Фестиваль — детище актера и режиссера Николая Бурляева —  пресса часто критикует за излишний пафос и привкус великодержавности, но за эти 17 лет стало очевидно, что, по сути, «Золотой Витязь» — единственная альтернатива агрессивному масскульту и самодовольной буржуазности.



С 22 по 31 мая в Москве пройдет XVII Международный кинофорум "Золотой Витязь". Фестивальным центром станет Паломнический центр Московского Патриархата (гостиница "Университетская"), где пройдет большая часть показов, разместятся участники, гости и службы кинофорума. Программы фестиваля также будут показаны в Московском Городском Дворце детского творчества. Церемонии закрытия кинофорума состоится 31 мая в Центральном Доме Кино СК России. Об этом ИА REGNUM сообщили организаторы кинофорума.

 

В конкурсных программах XVII Международного Кинофорума "Золотой Витязь" заявлено свыше 220 игровых, телевизионных, документальных, анимационных, студенческих фильмов и фильмов для детей из 31 страны мира. В рамках форума пройдут специальные программы: "Экология природы и души - спасение человечества", "Кинематографисты мира против террора", "Подвижники веры", "Религия и XXI век".

Также 22 мая Народному артисту СССР Алексею Баталову будет вручена премия им. С. Ф. Бондарчука "За выдающийся вклад в кинематограф".

Рентген души

Международный кинофестиваль «Золотой Витязь» не имеет своих постоянных фестивального зала и площадки. Оправдывая свое название, он, как неутомимый странник, скачет на своем мифическом коне по разным географическим уголкам, забредая и на прохладный берег озера Байкал, и в тихие переулки старого Минска. В разные годы столицей кинофорума были Тамбов, Минск, Рязань, Калуга, Тирасполь, Смоленск, Нови–Сад (Сербия), Киев, Москва, Кострома, Ярославль, Иркутск, Челябинск, Серпухов.

 

XVII «Золотой Витязь» с 22 по 31 мая вновь пройдет в российской столице. Потому и внимание к форуму в этом году, естественно, чуть выше обычного градуса. Если в провинции можно укрыться от язвительного пера критики, то в московском котле фестивалю, давно и прочно вроде бы оградившему себя от всяких пересудов тематикой конкурсных работ, не дадут заскучать.

 

Фестиваль — детище актера и режиссера Николая Бурляева — пресса часто критикует за излишний пафос и привкус великодержавности. А как не критиковать, если иногда Николая Петровича заносит в духовных поисках так далеко, что он может задаться вопросом: богоугодное ли дело театр? И созвать для обсуждения вопроса коллег на театральное вече. Неутомимо бьет Николай Петрович в свой колокол... Но уж лучше звон «Золотого Витязя», чем прочих светских пустоцветов, которые в последнее время заколосились пышными букетами. Ощущение, что идет непрерывный процесс награждения, которому мог позавидовать сам дорогой Леонид Ильич, какая–то круглосуточная церемония вручения призов достойнейшим из достойных в виде серебряных калош, позолоченных банок с кукурузой и статуэток древнегреческих богов. Кто, кому, а главное, за что вручает эти награды, понять решительно невозможно. Безграмотная и вульгарная кинематографическая премия «Кинонаграды MTV», где на одной сцене соседствуют Пэрис Хилтон и Сергей Соловьев, точно попадает в сегмент своей подростковой аудитории, а главное — собирает рейтинг и щедрые спонсорские деньги. Для чего она и какой положительный эффект оказывает на современное кино — не важно.

 

За эти 17 лет стало очевидно, что, по сути, «Золотой Витязь» — единственная альтернатива агрессивному масскульту и самодовольной буржуазности. Например, Феде Бондарчуку и компании. Ребята явно заигрались в самих себя и в подражание тарантиновской эстетике. «7 кабинок» Дмитрия Месхиева и «Тиски» Валерия Тодоровского, где Бондарчук с одинаковым жаром исполнил образы драгдилеров, а попросту продавцов наркотических средств, смотреть, если вы не мазохист по складу характера, просто невозможно. Еще, правда, осваивать деньги федерального бюджета на кино у компании тоже получается неплохо («9 рота»). Впрочем, такое ведомство Михаила Швыдкого, как Федеральное агентство по культуре и кинематографии, уже расформировано. Так что Бондарчуку придется искать общий язык с новым министром культуры России, бывшим послом во Франции Александром Авдеевым. Можно не сомневаться — найдет.

 

Лауреаты международного фестиваля «Золотой Витязь» вряд ли обеспечат прокатчикам такую же кассу, как «9 рота» или будущий фантастический триллер Бондарчука «Обитаемый остров». Да и в отличие от лауреатов Канн или «Оскара» гонорары актеров или режиссеров, премированных на фестивале Бурляева, не взлетают до потолка. Продюсерский карт–бланш на следующий проект, как Звягинцеву после Венеции, вовсе не гарантирован. Все делается, по большому счету, для души и почти всегда на совесть.

 

11 белорусских фильмов в разных номинациях будут бороться за главные награды. В игровом конкурсе представлена уже довольно известная работа Марии Можар «Враги». В конкурсе анимационных фильмов —4 белорусские ленты: «Как сделать открытие» Александра Ленкина, «Белорусские поговорки» Михаила Тумели, «Тры Янгалы» Юлии Рудицкой и коллективная работа — «Повесть минувших лет».

 

Три белорусских фильма отобраны в программу документальных короткометражек: «Во все эти дни» Михаила Ждановского, «Мама придет» Галины Адамович и «Мужики» Юрия Азаренка. Белорусские студенческие и дебютные работы будут представлены фильмами «Когда твой сын режиссер» Дарьи Юркевич и «Вяртанне» Дениса Галака. Во внеконкурсной программе «Религия и XXI век» также покажут три белорусские картины: «Отец Сергий» Станислава Гайдука, «Поэма веры» Андрея Кутило, «Свято место» Галины Адамович. Последний создан на православной студии Свято–Елизаветинского монастыря в Новинках. Это обзорное кино о главных святых местах Беларуси.

 

Как оказалось, второй фильм известного белорусского режиссера–документалиста Галины Адамович «Мама придет» не только участвует в конкурсной программе, но и будет показан на церемонии открытия фестиваля.

 

— О чем ваш фильм?

 

— «Мама придет» — это фильм–наблюдение о малышах, которые первый раз приходят в детский сад, — рассказывает Адамович. — Мне и моему постоянному оператору Татьяне Логиновой было интересно зафиксировать этот момент, когда человек впервые сталкивается с социумом. Он рос в своей семье, и вдруг его однажды утром приводят в коллектив. Это же колоссальный стресс. Что это значит для маленького человека? Уже потом будут школа, институт, армия, но сначала — вот это место.

 

— Кто ваш главный герой?

 

— Двухлетний мальчик Тимофей. Он целый день ждал маму в раздевалке. Мысль неглубокая, но очень эмоциональная. Как маленький человек мог ни есть, ни спать, а целый день ждать?

 

— Вы не думали проследить судьбу этого героя в дальнейшем? Со времен документального фильма Михалкова «Анна. От 6 до 18» этот прием достаточно популярен?

 

— Возможно. Тимофей оказался мальчиком очень эмоциональным. За ним было интересно наблюдать. Но загадывать не буду.

 

Не будем загадывать и мы. Одно ясно: пока не пропадут у белорусских режиссеров зоркость взгляда и желание добросовестно и пристально всматриваться в течение вод якобы тусклой повседневности, профессиональное внимание и нежная дружба «Золотого Витязя» им обеспечены.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

По материалам

  ИА Regnum и г азеты "Советская Белоруссия"