Бюджетная политика Союзного государства постоянно совершенствуется. Мы уже как само собой разумеющееся воспринимаем тот факт, что два года подряд союзный бюджет подписывается в преддверии наступающего финансового года, как того требуют законы экономики. Доходная часть бюджета обеими сторонами исполняется на сто процентов, а сам он с каждым годом набирает вес, уже сегодня превысив четыре миллиарда российских рублей.
То, что объем нашей общей казны надо увеличивать, сомнений нет. Сегодня на союзные средства финансируется около 40 программ и мероприятий, а сумма бюджетных заявок, поступивших в процессе формирования параметров бюджета на 2009 год, превышает даже оценку взносов государств-участников. Естественно, чтобы обеспечить финансирование новых программ, а также завершить реализацию уже начатых, потребуются дополнительные ассигнования.
Вопрос в том, сумеют ли наши заказчики распорядиться ими максимально эффективно. К сожалению, уверенности в этом нет. Не случайно Комиссия Парламентского Собрания по бюджету и финансам на недавнем заседании вновь поднимала эту тему. Статистика, прямо скажем, неутешительная. Так, анализ исполнения расходов бюджета Союзного государства за 2007 год показал, что ни по одному разделу функциональной классификации бюджета расходы не были исполнены в полном объеме. На 1 января нынешнего года остатки средств бюджета Союзного государства составляли 1,3 миллиарда российских рублей, или 32 процента полученных доходов.
В первом квартале текущего года Беларусь перечислила в союзную казну 2 миллиона 842 тысячи российских рублей, Россия – 6 миллионов 660 тысяч. Итого почти 9,5 миллиона, а финансирование расходов составило немногим более половины этой суммы. Например, по военно-техническому сотрудничеству освоено только 21,6 процента средств от объема финансирования, в промышленности, энергетике и строительстве – 39,4 процента, в образовании – 62,5 процента.
Сохраняется неравномерность кассового исполнения расходов в течение всего года. Как правило, в течение года заказчики используют выделенные средства достаточно вяло, зато в четвертом квартале начинается ажиотаж.
На мой взгляд, основными причинами этого являются позднее начало и длительность проведения конкурсных процедур по определению исполнителей программ и заключения соответствующих договоров, согласования смет расходов. То есть заказчикам подавай сначала деньги, а различные организационные моменты, например проведение тендеров, они затягивают на потом, приступая к данной работе, лишь когда программа уже утверждена и финансирование открыто. Кроме того, нуждается в совершенствовании механизм исполнения программ, чтобы меньше было забюрократизированности и всяких посредников при финансировании и выполнении союзных программ.
Требуют доработки и многие нормативные акты Союзного государства. Возьмем, например, порядок подготовки и утверждения совместных программ. Так, из-за длительности сроков согласования Программа обустройства внешней границы на 2007–2011 годы была утверждена только 21 декабря 2007 года. В итоге мероприятия программы на территории России выполнены не были. Остатки средств на 1 января 2008 года составили 95,3 миллиона российских рублей, то есть весь объем полученного финансирования. План совместных мероприятий по противодействию терроризму был утвержден постановлением Высшего Госсовета Союзного государства только 21 октября 2007 года, финансирование мероприятий осуществлено в середине ноября 2007 года. В результате мероприятия на территории России профинансированы менее чем на 20 процентов.
Дальнейшее расширение и принятие новых программ сдерживается возможностями национальных бюджетов Беларуси и России, которые своими взносами формируют доход бюджета Союзного государства. Есть надежда, что в перспективе его формирование будет идти не только за счет взносов сторон, но и за счет доходов от союзной собственности. Но для этого надо принять соответствующие нормативные документы. По нашим прогнозам, урегулирование вопросов собственности позволит увеличить бюджет Союзного государства на четверть, это больше миллиарда российских рублей. С появлением новых источников привлечения средств в совместный бюджет у Союзного государства появятся и новые возможности инвестирования новых программ, в том числе и наукоемких инновационных проектов.
Источник -