Мировой калийный рынок «лег» на ровном месте из-за странного поведения российской компании

Сейчас рудоуправления ОАО «Беларуськалий» поочередно прекращают работу и становятся на профилактический плановый ремонт. Все равно он необходим, так лучше сделать его в момент, когда продажи резко уменьшились. Впрочем, они во всем мире упали почти до нуля. Положил глобальный рынок на обе лопатки «Уралкалий». Не столько прекращением своих продаж через «Белорусскую калийную компанию» – альянсы редко бывают вечными: одни создаются, другие разрушаются. Просто свой «развод» российский участник БКК оформил не спокойно и полюбовно, а ушел, что называется, «хлопнув дверью». Более того, взбудоражил весь мир громкими заявлениями об изменении своей маркетинговой стратегии. Громогласные заявления менеджмента «Уралкалия», что цены могут с нынешних $ 400 в любой момент «свалиться» до $ 300 и даже ниже, повергли покупателей в ступор. Таких резких поворотов история калийного рынка еще не знала. Ситуация сложилась беспрецедентная, когда все – и продавцы, и потребители, ждут развития событий. А точнее – обновления цен. Пока их попросту нет, поэтому и продажи остановились. И многие смотрят в сторону «Уралкалия». Мол, громогласно объявил о дисконте, приступай к реализации.

После финта «Уралкалия» прошло три недели. И если поначалу, от неожиданности, ситуация еще казалась неоднозначной, то нынче некоторых экспертов начинает посещать чувство, что российская компания перехитрила и, в итоге, может сама себя же выпороть. Несомненно, «Уралкалий» – крупный игрок на международном рынке калийных удобрений, ежегодная емкость которого оценивается в 54-55 млн. тонн. Но даже при задействовании всех своих мощностей – около 10 млн. тонн готовой продукции в год – на экспорт он может «выбросить» не более 8 млн. тонн: 2 млн. компания обязана поставлять на внутренний российский рынок. С такой долей тяжело сделать революцию, повлиять на всех и вся, заставить всех снизить цену чуть ли не до себестоимости. По крайней мере, владелец 15 % рынка в мировой практике еще ни разу не смог повлиять на него. Только, извините за выражение, подгадить.

Собственно говоря, что и сделал «Уралкалий». Причем не только белорусскому партнеру по БКК, но и всей глобальной калийной отрасли. Сейчас продажи стали и не потому что платежеспособного спроса нет. Отсутствуют цены для привязки понятий «дорого-дешево». Заключенный договор «Уралкалия» с китайскими партнерами, о котором было громогласно объявлено российской компанией, у экспертов вызывает определенные сомнения: цены поставок никто не объявлял. А без этого важного показателя контракт превращается в некоторое подобие протокола о намерениях. Покупатели пока взяли паузу. Ждут первой цены. Аналогично поступили и производители.

«Рынок не нащупал ценового дна, от которого можно оттолкнуться», – констатировал развитие событий генеральный директор ОАО «Беларуськалий» Валерий Кириенко (на снимке). И напомнил: схожая ситуация сложилась в 2009 году, когда сбыт калия упал почти в два раза. Но когда рынок нащупал нижнюю ценовую планку, спрос достаточно быстро восстановился и стоимость удобрений пошла в рост.

Кстати, главу ОАО «Беларуськалий» больше удивляет не прекращение сотрудничества российского партнера в БКК, а сам механизм разрыва отношений, приправленный шумной пиар-компанией. По мнению Валерия Кириенко, «развод» двух крупных предприятий имеет право на жизнь, но должен происходить плавно, цивилизованно, чтобы «не навредить рынку». И вспоминает, что в середине 90-х проблему выхода из Международной калийной компании удалось решить мирно и без глобальных потрясений. Тем более удивительна для генерального директора позиция «Уралкалия», так как буквально в июне с ним была достигнута договоренность по всем вопросам, тогда же подписали соответствующий протокол. Он, кстати, предусматривал, что прекращение сотрудничества должно происходить в течение года.

По мнению Валерия Кириенко, некоторые заявления руководства «Уралкалия» и его действия при разрыве требуют правовой оценки. В частности, менеджерами БКК были разосланы письма партнерам от лица компании о рассторжении контрактов. Группа юристов уже занимается исследованием ряда фактов. Руководство ОАО «Беларуськалий» не исключает и судебного разбирательства. Причем не только со стороны белорусского предприятия, но и крупных иностранных компаний, которые из-за странных позиций «Уралкалия» тоже оказались в интересной ситуации. «К сожалению, БКК была компанией с российским менеджментом, но белорусским генеральным директором», – констатировал Валерий Кириенко. После разрыва отношений, российские сотрудники БКК были массово переведены на баланс «Уралкалия-Трейдинг», сбытовой компании российского производителя. Причем, как говорят, Минск покидали в спешном порядке.

Что касается обвинений российской стороны в «левом» канале сбыта своей продукции, возможность которой была закреплена в декабре прошлого года соответствующим Указом главы государства, то Валерий Кириенко считает: партнер сам спровоцировал подобное развитие событий. Ведь еще в 2005 году, когда только создавалась Белорусская калийная компания, с тогдашним владельцем «Уралкалия» Дмитрием Рыболовлевым была достигнута договоренность о ликвидации «Уралкалия-Трейдинг» в течение года. Она так и не была выполнена. Более того, россияне в прошлом году через своего трейдера сбывали до 80 % продукции. На долю БКК пришлась лишь пятая часть уральского калия. «С 2011 года они обещали увеличить долю сбыта через БКК, но так и не выполнили этих обязательств», – констатировал Валерий Кириенко. При пассивной позиции «Беларуськалий» рисковал существенно потерять долю на мировом рынке. Поэтому «мы должны были открыть свой канал сбыта», – объяснил свою позицию глава белорусского предприятия. Другой вопрос, что, по его мнению, делали это очень аккуратно, чтобы не обрушить рынок и не подвести других производителей. И хотя чистой монополии на сбыт отечественного калия БКК лишилась в декабре, первые отгрузки мимо этого трейдера произошли только в мае. И в весьма скромных объемах – всего 86 тысяч тонн. Причем, по заверениям руководства ОАО «Беларуськалий», они никак не сказались на мировых ценах: свою продукцию продало на $ 12-40 дороже, чем БКК и «Уралкалий».

Сейчас менеджмент «Беларуськалия» активно вырабатывает новую сбытовую стратегию. От сотрудничества с Белорусской калийной компанией отказываться не планируют. Хотя во время переходного этапа и не исключают использования возможностей сильных независимых трейдеров. У традиционных покупателей белорусских удобрений есть правильное понимание ситуации. Ряд встреч с представителями компаний-потребителей нашей продукции прошли на позитивной ноте. По оценке Валерия Кириенко, рынок оживет «если не в августе, то в сентябре», и продажи снова пойдут. Создание новой маркетинговой стратегии у ОАО «Беларуськалий» займет не годы, а считанные месяцы, уверяет руководство предприятия.

Рэспублika