ради жалких грошей на пропитание – благодарят своих грабителей. Слегка пеняя им за то, что реформы были проведены недостаточно хорошо.
Да, в Белоруссии сейчас нелегко, и я думаю, что в ближайшие годы наверняка будет еще сложнее. Но сложно будет везде, во всем мире. Включая агонизирующий Евросоюз. Советую вам, как человек, двадцать лет наблюдавший плутократическую свистопляску: не променяйте шило на мыло. В такое сложное время можно доверять только тем, о ком хорошо говорят его реальные дела. Найдётся немало людей, которые будут готовы отдать страну на разграбление международным авантюристом за роль калифа на час.
Вот примерный сценарий, реализация которого быстро превратит Белоруссию в отсталую евроатлантическую колонию, управляемую марионеточным правительством. На постсоветском пространстве он был реализован не раз и не два:
Итак, на очередных выборах президента народ говорит: все, хватит пустых полок и финансовых неурядиц. В итоге побеждает претендент, который давно говорит о том, что тоталитарная колхозная Белоруссия должна встать на путь демократических реформ. Действительно, сколько можно терпеть этого колхозника?
С чего начнет новый президент? Конечно же, с издания указов о самых необходимых реформах:
1) арестовать диктатора Лукашенко и его приспешников;
2) немедленно сделать всю прессу и ТВ Белоруссии свободными;
3) взять стабилизационный кредит от МВФ;
4) установить правду о советском геноциде белорусского народа (например, в Чернобыле).
Итак, диктатор, его родственники и приспешники арестованы – и осуждены на пожизненное заключение. Как это «почему пожизненное»? А как можно оправдать то, что почти два десятилетия свободный народ белорусов держали в скотских условиях, в европейской «Северной Корее»? Вы что, тоже против свободы?
В то же время начинают действовать независимые СМИ. Так как они независимы, то задачи информировать вас о важнейших для страны новостях перед ними вообще больше не стоит. Поэтому вас ждет совершеннейший винегрет, из которого при всем желании невозможно составить целостного представления о происходящем, только небольшую часть идеологически верной мозаики. По правде сказать, любое крупное СМИ в любой стране является носителем господствующей идеологии. Но одно дело – когда эта идеология направлена на то, чтобы человек был хорошим гражданином, и другое – когда она прививает ему самое низменное, деморализует его, превращая в равнодушного потребителя.
Телевидение заполнят шоу, посвященные «запретным» темам. Начнется обсуждение опасности наркотиков, в результате чего они поделятся на опасные и неопасные, запрещенные и... разрешенные. Сначала в общественном сознании, а затем и официально. Рынок легких наркотиков – сверхликвидный. К примеру, Джордж Сорос ежегодно вкладывает миллионы долларов в раскрутку нарко-культуры. В реальности эти ТВ-программы выливаются в то, что школьники повально курят «траву» и употребляют другие «вещества», не видя в этом ничего плохого. А в условиях депрессивной экономики бывшие промышленные районы превратятся в настоящий «зомби-ленд» героиновых наркоманов. Почему депрессивной, и почему промышленные районы станут бывшими? Да потому, что ваша страна получит особо выгодный кредит от МВФ.
Я знаю, что Белоруссии уже приходилось брать займы у этой организации – и, вроде бы, ничего страшного не случилось. Но одно дело – сильная страна, за которой еще и авторитет России; и другое дело – страна ослабленная, да еще и с «союзницей» РФ, которая от МВФ ничем не отличается. Во втором случае и условия будут другими – то есть, кабальными. А с такой упрямой республикой, как Беларусь, расправятся показательно – можете не сомневаться.
Как известно, МВФ – американская «международная» компания, которая дает странам деньги в обмен на различные реформы (далеко не только экономические). Широко известно то, как МВФ «помог», к примеру, Аргентине, Югославии, Мексике и Руанде. В двух из перечисленных стран – Югославии и Руанде – «помощь» МВФ вообще вылилась в гражданские войны, в ходе которых погибли сотни тысяч (!) человек. Обычно же результатом взятия займа у МВФ является деиндустриализация страны, распродажа ее наиболее ценных активов зарубежным «инвесторам» и установление на важные посты нужных МВФ людей. Как нетрудно догадаться, все «негативные последствия» реформ известны уже заранее, и не являются следствием деятельности «глупого правительства».
Кстати, Латвия тоже недавно прибегала к помощи МВФ и ЕЦБ (Европейского центробанка). Кредиторы выдвинули среди прочих одно интересное требование: сохранить финансирование министерства обороны в прежнем объеме. Казалось бы, как связан кредит и МО? Примерно так, как некогда было связано с выдачей кредита требование к РФ вернуть в правительство А.Чубайса. У нас в Латвии «распиливать» уже почти нечего, но соглашение с МВФ явно содержало «секретные протоколы», поскольку после получения денег страна заняла стопроцентно проамериканскую позицию по всем возможным вопросам. И излишне говорить, что долг мы отдать не сможем. Что, в свою очередь, обуславливает еще большую сервильность наших властей.
Теперь о новой, «негативной» национальной идее. Не важно, что именно станет тотемом. С большой долей вероятности это будет чернобыльская катастрофа.
Любую сравнительно небольшую трагедию можно с помощью продуманной программы в СМИ раздуть до вселенских масштабов. О такой реальной трагедии, как Чернобыль, и говорить нечего. Главной же целью спецоперации «Чернобыльский геноцид европейского белорусского народа» будет являться максимальный отрыв Белоруссии от той общности, которую можно условно назвать и «русским миром», и советским народом. Чернобыльская тема – только средство для достижения этой цели. Аналоги есть в соседних странах: «сталинские репрессии» в РФ, «оккупация» в Прибалтике, «голодомор» на Украине, и так далее. Начнется все наверняка с заваливания ТВ передачами о том, какая трагедия случилась 26 апреля 1986 года. Семьи пострадавших станут завсегдатаями ТВ-шоу. Дальше – больше. Начнет развиваться мысль: а можно ли считать нормальной страну, где происходит такое? Отдельные «говорящие головы» даже будут утверждать, что это была намеренная диверсия для уничтожения белорусского и украинского народов. На начальном этапе эти деятели будут считаться радикально настроенными.
Сперва все люди будут охотно участвовать в политических игрищах, ходить на митинги и выборы. Действительно: вот она, свобода! Нет диктатора Лукашенко! Тот факт, что все партии при так называемом «демократическом» устройстве в конечном итоге завязаны на деловые интересы совершенно конкретных «уважаемых людей» и «инвесторов», становится понятен далеко не сразу. А то и вообще никогда. Если вы наблюдаете за политической ситуацией в РФ и Прибалтике, то видите, что при желании можно морочить народу голову бесконечно.
Особое внимание будет уделено изобличению «преступлений сталинизма». Сколько было расстреляно невиновных, как заваливали врага трупами в Великой Отечественной войне, как подставили Белоруссию, где по вине Сталина погиб каждый третий белорус, и так далее. Подобными передачами будет завален весь эфир белорусского ТВ и газет. Сначала осторожно, а затем всё увереннее будет проталкиваться мысль о том, что полицаи были тоже людьми, просто другими. И уничтожали они не население Белоруссии, а исключительно большевиков. Не верите? Зря. В Латвии легионеры «Ваффен СС» ежегодно празднуют день своего «боевого крещения» 16 марта. Происходит это при полной поддержке ЕС, США, и негласном одобрении РФ.
Сталин, разумеется, никого не интересует. Белоруссия интересна как рынок сбыта, источник дешевой рабочей силы и место, где можно приятно отдохнуть с красивыми доступными девушками. А борьба с памятью об СССР предназначена для отрыва Белоруссии от безымянной ныне советской общности, дискредитации социализма, а также для хаотизации мышления людей. На примере родной Латвии должен с прискорбием заметить, что 20 лет интенсивной пропаганды оказывают очень сильное воздействие на мышление и ценности. Люди «перепрограммируются» так, что даже многие ветераны ВОВ начинают считать, что воевали на стороне Зла.
И когда через десяток лет все станет яснее некуда, когда станет очевидным, что свои жалобы «сколько можно копаться в истории, надо жить мирно и развиваться» вы повторяете уже много лет безо всякого результата – тогда окажется, что единое некогда население давно разбито на тысячи чужеродных кусков, враждебных друг другу по взглядам на религию, политику, по отношению к гомосексуалистам, вегетарианцам и т.д. Внезапно окажется, что эти смешные перед лицом большой общей беды разногласия являются непреодолимыми. И нет ни крупных производственных объединений, ни сильных профсоюзов – никого, кто бы мог возглавить борьбу против антинародного правительства. И собрать воедино этот народ-кисель уже невозможно.
Если говорить честно, то белорусы – единственный народ из семьи бывшего СССР, который я уважаю. Потому что такие привычные для вас вещи, как уверенность в собственной безопасности, спокойная жизнь, а также уважение к своей стране и истории у нас, ваших соседей в Прибалтике, уже забыты. А само понятие «своя страна» стало очень виртуальным: своего в ней осталось очень мало. Кроме того, белорусские парни все еще охотно идут в армию, и они знают, что эта армия и они сами нужны правительству и стране. Латвийская же армия, к сожалению, находится в составе войск НАТО, осуществляя во многих странах ту самую оккупацию, за которую сегодня ругает Советский Союз.
Беларусь – не страна Лукашенко. Это ваша страна, и другой у вас никогда не будет. Как будут развиваться события –покажет время. Сегодня события в мире происходят очень быстро. Трещит по швам ЕС и его валюта, лихорадит США, продолжаются регрессивные процессы в РФ. Мир входит в мрачную воронку Великой Депрессии-2. Все еще только начинается.
Сегодня можно читать новости о том, что происходит в Египте, где пару месяцев назад произошла «твиттерная» революция. Люди решили выйти на площадь, почему-то считая, что таким образом что-то меняют, притом к лучшему. Сегодня они в шоке: «где моя страна? Почему уже который месяц за окном все время стреляют? Когда это закончится? И закончится ли вообще?» Посмотрите на фотографии, сделанные в начале мятежа в Египте: там взрослые мужики с мышлением детсадовцев. Они сами, своими руками уничтожили свою (да, далеко не идеальную) страну, и до сих пор не могут этого понять.
Если хочется перемен – надо получать образование, идти во властные институты и гнуть свою линию. Только так, и никак иначе: эволюция, а не революция. В противном случае результат будет такой же, как в Египте – но с поправкой на белорусский климат.
Я верю в то, что Белоруссия выйдет из сегодняшних неурядиц ещё более сильной, чем прежде. И покажет пример всем своим соседям. Вы же умеете лавировать между двумя огнями. Может, протянете до развязки больших событий? Может, именно ваша республика станет точкой кристаллизации нового Союза, центром оздоровления постсоветского пространства?
Где же ты, Россия?
Были мы с тобой
Связаны так сильно
Общею судьбой,
Вместе проживали
Долгие века,
Вместе побеждали
Общего врага.
Где же ты, Россия,
Что же ты, Россия?
Где былая сила,
Ум и доброта?
Все поотдавала,
Все проторговала,
И теперь уж стала
Ты совсем не та...
советский
04.12.2011 00:41
Да пусть их,- мне наплевать. Снюхались бомж с полицаем, - компания хоть куда.)... Но просто для информации скажу, что в те времена частного автосервиса вообще не было. Я работал в АТП (автобусно-таксомоторный парк). А три года службы в 60-е позволяли солдатам стать классными специалистами. Я дорос до 1-го класса радиотелеграфиста. Морзянка моя стихия. И сейчас люблю послушать коротковолновиков. Каким военным специалистом можно стать за теперешних полтора года, не знаю. ..... Не могу претендовать на роль экономического эксперта, или политического обозревателя (чисто интуиция и здравомыслие), но свою гражданскую позицию здесь вижу в том, чтобы давать отпор подлецам, льющим грязь на мою страну. Их здесь не больше дюжины, (да ещё внук с самлюдвал иногда делятся на клеточки)... Может я уже и надоел частыми рассказами о моих поездках по Минской области, но вот и сегодня проехал по московской трассе до Борисова. И как же я смеялся, вспоминая утверждения НетФокса о том, что Лукашенко загубил сельское хозяйство.).. Погода стоит предзимняя, а поля в Беларуси что картинки. Настолько виден хозяйский подход к земле, что невозможно даже представить, как же должна она выглядеть, если бы была не ,,загублена,,. Вот загубленные земли я видел на Украине, в России, думаю, они есть и в других постсоветских странах. Нет, я согласен, есть моменты и негативные, но это действительно моменты, а не система. Президент в каждое хозяйство нос свой не всунет. А председателей-раздолбаев ещё хватает. Но такое потихоньку искореняется. И Лукашенко не должен отпускать вожжи в разговорах с министрами и хозяйственниками. Иначе будет развал, как при Шушкевиче.
Внук партизана-Бомжу
02.12.2011 19:03
Я когда служил, тоже пару художников было.Да, в каждой части свои художники,и как правило рисуют на троечку,неизвестно для кого,зато стукачи-подхалимы из них сортовые:)
бомжам и внукам.....
02.12.2011 18:46
....вы- два убогих дебила........перестаньте босота оскорблять советского.и вообще...валите с этого сайта недоумки
Белта
02.12.2011 18:03
2 декабря,- БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко считает очень выгодными последние договоренности в Москве. Об этом он заявил сегодня журналистам во время рабочей поездки в Ивацевичский район Брестской области, передает корреспондент БЕЛТА.
Глава государства отметил, что, продав 50% "Белтрансгаза", Беларусь значительно приобретает, получив большую скидку по природному газу. "Эта экономия в год может составить $2,5-3 млрд. только на природном газе. Плюс $2,5 млрд. они нам перечислили. Считайте, в будущем году - $5,5 млрд. сразу", - сказал Александр Лукашенко. "И это же три года, а потом - привязка к внутрироссийской цене. То есть мы будем на равных конкурировать в Российской Федерации со своим товаром. Это большое подспорье для нашей экономики", - подчеркнул Президент.
"То, что нам удалось решить, а переговоры шли более двух лет, это благо для белорусского народа", - считает Президент.
Александр Лукашенко рассказал, что Беларусь, имея 50% "Белтрансгаза", и не продавая его России, имела бы цену на природный газ, как Германия. "У нас природный газ в следующем году достиг бы $400-420 за 1 тыс.куб.м. Мы договорились, что будет на границе этот газ по $165 за 1 тыс.куб.м. То есть наполовину упала цена", - сказал глава государства. Он напомнил, что россияне давно уговаривали продать вторую часть "Белтрансгаза". "Я им постоянно говорил: "Мы не против продать 100% трубы, но условия - чтобы она была всегда заполнена и чтобы была прокачка через Беларусь", - отметил Александр Лукашенко. Это поступления в страну за транзит, налоги, а также занятость белорусских граждан.
По поводу высказываемых обвинений в распродаже страны Александр Лукашенко отметил, что все рассудит время. "Они какой аргумент приводят? Мол, Лукашенко лишился рычага давления на Россию. Умалишенные. Как будто Лукашенко выхватит из земли эту трубу и начнет, размахивая, бегать по России, угрожать России. Ну, это что, умные люди?" - сказал Президент. "Я с Россией не собираюсь воевать. Вот они придут - пусть попробуют, а мне война с Россией не нужна. Я хочу, чтобы страна была стабильной, спокойно развивалась", - подчеркнул Президент.
Глава государства считает, что если бы Беларусь в этом году имела такую цену на природный газ и не было бы вывоза значительного объема валюты в связи с приобретением населением автомобилей, в стране не было бы финансовых проблем. "Вы дайте еще 5 млрд. в год валюты, и нет никаких проблем. Но наша экономика, общество не выдержали такой нагрузки. И что, я должен был молиться на эту ржавую трубу, которая в земле лежит?" - сказал Президент. "Ну, вот они построили одну трубу "Северного потока", сейчас вторую построят. Россия - супербогатая страна, она может подарить нам эту трубу. Но что ты качать будешь по этой трубе? Природный газ - это даже не нефть. Нефть мы можем из Венесуэлы привезти, еще откуда-то. Природный газ не привезешь", - отметил глава государства.
"Вы знаете, кто стонет и воет. Вот если бы "Белтрансгаз" купили Евросоюз или Америка, поверьте, была бы полная тишина. И не было бы "здрады", не было бы "здачы незалежнасці і суверэнітэта", як яны кажуць і енчаць там", - сказал Президент. "Все это гнилая, дохлая политика, - отметил Александр Лукашенко. - Я не для того в стране, чтобы сдавать суверенитет и независимость. Я должен принимать оптимальные решения". "Пусть успокоятся и гвалтом не кричат, особенно те, кто уничтожил страну - Советский Союз, где мы за 2 копейки имели дизельное топливо, бензин ничего не стоил. И если бы мне это сейчас, то был бы в Беларуси оазис", - заключил Президент
Лживая информация об уголовном деле белорусских террористов появляется в СМИ с целью давления на власть, заявил на пресс-конференции в Минске в пятницу первый заместитель председателя Следственного комитета Беларуси Андрей Швед.
"Отмечается появление недостоверной и откровенно лживой информации, цель которой - оказать давление на власти и суд. Кому-то не нравится, что правоохранительная система в столь короткие сроки выявила преступников", сказал А.Швед.
Из всей, перечисленной "савецким", его "трудовой деятельности", только работа автослесарем заслуживает внимания. И то, смотря где. Если на СТО (автосервисе), то, насколько помню, там, в советское время, одни прохиндеи (барыжники, да фуфлыжники) были. Служба в СА под вопросом. Наверняка там тоже художествами занимался - "ленкомнаты" оформлял. Так можно и 30 лет "прослужить". Без особого вреда для здоровья. Был у нас в армии такой. Все службу несут, а он, знай себе, плакатики малюет. Так и промалевал всю службу.
Случайный прохожий
02.12.2011 03:08
Комментарий правозащитника А.Мухина,кстати,коммуниста,побывавшего в зале суда:Скандировали практически все. Кроме охранников белорусского правителя. Хотя и их каменные физиономии с "одобрямсом" не ассоциировались.
Ни одного возгласа в поддержку расстрельного приговора я не услышал ни от потерпевших, ни от иных присутствующих. Ни в зале суда, ни за его пределами.
Более половины зала – молодежь. Ровесники двух юношей сидящих в одной клетке, разделенной на две половины оргстеклом. В клетке, окруженной семью стражами режима, вооруженных огнестрельным оружием. Плюс одиннадцать чернорубашечников и три офицера во главе с полковником перед сценой. Это не считая бесформенных сотрудников спецслужб, стоящих с обоих сторон каждого ряда. О количестве лиц в форме и без оной, находящихся в полной боевой готовности за пределами зала остается только догадываться.
Судя по реакции зала молодежь поучила наглядный урок антиправосудия. Приговор не воспринят белорусским народом законным и справедливым. Одну из потерпевших, выражавшую возмущение зачитываемым необоснованным приговором в котором утверждалось, что монтаж видеосъемки не обнаружен, судья приказал из зала удалить.
Внук партизана
02.12.2011 01:49
Советский-совецкий-совок разницы нет,можешь считать это за трасянку,язык на котором глаголит твой кумир.Вот если бы совкодрочер какой-нибудь,тогда да.******стал художником, и своими работами прославлял трудовые подвиги советских людей. Украшал города и сёла.****Пацсталом:)Ну, и прославил кого?Впечатлило кого-нибудь твоя живопись?Какими работами хвастануть можешь?Где фрески или полотна твои можно лицезреть?А если серьезно,в нормальном мире, твои художества максимум как работа маляра стоит,хотя зря нужную профессию обижаю,дешевле раза в три,Шагал ты наш:)художник мля:)Вот и ссышь чтоб курс не сменился,зная что за бортом окажешся.
советский - палицаю
01.12.2011 22:35
Внук партизана01.12.2011 20:35
......,,Когда тупице нечего сказать по делу,он цепляется к нику или передергивает его,,......---- ,,совецкий,, / ,,савецкий,, / ,,совок,, - так кто цепляется к нику и передёргивает его? Я тебя предупреждал, что отвечу адекватно. .... - бомжу: работал автоэлектриком, служил три года в СА, учился в БГТХИ, стал художником, и своими работами прославлял трудовые подвиги советских людей. Украшал города и сёла.)... Все профессии важны, все профессии нужны, кроме бомжей и палицаев.
Белорусская нива
01.12.2011 21:30
Большинство белорусов выступают за сотрудничество Беларуси и России. Об этом сегодня сообщил директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси Игорь Котляров в ходе online конференции на сайте БЕЛТА.
Большинство белорусов выступают за сотрудничество Беларуси и России. Об этом сегодня сообщил директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси Игорь Котляров в ходе online конференции на сайте БЕЛТА.
Исследования института показали, что в настоящее время около 40% населения страны считают, что Беларусь и Россия должны и дальше развиваться в рамках Союзного государства, а более 50% выступают за развитие сотрудничества двух стран по международным договорам.
"5-6 лет назад около 80% населения страны выступали за Союзное государство, сегодня этот показатель значительно сократился за счет того, что сегодня более половины всего населения страны считают, что двум странам необходимо развивать отношения на договорной основе. То есть Беларуси необходимо быть более независимой в принятии решений, - пояснил Игорь Котляров. - И лишь 2% считают, что наша страна должна войти в состав России, а 7-10% населения выступают против российского вектора и экономической интеграции двух стран".
В данной ситуации мы четко видим, что отношения Беларуси и России достаточно хорошие и находятся на высоком уровне, отметил он. "Второй момент, который показали наши исследования, что Беларусь - независимое государство, которое не войдет в состав России, а газовые и молочные войны демонстрируют, что жители Беларуси в определенной степени считают, что наша страна должна принимать решения и справляться с проблемами, опираясь, прежде всего, на собственные силы, возможности и способности", - подчеркнул он.
Что касается вступления Беларуси в НАТО и ЕС, то исследования, по словам Игоря Котлярова, показали, что только 7% белорусов согласны на вступление страны в НАТО и 31,7% - готовы на присоединения к ЕС.
Он отметил, что данные исследования и опросы показывают, что в целом население Беларуси поддерживает интеграционные процессы. "Сейчас мы будем изучать последние моменты этого направления. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что Беларусь и Россия являются давними друзьями и партнерами и лишь 7-10% белорусов выступают против интеграции двух стран", - подытожил директор института.
http://www.belniva.by/news_full.php?id_news=28283
Бела ПАН
01.12.2011 20:43
Беларусь заняла первое место среди стран-республик бывшего СССР по росту потребительских цен за первые 10 месяцев нынешнего года.
За Беларусью расположились Таджикистан (8,9%), Молдова (6,8%), Казахстан (6,5%), Россия (5,2%), Украина (4,2%), Латвия (4,1%), Кыргызстан (3,9%), Азербайджан, Литва, Эстония (по 3,4%), Армения (0,9%) и Грузия (0,8%). Нет данных по Туркменистану (за январь-сентябрь - снижение на 1%) и Узбекистану (за январь-сентябрь - рост на 4,5%), передает БелаПАН.
По увеличению цен в октябре (на 8,2%) Беларусь также оказалась на первой позиции. В Кыргызстане цены повысились на 1,5%, в России - на 0,5%, в Армении - на 0,3%, в Казахстане и Латвии - на 0,2%, в Литве - на 0,1%. В Азербайджане и Украине цены не изменились, в Таджикистане и Эстонии - снизились на 0,1%, в Грузии - на 0,2%, в Кыргызстане - на 0,5%.
В 2010 году Беларусь заняла третье место среди стран бывшего СССР по росту потребительских цен (9,9%; прогноз - 8-10%). В нынешнем году рост цен не должен был превысить 7,5-8,5% согласно основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год, однако из-за почти трехкратного обесценения рубля прогноз не оправдался.
Бомж
01.12.2011 20:35
Э-э, "савецкий", а что лично Вы делали-то? Из Вами перечисленного?
Внук партизана
01.12.2011 20:35
Так и вижу, как сидя на мусорной свалке, бомж наяривает на клаве... ****Когда тупице нечего сказать по делу,он цепляется к нику или передергивает его,тут много таких, так сказать,особей. Уровень детского сада,и эти люди, еще учат жить правильно:)
Внук партизана
01.12.2011 20:28
А потом, в 80-е, пришли СОВКИ, которые своё счастье стали измерять количеством колбасы, наличием затёртых джинсов на задницах, возможностью жевать, подобно скоту, свою резиновую жвачку. ********Ха-ха,откуда пришли?Из амэрики-европы десантом высадили?Строили ракеты-Бамы,а зерно на хлебушек у заклятых врагов покупали,с целиной и прочими житницами,весь кардабалет содержался на нефтяные деньги,цена упала и рухнуло все,медицина тоже отставала всю жизнь.Дефициты на самое элементарное всю историю СССР.А весь этот треп, про патриотическое созидание,не про тебя.У меня вот сын в армии,а твой вроде за бугром учится,на деньги что тебе государство дало,за твои ,,сомнительные труды,,патриот хренов.А чаму не в Горецкую академию,с последующим распределением с деревеньку в чернобыльской зоне?*******Сидеть и видеть беспредел и ложь в свой стране,и радоватся-восхищатся?Вот уж хрен,лицемерить перед самим собой,это перебор.Родину люблю,страну тоже,но государство...просто не уважаю,презираю даже,и есть тому причины. Но тебе их не понять,ты не привык мыслить против генеральной линии,ты подпевала-приспособленец и лицемер,самое сладкое время для тебя сейчас.
interfax
01.12.2011 18:21
В Беларусь поступили от ОАО "Газпром" $2,5 млрд за 50% акций ОАО "Белтрансгаз", сообщается в пресс-релизе управления информации Нацбанка Беларуси.
В связи с этим, золотовалютные резервы страны по стандартам МВФ выросли до $7,38 млрд на 1 декабря с $4,63 млрд на 1 ноября 2011 года. В ноябре ЗВР увеличены на $2,74 млрд (на 59,4%) с учетом конвертации нерезервных активов в резервные, отмечают в НББ. По сравнению с началом года ЗВР по стандартам МВФ выросли на 46,7%.
ЗВР Нацбанка по национальным стандартам на 1 декабря составили $8,92 млрд, увеличившись по сравнению с началом года на 44,9%.
Внук партизана29.11.2011 02:38
.....,,Совок,человек,обычный,средне-показательный,так-сказать,едет туда где сможет больше заработать.,,..........----- Палицай, ты все понятия передёргиваешь, по своему обыкновению. Я принадлежу к тому поколению советский людей, которые ещё захватили тот, возвышающий человека дух созидания, и вместе с предыдущими поколениями были участниками строительства великой страны - СССР. Стоически перенося и переживая трудности послевоенного времени. Они строили ГЭСы, АЭСы, БАМы, новые города в Сибири и Беларуси, атомные подводные лодки, осваивали целину и космос, создавали новые самолёты и космические корабли, новые институты и новую медицину. Это были СОВЕТСКИЕ люди. А потом, в 80-е, пришли СОВКИ, которые своё счастье стали измерять количеством колбасы, наличием затёртых джинсов на задницах, возможностью жевать, подобно скоту, свою резиновую жвачку. А получив в 90-х ваучеры, стали заниматься рэкетом, и грабить таких же совков на польских и белорусских дорогах. Следующим этапом их ,,развития,, стало СОВКАНЬЕ их туда-сюда вроде бы на работу. Из Беларуси в Россию и обратно. Так и СОВКАЮТСЯ, не забывая попутно оплёвывать и охаивать свою родину. Вот ОНИ - СОВКИ! Хочешь одного увидеть?, - посмотрись в зеркало.))...
советский
01.12.2011 14:32
Так и вижу, как сидя на мусорной свалке, бомж наяривает на клаве... Только ничего хорошего не выходит: льётся одна грязь. Из грязной бомжовской души разве может выйти что-нибудь доброе?
БелТА
01.12.2011 14:25
1 декабря, Минск /- БЕЛТА/. Без Беларуси не может быть ни Единого экономического пространства, ни Таможенного союза, который создан на территории Беларуси, России, Казахстана. Об этом сегодня в ходе рабочей встречи с ответственным секретарем Комиссии Таможенного союза Сергеем Глазьевым заявил глава белорусского государства Александр Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.
Начиная встречу, Президент отметил, что вопросы, которые он хотел бы обсудить с Сергеем Глазьевым, связаны с формированием Единого экономического пространства. "Мы когда-то договаривались с вами, что спустя год-два вы мне честно и принципиально выскажете свою точку зрения, что у нас получилось, что может получиться, что не получилось на сегодняшний день и на что Беларуси следует обратить особое внимание", - сказал Александр Лукашенко.
"Во-вторых, вы прекрасно понимаете, что без Беларуси не может быть ни ЕЭП, ни Таможенного союза, в котором мы сейчас находимся. Поэтому вы, как человек, практически стоявший вместе с другими у истоков формирования этого процесса, будете абсолютно искренни, поскольку заинтересованы в успехе", - отметил глава государства.
"В-третьих, что тут греха таить, Беларусь - это будет особая страна в ЕЭП. Потому что у нее экономика не такая, как у России и Казахстана. Там больше природных ресурсов, там они более крепкие с точки зрения углеводородов, а это сегодня во многом определяет экономику, развитие, - констатировал Александр Лукашенко. - Поэтому, конечно же, Беларуси надо иметь в виду некоторые аспекты, о которых вы мне можете сказать и посоветовать, в каком плане действовать".
Глава государства также отметил, что хотел бы посоветоваться с Сергеем Глазьевым и по ряду кадровых вопросов, в том, что касается создания Евразийской экономической комиссии и ее рабочих органов - совета и коллегии, которые начнут работать с 1 января 2012 года. "Какие требования к этим людям, потому что мы будем посылать туда ряд своих работников? Это для меня тоже очень важно", - поинтересовался Президент.
В свою очередь Сергей Глазьев отметил, что практически весь план действий, который был в 2007 году определен главами государств по созданию Таможенного союза, сегодня полностью выполнен. "Выполнены этапы и сроки формирования единой таможенной территории и план действий по введению Таможенного кодекса. Мы этот первый этап интеграции, создание Таможенного союза, полностью завершили. Сейчас после подписания в Москве договора о Евразийской экономической комиссии переходим к следующему этапу", - сказал он
Александр Севастьянов
http://www.apn.ru/publications/article25464.htm
МИФЫ О "ЕВРЕЙСКОМ ДВОРЯНСТВЕ" В РОССИИ.
ЗНАТЬ
У евреев не было, нет и не может быть своего национального дворянства, как нет и своих святых. Есть праотцы, пророки, праведники-цадики, но… святых нет. Потому что согласно их этнической мифологии, одинаково свят весь народ еврейский: ИДЕЯ РАВЕНСТВА В ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ ВСЕХ ЕВРЕЕВ МЕЖДУ СОБОЙ ЗАЛОЖЕНА В ЭТОМ ПОСТУЛАТЕ. (ИЗ ТЕХ ЖЕ СООБРАЖЕНИЙ ЕВРЕЙ НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ДАВАТЬ ЕВРЕЮ ДЕНЬГИ В РОСТ, НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ПОРАБОЩАТЬ ЕВРЕЯ И Т.П., ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАРУШИЛО БЫ ВОТ ТАКОЕ САКРАЛЬНОЕ МЕЖДОУСОБНОЕ ЕВРЕЙСКОЕ РАВЕНСТВО В БОГЕ.) --- (ПРИМ. Так это из «Кодекса строителя коммунизма» скажете вы. Да. Но только исключительно для евреев. Точнее, национал-социализма, который давно действует. Точно таким же он должен стать и для каждого русского если русские хотят выжить как народ).
Однако, проживая в рассеянии среди других народов, богатые евреи в своем стремлении к эмансипации нередко приобретали местное дворянство (барон Ротшильд во Франции, Дизраэли лорд Биконсфильд в Англии, барон Штиглиц в России и т.д.). Это довольно распространенное явление в массе своей относится уже к XIX веку, к постнаполеоновской эпохе. Хотя отдельные редкие случаи возникали порою и раньше, нося вполне курьезный характер.
Исторический курьез, однако, приобретает свойство скверного анекдота, когда на него пытаются ссылаться как на некий знак, придают ему обобщающее значение. Так поступают, увы, некоторые наши историки: брат и сестра Валерий и Татьяна Соловей купно с Сергеем Сергеевым.
В книге Соловьев читаем: «Если представители ”великорусского господствующего племени” легко могли стать крепостными дворян-муcульман и даже дворян-иудеев, то православные дворяне владеть крестьянами-мусульманами не могли, а крепостных иудеев в природе и вовсе не существовало». Авторы опираются на сведения профессора Центрально-Европейского университета (Будапешт) А.К. Миллера[1], известного, помимо прочего, своей лекцией «Империя Романовых и евреи»[2]. И приводят такой пример: «В XVIII в. Нота Ноткин и Иосиф Цейтлин (имел чин надвор¬ного советника), оставаясь в иудейской вере, владели большими имениями с сотнями крепостных» [3].
Дословно эта же мысль прописана у Сергея Сергеева: «Представители “господствующего племени” легко мог¬ли стать крепостными дворян-мусульман и даже дворян-иудеев, например, в XVIII веке Нота Ноткин и Иосиф Цейтлин, оставаясь в иудейской вере, владели большими имениями с сотнями крепостных. При этом православ¬ные дворяне владеть крестьянами-мусульманами не мог¬ли, а крепостных иудеев в природе и вовсе не существова¬ло»[4].
Я не устанавливал, кто из них первым заявил сей тезис, да это и неважно, поскольку первородство в любом случае у Миллера, которому наши авторы доверились.
Действительно, как подумаешь – ужас! Простые русские люди «легко» оказывались в каторжном плену у ноткиных-цейтлиных! Вот тебе и «русское дворянство»… Убийственный пример! Дальше просто ехать некуда. От такого леденящего русскую кровь сообщения и впрямь недалеко до «вопля угнетенной невинности», изданного профессором Хомяковым в душевной простоте («несколько огрубляя численные оценки, можно утверждать, что российское государство отдало в крепостное рабство русских людей на 2/3 этнически нерусскому дворянству»).
Впрочем, давайте попробуем спокойно разобраться, что там на самом деле происходило с «еврейскими помещиками», «душевладельцами русских крепостных».
В БЛАЖЕННОМ НЕВЕДЕНИИ.
Евреев в исторической (доимперской) России не знали, поскольку еще в 1113 году совместным решением русских князей жизнь и имущество евреев лишилось всякой охраны, и они были вынуждены вплоть до XVIII покинуть нашу землю. Но память о них осталась. Ни Петр Первый, ни Анна Иоанновна, ни Елизавета Петровна, радея об интересах нации как они их понимали, не позволяли евреям селиться и даже вести дела в России, несмотря на все усилия еврейской предприимчивости.
Что же касается новых территорий на Западе, приобретенных Петром, там евреев, напротив, знали, и достаточно хорошо, а потому тоже принимали от них защитные меры. Как указывает осведомленный В.С. Мандель, «в то время, и еще много позже, до сороковых годов XIX столетия, рижско-немецкое бюргерство, имевшее европейский облик, вело борьбу за недопущение поселения евреев в Риге и за разрешение приезжающим на время в Ригу евреям проживать “только в одном заезжем доме” на московском форштадте»[5].
В век Екатерины Второй эта благоразумная охранительная традиция оказалась, однако, нарушена по причине территориальных приобретений российской короны.
Это произошло не сразу. Екатерина не была осведомлена в еврейском вопросе и не имела по нему эксперта возле трона. Когда вскоре после переворота 1762 года ее пытались склонить к дозволению евреям въезжать в Россию, она сказала, что «начать царствование указом о свободном въезде евреев было бы плохим средством успокоить умы; признать въезд вредным — невозможно. Тогда сенатор князь Одоевский предложил взглянуть, что написала императрица Елизавета на полях такого же доклада. Екатерина потребовала доклад и прочла: "от врагов Христовых не желаю корыстной прибыли". Обратясь к генерал-прокурору, она сказала: "Я желаю, чтоб это дело было отложено"»[6].
Хрестоматийная фраза Елизаветы, стойко высказанная в ответ на очередную порцию увещеваний (на первый план, как обычно, выдвигалась коммерческая «польза» от еврейской активности), увы, недолго служила маяком для Екатерины. Завоевание Новороссии и Польши положили конец ее колебаниям.
«Екатерина II вскоре после восшествия на престол решила вызвать в Россию колонистов, в особенности для южных губерний, с целью оживления торговли, промышленности и земледелия. Для этого именным указом от 22 июня 1763 года была создана “Канцелярия Опекунства иностранных”, во главе которой императрица поставила наиболее близкого ей человека Григория Орлова. И вот, наперекор всем существовавшим в ее время предрассудкам, она решила включить в число этих “иностранных” также евреев. Однако, открыто это высказать она опасалась...
Вследствие этого, только гораздо позже, в ноябре 1769 года, в указе киевскому генерал-губернатору Воейкову впервые было официально разрешено евреям поселиться во вновь созданной Новороссийской губернии. До того же это намерение императрицы пустить в Россию евреев выразилось, так сказать, в заговоре ее с приближенными лицами, отразившемся в переписке с рижским генерал-губернатором Брауном, в коей всему делу и был придан конспиративный характер.
В письме, доставленном Брауну секунд-майором Ртищевым, значилось: когда от канцелярии опекунства будут рекомендованы некоторые иностранные купцы Новороссийской губернии, то им разрешить проживание в Риге для производства торговли на таких же основаниях, как это дозволено законом купцам других русских губерний в Риге. Ежели, далее, эти купцы отправят для поселения в Новороссию своих приказчиков, уполномоченных и рабочих, то выдавать им для безопасного пути, “независимо от их вероисповедания”, надлежащие паспорта и давать им провожатых. Ежели, наконец, из Митавы прибудут три или четыре человека, которые пожелают отправиться в Петербург из за требований к казне, то выдать им паспорта, “без указания их национальности и не наводя справок об их вероисповедании”, а обозначить в паспортах только их имена. Для удостоверения своей личности эти люди предъявят письмо находящегося в Петербурге купца Левина Вульфа…
Таким-то таинственным образом начато было водворение евреев в России… В письме тщательно избегается даже слово “еврей”. Однако, Браун, очевидно, понял желание Екатерины, или же ему объяснил его на словах Ртищев. Последний был немедленно командирован в Митаву к русскому посланнику при герцогском дворе фон Симолину с секретным поручением и 7-го мая 1764 года вернулся от Симолина с семью евреями[7]».
ЕВРЕЙСКИЙ ПРИПЕК К ПОЛЬСКОМУ ПИРОГУ.
Радикально ситуация изменилась после первого и второго раздела Польши и присоединения к России древних земель Киевской Руси, долгое время находившихся под властью Литвы и Речи Посполитой, изрядно ополяченных и окатоличенных и насквозь инфильтрованных евреями. После разделов Польши 1772, 1793 и 1795 годов в российском подданстве оказалось свыше 800 тыс. евреев[8]. Проживая массово в Польше с 1098 года (если верить чешским летописям Козьмы Пражского), евреи сумели добиться для себя множества льгот и привилегий. Одно время они даже чеканили свою монету, а в конце концов добились права приобретать недвижимое имущество наравне с польским дворянством.
На землях, перешедших к России, власть евреев установилась издавна; она держалась, главным образом, на откупах, аренде, ростовщичестве и корчмарстве. Не так страшен был для батрака или крепостного крестьянина пан, как еврей – арендатор, откупщик, ростовщик. Об этом пространную записку царю и высшим сановникам («Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, об их преобразовании и прочем») написал еще Гавриил Державин, инспектировавший присоединенные земли. Он обвинил евреев в том, что евреи «доводят поселян до нищеты, а особливо при возвращении от них взаймы взятого хлеба… уже конечно должны отдать вдвое: кто же из них того не исполнит, бывают наказаны…отняты все способы у поселян быть зажиточными и сытыми».
Современный историк еврейства Исраэль Шахак описывает ситуацию еще более бескомпромиссно: «До 1939 года население многих польских городов к востоку от Буга было как минимум на 90% еврейским, и это было еще более верно в областях, отошедших к царской России при разделе Польши. Вне городов очень многие евреи по всей Польше, и особенно на востоке, служили прямыми надсмотрщиками и угнетателями крепостного крестьянства. Они управляли целыми уделами (имея всю полноту помещичьей власти) или арендовали отдельные монополии феодалов, как мельница, винокуренный завод, кабак (с правом вооруженных обысков крестьянских домов в поисках самогонщиков), или пекарня. Они собирали феодальные платежи всех видов. Короче говоря, под властью магнатов и феодалов-церковников, также происходивших от знати, евреи были одновременно непосредственными эксплуататорами крестьян и практически единственными горожанами»[9].
В специальной литературе можно найти такую оценку: накануне первого раздела Польши, свыше трети польских евреев были так или иначе связаны с арендаторской деятельностью[10]. Больше того. Поскольку на исконно русских западных землях господствующий слой – поляки – исповедовали католичество, они, преследуя свои выгоды, передавали евреям право взимать с подневольного православного населения (малороссов, белорусов) даже сборы за церковные обряды – крестины, свадьбы, похороны и т.д. В связи с чем в местном фольклоре появился выразительный образ еврея-арендатора, держащего в руке ключи от церкви[11].
О том, какой след оставило подобное еврейское господство в национальном сознании поляков, лучше всего говорит один общеизвестный факт. Сегодня Польша уверенно занимает первое место в мире по накалу антисемитизма (соответствующий мониторинг исправно ведется заинтересованными инстанциями). А ведь это страна, где евреи были в основной массе истреблены в ходе Второй мировой войны, а оставшиеся практически полностью эмигрировали (при сочувственной поддержке правительства Польской народной республики) еще до распада социалистической системы. Евреи почти исчезли в этой стране, а накопившиеся за века совместного проживания боль и ненависть не остывают!
Особое положение евреев в Польше влекло за собой весьма важные последствия. Как писал изучавший этот вопрос Михаил Меньшиков: «Евреи были только арендаторами, но раз им было дано право на землю и на людей, приписанных к земле, они были настоящим дворянством Польши. В то время как доступ в дворянство был закрыт для христианских подданных, еврею стоило креститься, чтобы приобрести шляхетские права. Целых два тома занимает одно перечисление польских родов, пошедших от еврейских выкрестов. И так как одновременно польская шляхта женилась на богатых жидовках, то в течение пятисот лет евреи успели в значительной степени испортить самую расу польского дворянства… Приглядитесь к простому народу польскому и к шляхте – до сих пор это две расы, заметно отличные»[12].
Этот вывод разделяет и Исраэль Шахак, утверждая, что польские дворяне 18-го века непрерывно вступали в брак с крещеными евреями. Обильный подмес еврейской крови к польской дворянской, подобно тому, как это происходило в Испании и Португалии под властью мавров, – есть давно установленный наукой факт. (В русской истории он ярко обозначен, к примеру, фигурой «польского дворянина» Феликса Эдмунд-Руфиновича Дзержинского – в пандан к такому же «русскому дворянину» Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину).
Итак, следует отметить и подчеркнуть, что положение евреев на присоединенных к России в ходе раздела Польши землях, их фактическое влияние и власть над местным населением – не есть результат российских порядков, установленных властью. Нет, перед нами лишь унаследованный русскими завоевателями порядок вещей, установившийся под крылом польского Белого Орла. Для Польши же вхождение евреев в состав правящего класса, породнение с польским дворянством и обретение дворянского статуса давно не было ни новостью, ни редкостью к моменту ее первого раздела.
Присоединяя к России новые земли, Екатерина Вторая не принимала в соображение подобных обстоятельств. Неудивительно, что на новых российских территориях сохранялись старые порядки. В России первым законодательным актом, регламентировавшим еврейское землевладение, стало лишь «Положение о евреях» 1804 года, официально дозволившее евреям покупку, владение и передачу в наследство земли. Без крепостных, естественно.
Но вот что касается владения крепостными в России, тут закон высказывался вполне жестко и определенно. Именным указом императрицы от 22 февраля 1784 года был наложен однозначный запрет: «Никто в империи, не будучи в христианском законе, пользоваться не может правом покупать, приобретать и иметь крепостных»[13]. Данное положение невозможно толковать двояко.
Известно, что евреи в России постоянно пытались торпедировать это законоположение. Они не только предпринимали усилия по легализации и укреплению еврейского землевладения, но и предлагали предоставить евреям право владения крепостными.
Подчеркну: богатые, влиятельные евреи на вновь присоединенных территориях пытались проэксплуатировать хоть кого-нибудь, даже своих же соплеменников на худой конец. Так, Минский кагал в 1804 году направил в межминистерский Еврейский комитет, учрежденный Александром I для подготовки нового законодательства о евреях, свои предложения по еврейскому землевладению. Кагал предложил «позволить достаточным из евреев купцам покупать земли» и заводить на них фабрики, на которых работали бы бедные евреи. Предполагалось, что когда они «привыкнут к работе» и «поправят свое состояние», то их можно будет там же перевести на земледельческую работу[14].
В сущности, как отмечает исследователь, «фактически выделяется сословие своего рода “еврейских дворян”, тогда как статус низших слоев еврейского общества снижается еще больше – вплоть до возможного закрепощения»[15].
Пытались евреи добиться и права на владение крепостными вообще, безотносительно к национальности. Так, в 1799 году купец второй гильдии Гецель Лейзарович из Белицы в прошениях в Сенат и на высочайшее имя добивался разрешения на покупку двухсот крестьян для работы на кожевенном заводе.
Однако из всех подобных попыток ни у кого ничего не получалось, и тому же Лейзаровичу было отказано именно на основании вышеупомянутого указа 1784 года[16].
Исключением стали лишь упомянутые Миллером (а за ним – Соловьями и Сергеевым) Нота Ноткин (он же Натан Шкловер) и Иошуа Цейтлин (он же Цетлис)[17], а также еще несколько счастливцев, о которых речь ниже.
«ПОТЕМКИНСКИЕ ЕВРЕИ».
В чем тут было дело? Оба названных были евреями именно из Шклова, представителями самого еврейского из всех еврейских локусов на вновь приобретенных Россией землях польской короны. Это был в полном смысле слова национальный еврейский центр на белорусской земле, со своим традициями и порядками и со своими взаимоотношениями с польским королевским двором. Еще Георг Корб, секретарь австрийского посольства при дворе Петра I, в записке, относящейся к 1699 г., отмечал, что шкловские евреи составляли в «городе богатейшее и влиятельнейшее сословие»[18].
И Цейтлин, и Ноткин, богатые купцы, получили от польского короля чин надворного советника еще до раздела Польши. Затем польская власть поменялась на русскую, но чин у оных евреев, формально дававший российское дворянство и с ним право приобретать земли, остался.
Как понимает читатель, для крестьян Могилевской губернии, присоединенной к России именно в царствие Екатерины, никаких перемен в положении не произошло. Традиционная власть и влияние евреев в этом специфическом регионе, отделенном от всей России чертой оседлости, учрежденной Екатериною, не изменилась. Она просто несколько поменяла формат. И Ноткин, и Цейтлин действительно владели здесь поместьями и крестьянами, преуспев в этом благодаря, во-первых, заблаговременно сделанной карьере, а во-вторых – особым отношениям со светлейшим князем Григорием Потемкиным-Таврическим. Подобные отношения, однако, распространялись вовсе не на всех знакомых Потемкину евреев[19]: оба названных коммерсанта так и остались почти единственным исключением как среди российских дворян, так и среди новоприобретенных еврейских жителей России.
В чем состояли эти отношения? И Ноткин, и Цейтлин были крупными подрядчиками, сильно разбогатевшими на поставках в армию, на закладке и строительстве Херсона и вообще обустройстве Новороссии. Все это относилось к прямому ведению Потемкина и способствовало росту его личного состояния, чем и объясняется его сверхестественная близость с имярек.
Вот что пишет еврейский историк Б. Клейн в тексте с характерным названием «Потемкинские евреи»: «Ключевую роль при потемкинском дворе играла личность, отмеченная исследователями давно, но значение которой, по-видимому, еще предстоит полностью оценить. Иошуа Цейтлин, крупный купец и ученый гебраист, путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, заключал займы для снабжения армии, и даже управлял монетным двором в Крыму. По описаниям современников, он “расхаживал вместе с Потемкиным как его брат и друг”, с гордостью сохраняя традиционную одежду, набожность, и на глазах у окружающих вел беседы с раввинами. В талмудических дискуссиях иногда участвовал и лично Светлейший. При нем, правда, находились также поп и мулла. Такое зрелище было поразительным не только для России, но и для Европы, получавшей от осведомителей отчеты о происходившем вокруг одного из самых непредсказуемых властителей»[20].
Во время пребывания Екатерины Второй на Юге России, Потемкин добился даже аудиенции для своего еврея, по ходатайству которого императрица распорядилась о повсеместном использовании слова «евреи» вместо слова «жиды». Впрочем, его предложения о расширении прав евреев она оставила без удовлетворения.
Обладая титулом надворного советника, Цейтлин в 1791 году вступил во владение имением Устье (900 душ крепостных) там же, откуда был сам, в Могилевской губернии. По соседству, на Могилевщине, было огромное поместье самого Потемкина Кричев – Дубровна. Понятно, что при таком соседстве российские законы были писаны не для Цейтлина. «Некрещеный еврей по воле своего покровителя стал владельцем крепостных»[21]. Формально он отчасти имел на это право как российский дворянин, но вероисповедный вопрос путал карты, и протекция светлейшего сыграла тут, конечно же, свою роль. Цейтлину повезло: Потемкин умер в октябре того же 1991 года, успев облагодетельствовать своего протеже, а российское дворянское сообщество было вынуждено стерпеть очередную причуду всесильного фаворита. Умри Потемкин годом раньше, не факт, что все сложилось бы так же. Исключительность судьбы Цейтлина очевидна.
Исключительной была и судьба Ноты Хаимовича Ноткина, который был одним из основателей еврейской общины Петербурга[22]. Как и Цейтлин, он был связан с Потемкиным особыми отношениями, с 1788 года поставляя тому для армии провиант и фураж и активно помогая «осваивать» Новороссию. В связи с чем приобрел в 1794 году у генерал-майора Б.Б. Леццано имение в 10 тыс. десятин земли (10.900 га) в Екатеринославской губернии «при Столбовой балке, по обеим сторонам речки Чичиклей со всем на оных строениями, поселенными людьми и всего, что есть по реестрам, при сем приложенным, за 100 тысяч 500 рублей»[23]. Но вскоре Ноткин разорился (после смерти Потемкина казна пересмотрела свое к нему отношение и перестала столь щедро расплачиваться), обанкротился и удалился в свой родной Шклов.
Своими поставками государству Ноткин, однако, заслужил особое благорасположение Павла I, который подарил-таки ему имение, но… все в той же Могилевской губернии, в черте оседлости[24].
Черта оседлости, на которую столько жалоб поступало во все времена от евреев, на деле обозначала для них не столько гетто, сколько заповедник-эдем, особую зону их эксклюзивных прав и возможностей. Где евреям было позволено очень многое и где ослабевало действие законов, ограничивавших еврейские права на любой другой территории России[25]. Второй такой зоной еврейской свободы стала, по прагматическим соображениям, Новороссия, требовавшая незамедлительного и активного заселения и освоения. Поэтому именно во вновь образованных Екатеринославской и Херсонской губерниях, равно как и в Белоруссии, мы можем обнаружить по документам рубежа XVIII–XIX веков примеры еврейского земле- и душевладения.
Так, пресловутому Иошуа Цейтлину помимо могилевского имения принадлежало сельцо Софиевка в Херсонской губернии, купцу Ицке Кашновичу там же – деревня Катериновка[26]. В 1813 году в официальном издании «Северная почта» упоминается купец первой гильдии Шевель Левин, «владеющий имением в Телеханах»[27] под Пинском. Известный историк еврейства Шимон Дубнов рассказал о своем прапрапрадедушке Бенционе Хацкелевиче, владевшем имением «с массою крепостных крестьян»[28]. Велижский купец Копель Шмеерович владел имением, в котором работало полторы тысяч крестьян[29] (Велиж вошел в состав России по первому разделу Польши в 1772 году, был включен в состав Витебской провинции и находился также в черте оседлости.)
Что можно сказать в завершение темы еврейского владения русскими (уточню: белорусскими, малоросскими) крепостными душами? Читатель, наверное, уже убедился, что в черте оседлости для евреев российский закон искони был не писан. Это уже само по себе позволяет отнестись скептически к попыткам наших современников драматизировать малочисленные факты еврейского душевладения в России и придавать этим фактам широкий обобщающий смысл. Эксплуатация евреями славянского крестьянства на бывших землях польской короны – не шокирующая новость для историка.
Сказывалась ли как-то эта исключительная ситуация на традициях российского дворянства, вообще на российском (и собственно русском) дворянстве как особой корпорации? Смогло ли еврейство эпохи крепостного права влиться в эту корпорацию? Вовсе нет. Доверю сделать ответственный вывод еврейской исследовательнице. Ольга Минкина в специальной статье «”Еврейское дворянство” на рубеже эпох»[30] отмечает:
«В смене власти и административного устройства еврейское население Польско-Литовского королевства и прежде всего верхние слои еврейского общества увидели реальную возможность повышения своего статуса…
Стремление еврейских лидеров к интеграции в высшее общество выражалось не только в выдвигаемых ими проектах социальных преобразований, но и в деятельности, направленной на укрепление своего влияния в новых условиях. В действиях еврейской элиты в первые десятилетия после разделов Польши проявлялись претензии на прерогативы аристократии, такие, как участие в государственном управлении, владение землей и крепостными крестьянами и особые модели поведения…».
Претензии были, кто бы в этом сомневался! Но можно ли преувеличивать значение этих претензий?
В разделе «Евреи и помещичье землевладение» Минкина справедливо, на мой взгляд, подытоживает:
«При соприкосновении с еврейской верхушкой, не имевшей многих характерных признаков элит дворянского типа, российская власть столкнулась с трудностями, оказавшимися в данной ситуации непреодолимыми. В первую очередь это было связано с тем, что в рамках сословной монархии было необходимо, чтобы сословие согласилось включить в себя новую, к тому же иноверческую, группу. Российское дворянство никоим образом не могло включить в себя евреев, хотя определенные перспективы для повышения статуса еврейской элиты и обретения ею собственной ниши в рамках имперской административной системы были все же достаточно серьезны. Характеризуя период 1772–1825 годов, Лейба Невахович в 1829 году отмечал: “Евреи желали быть счастливыми, и сие их бытие виделось часто перед ними, но, верно, счастие существ скоропреходяще”»[31].
Этим стоном еврейского разочарования я и хотел бы завершить тему.
ВОДА И МАСЛО.
Несколько слов необходимо добавить о еврейском дворянстве XIX века. До реформ Александра Второго дворянином мог стать только крещеный еврей, а такие случаи были сверхредки. К числу их можно отнести единственного еврея-декабриста Григория Перетца, внука того самого банкира Иошуа Цейтлина, а также Александра (Израиля) Бланка, дедушку Владимира Ульянова-Ленина.
Упомянутый царь (памятник ему недаром поставлен в Москве иждивением Бориса Немцова и Альфреда Коха) нарушил эту традицию, и некрещеные евреи получили возможность получать российское дворянство обычным для всех способом, через медицинское или другое высшее университетское образование, службу, чины и некоторые награды. Но службу исключительно гражданскую, т.к. в доступ в офицерский корпус был закрыт для евреев вплоть до 1917 г.
Тем временем крепостное право было отменено, и русскими душами владеть новоиспеченным дворянам-евреям уже не довелось. А вот земли они покупали. Судьба этих земель сильно беспокоила, к примеру, писателя Федора Достоевского, который отозвался о еврейском землевладении так: «Вон жиды становятся помещиками, – и вот, повсеместно, кричат и пишут, что они умерщвляют почву России, что жид, затратив капитал на покупку поместья, тот час же, чтобы воротить капитал и проценты, иссушает все силы и средства купленной земли... Тут не только истощение почвы, но и грядущее истощение мужика нашего, который, освободясь от помещиков, несомненно и очень скоро попадёт теперь, всей своей общиной, в гораздо худшее рабство и к гораздо худшим помещикам, которые высосали соки западнорусского мужика, и тем самым которые не только поместья и мужиков теперь закупают, но и мнение либеральное начали уже закупать и продолжают это весьма успешно»[32].
Всего по переписи 1897 г. в 50 губерниях Европейской России насчитывается 108 потомственных дворян (обоего пола и всех возрастов) еврейского происхождения; еще 88 — в других частях Империи. Еще 2905 евреев имело личное дворянство. Всего в России того времени было примерно 200 тысяч дворянских семей, на этом фоне процент евреев нельзя назвать значительным.
Но и те, что имелись, дворяне-евреи были поражены в правах по сравнению с дворянами-неевреями. Согласно постановлениям Сената 1898 и 1901 гг., дворяне еврейского происхождения не имели, в отличие от всех других, безусловного права поступления на государственную службу, но только при наличии высшего образования.
Формальная сторона не исчерпывала суть проблемы. Российская дворянская корпорация упорно отторгала новоиспеченных еврейских товарищей по сословию, не желала с ними знаться. Характерна история некоего Гринкруга, обратившегося в Сенат с жалобой на отказ депутатского собрания о приеме его в члены дворянского общества Санкт-Петербурга. Такие отказы бывали, как видно, в известном количестве и ранее, и они также обжаловались. При Александре Третьем официальная позиция была твердой: известно решение министра юстиции H.A. Манасеина по одной из таких жалоб, разъяснившее, что Московское дворянское общество никоим образом не обязано принимать в свой состав евреев. Но при Николае Втором, в декабре 1898 г., Сенат постановил, что Гринкруг как дворянин имеет законное право на прием. Однако этим дело не кончилось. Несмотря на это официальное решение, Петербургское дворянское общество, придравшись к техническим деталям, вторично отказало Гринкругу. Полноправным членом корпорации ему стать так и не удалось.
Прецедент имел серьезные последствия, настроив непримиримо и последовательно против еврейских парвеню весь дворянский корпус. В следующем же 1899 году общегосударственное Совещание губернских предводителей дворянства заявило о необходимости дать дворянским обществам право исключать евреев. Министр юстиции Н.В. Муравьев, сменивший Манасеина, поддержал это решение. В итоге в начале 1900 г. Особое совещание по делам дворянского сословия предложило, чтобы в будущем «евреи не могут приобретать потомственное дворянство чинами на службе и пожалованием орденов».
Исследователь Сеймур Беккер так охарактеризовал этот вердикт: «Если участники Совещания смотрели на бюрократов из недворянских сословий как на элемент, чуждый драгоценным традициям первого сословия по своему воспитанию и особенностям, то бюрократы из иудеев воспринимались ими ни больше ни меньше как смертельная угроза дворянству. Члены религиозного сообщества, сумевшие, живя в христианском обществе, сохранить в течение полутора тысячелетий свою самобытность, евреи так и остались в теле дворянства чужеродным элементом»[33].
Государственный Совет в этой связи посчитал, что не следует позволять евреям проникать в дворянские общества. Губернские дворянские собрания следовало оградить так же, как земства и городские Думы, участие в деятельности которых было евреям запрещено еще с 1890 г. Указ Николая II от 28 мая 1900 г. узаконил рекомендацию Государственного совета и запретил включение дворян-евреев в губернские родословные книги.
Сказанного достаточно, чтобы утверждать: место и роль евреев в корпусе российского дворянства не стоит преувеличивать. А единичные исключительные случаи еврейского обладания крепостными душами не дают добросовестному историку оснований для каких-либо обобщений.
ПРИМЕЧАНИЯ:
________________________________________
[1] Миллер А. К Империя Романовых и национализм. М., 2006. С. 102.
[2] http://www.polit.ru/article/2006/06/06/miller3/
[3] Соловей В.Д., Соловей Т.Д. Несостоявшаяся революция. Исторические смыслы русского национализма. – М., Феория, 2009. С. 42.
[4] Сергеев С.М. Пришествие нации? – М., Скименъ, 2010. С. 184. Впервые статья «Нация в русской истории», где приводятся указанные сведения, опубликована в 2009 г. в ж-ле «Москва» со ссылкой на книгу В. и Т. Соловей, а также в ж-ле «Золотой лев» № 235-236.
[5] В.С. Мандель. Консервативные и разрушительные элементы в еврействе. – Россия и евреи. – М., Азъ, 2007. Здесь и далее этот текст цитирую по интернет-ресурсу. Ср. также: «В течении всего 18 века и в первой половине 19 века оседлое проживание евреев в Риге было невозможно или же сильно затруднено. Немцы, основавшие Ригу в 1201 году, ревностно относились к своему статусу “хозяев города” и не желали, чтобы здесь селились конкуренты-чужаки. В то же время евреи-посредники были важным элементом рижской торговли, обеспечивая доставку товаров из Польши и России в Ригу, где они продавались рижским фирмам, которые затем перепродавали эти товары в страны Западной Европы. Постоянное проживание евреев в Риге было запрещено, но евреям разрешалось приезжать в Ригу на короткий период с целью продажи товара и заключения контрактов на поставку товаров. Проживать евреи могли только в Юденхерберге (еврейской корчме), разновидности еврейского гетто. Официально Рижская еврейская община была основана только в 1841 году, только тогда около 500 евреев получили право на приписку и постоянное проживание в Риге» (Еврейская конкуренция в Риге: исторический взгляд Александра Фейгманиса. http://shul.lv/2011/02/07/jewish-riga/).
[6] Е. Белов. Екатерина Вторая. – Энциклопедический словарь. – СПб., Брокгауз и Ефрон, 1894. Т. XI-А Евреиновы – Жилон, С. 271.
[7] В.С. Мандель. Указ. соч.
[8] Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев. Происхождение еврейского вопроса в России: 1772–1825. М.–Иерусалим, 2000. С. 99.
[9] Исраэль Шахак. Еврейская история, еврейская религия: тяжесть трех тысячелетий. (Впервые издана на англ. яз. в 1994). http://www.left.ru/bib/shahak/shahak1.html
[10] Wischnitzer M. A History of Jewish Crafts and Guilds. N.Y., 1965. Р.223. См. также в кн.: Economic History of the Jews. N.-Y., 1975. P. 125-128, 132-138.
[11] Rawita-Gawronski Fr. Zydzi w historji i literaturze ludowei na Rusi. Warszawa, 1924. A.237-266; Антонович В., Драгоманов M. Исторические песни малорусского народа. Т.2. 4.1. Киев, 1875. С.20-32.
[12] Меньшиков Н.О. Еврейское иго. – В кн. М.: Национальная империя. – М., 2004. – С. 113.
[13] Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1 (ПСЗ 1). Т. XXII, № 15936.
[14] Центральный государственный исторический архив Украины [ЦГИАУ]. Ф. 533. Оп. 1. Д. 1690). Л. 19–19 об.
[15] Ольга Минкина. «Еврейское дворянство» на рубеже эпох. Ж-л «Лехаим». Февраль 2008, шват 5768 – 2(190).
[16] Фельдман Д. З. Страницы истории евреев в России XVIII–XIX вв. М., 2005. С. 286–288
[17] В их сочинениях фигурирует Иосиф Цейтлин, но это ошибка, поскольку Иосиф был лишь потомком первого помещика Цейтлина – Иошуа.
[18] Шклов. КЕЭ, том 10, кол. 224–227.
[19] Как отмечают историки еврейства, Потемкин резко выделялся своей открытой юдофилией среди русского вельможества. Он нередко покровительствовал богатым евреям и много способствовал заселению евреями Екатеринослава и Херсона, вообще Юга России.
[20] Б. Клейн. Потемкинские евреи. Международный интернет-журнал «Русский Глобус» (http://www.russian-globe.com/N61/Klein.PotemkinskieEvrei.htm).
[21] Там же.
[22] Краткая еврейская энциклопедия, том 5, кол. 771–772.
[23] CAHJP. HM 2/9470.6 (оригинал: Российский государственный архив Военно-морского флота [РГА ВМФ]. Ф. 243. Оп. 1. Д. 222). Л. 13.
[24] Лев Бердников (США). Хотя и еврей, но преблагородный человек! – Ежемесячный международный еврейский журнал «Алеф» № 972. http://www.alefmagazine.com/pub1414.html
[25] Интересно, что когда в 1794 году в Польше вспыхнуло восстание Тадеуша Костюшко, в нем принял участие еврейский конный полк под командованием Берека Иоселевича, - около 500 всадников. Это говорит о том, что евреи вряд ли воспринимали переход под российское владычество как расширение своих прав и интересов.
[26] Фельдман Д.З. Страницы истории евреев в России XVIII–XIX вв. Опыт архивного исследования. М., 2005. С. 336.
[27] Северная почта. 1813. № 38.
[28] Дубнов С.М. Книга жизни. М.–Иерусалим, 2004. С. 29.
[29] Феликс Кандель. Очерки времен и событий из истории российских евреев (До второй половины восемнадцатого века). Иерусалим, Ассоциация Тарбут, 1988. http://samlib.ru/z/zigmas_k_w/ocherki.shtml
[30] Ольга Минкина. «Еврейское дворянство» на рубеже эпох. Ж-л «Лехаим». Февраль 2008, шват 5768 – 2(190). http://www.lechaim.ru/ARHIV/190/minkina.htm
[31] CAHJP. F/811 A (оригинал: ГАРФ. Ф. 109. CА. Оп. 3. Д. 2312). Л. 6.
[32] Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Л., 1983. Т. 23. С. 42.
[33] Seymur Becker. Nobility and Privilege in Late Imperial Russia. – Northern Illinois Uniersity Press, 2011. В русском переводе: Сеймур Беккер. Миф о русском дворянстве. Дворянство и привилегии последнего периода императорской России. Пер. Б. Пинскер. – М., Новое литературное обозрение, 2004. Характерно: в оригинале заглавия отсутствуют слова «Миф о русском дворянстве», добавленные либо переводчиком, либо издателями.