Православие как фундаментальная основа жизни белорусского народаВ последнее время в белорусской публицистике участились доводы о том, что Беларусь не только не является частью русского мира, но и о том, что исконной верой белорусов является униатство, поскольку дескать именно во времена церковной унии произошло долгожданное примирение православного и католического христианства, и мол поэтому большим невежеством для православных христиан является отрицание истины униатской церкви. Сторонники унии считают униатство символом принадлежности к Беларуси. Целью данной статьи состоит в разрушении этого представления, которое на наш взгляд является ложным.

Белорусские земли есть исконная часть исторической Руси. Об этом писал еще известный историк В.О. Ключевский, когда говорил о так называемых князьях-изгоях, которые образовывались в древнерусской княжеской цепи, когда отец-князь умирал раньше деда, и княжеский род оставался без прямого наследника. Внук тогда «становился князем-сиротой, изгоем». «Такими князьями-изгоями ещё в XI в. стали дети Ярославова внука Ростислава Володарь и Василько, отнявшие у Польши города Червонной Руси и основавшие из них особое княжество» Доказательством того, что белорусский субэтнос, выражаясь терминологией Л.Н. Гумилева, является частью великого русского этноса, служат три православных храма – три Софийских собора, построенных в Киеве, Полоцке и Великом Новгороде в XI веке. Причем в Новгороде храм до сих пор действующий.

Однако мы предлагаем взглянуть на Беларусь сквозь религиозную призму и оценить жизнь белорусского народа духовной точки зрения. Поскольку господствующей религией белорусов является христианство, попробуем посмотреть на духовные ориентиры сквозь призму христианской религии.

Основными христианскими конфессиями, представленными в Беларуси, являются православие, католичество и протестантизм. Однако духовной основой в жизни белорусского народа служит православное христианство, суть которого заключается по словам русского религиозного философа И.А. Киреевского в духовной свободе человека. Об этом писал Ф.М. Достоевский еще в известном романе «Записки из мертвого дома», где каторжники, несмотря на тяжелые условия жизни в остроге, сохраняли любовь к Богу и людям: «вследствие мечтательности и долгой отвычки свобода казалась у нас в остроге как-то свободнее настоящей свободы, то есть той, которая есть в самом деле, в действительности».

Дело не только в том, что православное христианство оказалось на территории Беларуси раньше других конфессий, которые исторически появились значительно позже. Католичество как таковое образовалось после раскола 1054 года, а протестантизм – после Реформации в Западной Европе в XVI веке. На территории Беларуси католичество появилось в XIII-XIV вв., протестантизм – XVII-XVIII вв.

Дело еще состоит в различном образе жизни восточных и западных христиан. По словам М.О. Кояловича, важной особенностью образа жизни православного человека на Руси (в отличие от западного, будь то католика или протестанта) является не обособленный индивидуализм, когда каждый человек живет сам по себе, в своих проблемах и варится так сказать в собственном соку, а общинная жизнь, где «все связаны узами взаимной поддержки, где дарование, счастье, личные интересы добровольно подчинятся общему благу, т.е. где царствует внутренняя правда, выражающаяся внешним образом в народных обычаях и сходках» (таких как, например, русское вече). В наше время это может выражаться в каких-то совместных торжествах или праздниках, таких как светская свадьба или христианская Пасха. Главным символом и проявлением единства русского народа остается Богослужение и совместная молитва к Богу, где каждый приходит казалось бы со своими проблемами, но при этом все верующие выполняют (а точнее – служат) «общее дело», которое по-гречески называется «Божественной Литургией».

Православие на Беларуси прошло сквозь огромную плеяду всевозможных исторических испытаний от татаро-монгольского ига до униатских и Советско-атеистических гонений. Одним из тяжелейших испытаний в истории белорусского народа стали гонения греко-католиков после Брестской церковной унии 1596 года, объединившей православную и католическую церковь. Как пишет протоиерей Федор Кривонос, «в результате заключения унии католическая церковь получила государственные права и полную поддержку польского короля и властей, а польское правительство с конца XVI в. в свою очередь начало открытые гонения на представителей православной церкви, которые затронули судьбы сотен тысяч людей и в конечном итоге приобрели воинственный характер».

Церковное богослужение в униатских храмах продолжались по восточному православному обряду, однако само учение церкви требовало признания главенства римского папы. Это вызвало недовольство в среде православных верующих. Преследуя казалось бы на первый взгляд благие цели духовного объединения, греко-католики начали открытые гонения на тех, кто отказался принять церковную унию. Некоторые из таких гонителей в униатской церкви даже прославлены в лике святых.

Так наиболее популярным святым среди современных сторонников белорусско-польской интеграции, а также белорусских националистов, является личность униатского святого Иосафата Кунцевича. Этот человек непросто активно проповедовал и призывал вступать в унию под эгидой римского папы, но по свидетельству Льва Сапеги «печатал православные храмы» и за отказ от перехода в унию, грозил лишить священнослужителей приходов и даже призывал к насилию, убийству. Будучи униатским архиепископом в Витебске, в своем церковном фанатизме Иосафат доходил до того, что приказывал вырывать из могил недавно умерших православных, своих врагов и отдавал их на съедение собакам. Кроме того, удерживая за собой все православные церкви, которые по его инициативе были закрыты или превращены в униатские, с помощью вооруженной стражи Иосафат Кунцевич разрушал православные шалаши и палатки, а также брал под стражу или выгонял все православное духовенство из города. За открытую ненависть к православию Иосафат Кунцевич был восхвален папой римским, который провозгласил его смерть блаженною, чем стал вводить в заблуждение доверчивый народ, чтобы причислить Кунцевича к лику униатских святых.

В белорусском православии существует немало деятелей, которые боролись стойко против церковной унии и католической экспансии на Беларуси. Некоторые из них прославлены в лике святых. Так одним из таких церковных деятелей является преподобномученик Афанасий Брестский. Этот святой родился в Западной Беларуси в семье шляхтича (!). В самый разгар унии Афанасий Филиппович стал игуменом Свято-Симеоновского монастыря в Бресте – городе, в котором «появилось на свет и как нигде больше распространилось «греко-католичество». Именно здесь происходили нападки иезуитских студентов и униатских священников на православных иноков.

Всю свою жизнь Афанасий Филиппович активно боролся против унии с помощью публичных выступлений перед простыми людьми и писем, обращенных к представителям государственной власти. В своей жизни он написал ряд статьей, в которых критикует деятельность униатских проповедников. Наиболее известное творение игумена Афанасия называется «Диариуш» – первое полемическое автобиографическое произведение в белорусской литературе, объединяющее публицистику автора, философско-богословские работы и даже стихи. В этом произведений Афанасий Филиппович приводит факты притеснения и зверств униатов по отношению к людям православного вероисповедания. Так в его трактате сказано, что он и монахи, проживающие с ним в монастыре, терпели «от попов униатских неоднократно побои, бития, поругания, на монастырь нахождения, дорогою, идя через рынок с вымыслами всякими препятствия и несносные учинения». При этом игумен Афанасий никогда не призывал к насилию, но настаивал на том, чтобы люди оставались в лоне Православной церкви, поскольку только в ней сохранилось подлинное неискаженное понимание Божественной Истины. За свои убеждения и проклятие унии Афанасий Филиппович был помещен под стражу, окован в кандалы, а затем зверски замучен и казнен униатами, за что Православная церковь причислила его к лику святых в чине преподобномученика.

Другим борцом против унии был Виленский православный митрополит Иосиф Семашко, который, будучи сыном униатского священника, стал сторонником возвращения униатов в лоно Православной церкви. По словам очевидец, это был западнорусский ясновидящий, обладающий кротостью и смирением. Он мог с легкостью разрешить труднейшие житейские вопросы. С его легкой руки по итогам Полоцкого собора 25 марта 1839 года униатская церковь была упразднена, а значительная часть униатского духовенства перешла в Православие. Кроме того, по инициативе митрополита Иосифа был выполнен ряд таких благих для Западной Беларуси действий как восстановление отобранных униатами православных храмов, создание народных училищ, введение обучения на русском языке и возвращение русскому языку государственный статус, введение различных образовательных стипендий, развитие русского управления, выдача льгот на землю и так далее.

Таким образом, можно сказать, что духовным фундаментом для белорусского народа является православная вера, жизнь по которой в отличие от западного католицизма строится не на принуждении, насилии и физическом притеснении людей инославного вероисповедания, а на общинности и самоотверженной любви, где каждый человек заботится о другом и готов отдать за него все, в том числе и свою жизнь, о чем свидетельствует пример преподобномученика Афанасия Брестского и митрополита Иосифа Семашко.

Русь молодая