Сегодня 30 % тяжелых карьерных самосвалов в мире — белорусской марки, они работают в 60 странах и БелАЗ не только не намерен уступать свои традиционные рынки, но и завоевывает новые.


Много берет, далеко везет
Много ли это для предприятия, которое вскоре отметит 60–летний юбилей? Генеральный директор БелАЗа Петр Пархомчик, отвечая на мой вопрос, начал издалека: сегодня 30 процентов тяжелых карьерных самосвалов в мире — белорусской марки. Они работают в 60 странах. И БелАЗ не только не намерен уступать свои традиционные рынки, такие как Россия, Украина, Казахстан, но и завоевывает новые. За год доля дальнего зарубежья в общем объеме экспорта предприятия возросла на процент.

Чтобы покорять новые страны, жодинские тяжеловозы должны становиться все надежнее, грузоподъемнее, эффективнее. Таким, к слову, и является «юбиляр» — в его кузове поместится 220 тонн груза, как в четырех железнодорожных вагонах! Чтобы оценить масштаб этого сухопутного корабля, по отвесному трапу поднимаюсь на «мостик», оттуда — в кабину водителя. Ощущение такое, будто забрался на крышу пятиэтажного дома. Несмотря на солидные размеры, самосвал плавно набрал ход и, с легкостью подчиняясь каждому движению руля, двинулся по заводскому двору. «По мягкости хода, скорости, грузоподъемности это одна из лучших машин в своем классе, — поясняет заместитель главного конструктора БелАЗа Геннадий Болдырев. — Таких уже немало работает на российском предприятии «Кузбассразрезуголь», куда отправится и юбилейный автомобиль».

К слову, вскоре на БелАЗе будет собран и тысячный самосвал грузоподъемностью 130 тонн. Однако тут не зацикливаются на парадных цифрах. Вот и вчера работа шла в обычном ритме. Петр Пархомчик принимал делегацию из Ирана, подписал с ней соглашение об очередных поставках машин. Генеральный директор иранской компании «Загросмашин» Сайед Салихи на мой вопрос, в чем же преимущества белорусской техники, с удовлетворением отметил ее высокое качество. Он с уверенностью говорит о перспективах сотрудничества. То же могли бы сказать представители Китая, Индии, Венесуэлы, Австралии, куда в последние годы резко возросли поставки белорусских карьерных самосвалов. На подходе контракты и с другими странами.

Чтобы не отстать от спроса, БелАЗ в первом квартале нынешнего года изготовил продукции на 15,5 процента больше, чем год назад. В этом году завод выпустит, например, три 320–тонных самосвала в дополнение к трем таким же гигантам, уже работающим на российских карьерах. Сделали бы и больше, но заполучить за рубежом «обувку» для гиганта — проблема. Ситуация изменится к 2012 году, когда бобруйская «Белшина» начнет изготавливать покрышки такого диаметра. К этому времени завершится и очередная масштабная реконструкция самого БелАЗа, выпуск продукции на котором возрастет примерно в 1,8 раза. Это будут еще более современные машины грузоподъемностью от 30 до 360, а возможно, и 500 тонн!

Источник - Газета "Советская Белоруссия"  №93 (22993) от 23 мая 2008 года.