В Минске подписан ряд документов о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Привлечённые «Би-Би-Си» «эксперты», однако, утверждают, что настоящее начало Таможенного союза отложено по меньшей мере на полгода.

ЛУКАШЕНКО И ЕГО «ФИГА В КАРМАНЕ»
Татьяна Мельничук, Русская служба Би-би-си, Минск

Подготовленный и доработанный Интеграционным комитетом ЕврАзЭс пакет документов о Таможенном союзе президенты России, Белоруссии и Казахстана обсуждали более двух часов.

«В ходе непростой, но содержательной беседы мы вышли на конкретные и сбалансированные договоренности, реализация которых будет способствовать запуску механизма глубокой интеграции с элементами единого экономического пространства», – заявил по окончанию заседания белорусский лидер Александр Лукашенко.

Президент Белоруссии объявил, что с 1 июля 2010 года для трех государств должна начать действовать единая таможенная территория, а позже – единое экономическое пространство, вопросы создания которого главы государств договорились обсуждать 18 декабря в Алма-Ате.

Президенты стран-членов Таможенного союза одобрили договор о Таможенном кодексе, который вступит в силу с 1 июля 2010 года, и Единый таможенный тариф, который начнет применяться с 1 января 2010 года, конкретизировал на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭс президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Президент России Дмитрий Медведев, подводя итоги саммита в пятницу, заявил журналистам, что странам удалось создать Таможенный союз, и Россия, Белоруссия, Казахстан «впервые договорились передать часть суверенитета в наднациональный орган».

Наднациональный орган - это Комиссия Таможенного союза, которой передаются полномочия по формированию Единого таможенного тарифа.

«Дальше мы должны действовать быстро и без раскачки. Наша главная конечная цель - создание Единого экономического пространства, а Таможенный союз – это шаг, хотя и очень важный, по направлению к этой цели», – определил приоритеты официального Минска глава белорусского государства.

Эксперты критически оценивают высказанный высокими должностными лицами оптимизм.

«В Минске подписаны декларативные бумаги. Отсрочка реальных действий по Таможенному союзу на полгода взята сторонами для оформления требований и непререкаемых условий. И если Россия не согласится включить в предмет «торга» нефть и газ, этот проект ждет та же судьба, что и уже сложилась у ЕЭП, ЕврАзЭс, союзного государства», – утверждает политик, кандидат экономических наук Людмила Грязнова.

Белорусский интерес

«Белоруссия, например, затеяла игру ради дешевых энергоресурсов. Единое экономическое пространство по-белорусски – это чтобы цена на газ у нас была, как в Смоленской области. Проблема для Белоруссии также – экспортная пошлина на российскую нефть. А Россия на большие скидки идти не готова», – отмечает аналитик Александр Класковский.

Между тем российский вице-премьер Игорь Шувалов сообщил в пятницу в Минске, что «чувствительный вопрос» по экспортным пошлинам на нефть поручено решить в течение первого полугодия 2010 года. «Поручение не звучит так, чтобы отменить эти пошлины, а решить вопросы так, чтобы снять эти ограничители», – сказал первый вице-премьер.

«Когда дело дойдет до вот этой конкретики, нас ждут большие скандалы», – предупреждает Ярослав Романчук, руководитель исследовательского центра Мизеса.

По мнению аналитика, именно низкая цена на российские энергоносители воспринимается белорусской стороной «более-менее адекватной компенсацией за открытие рынка для российских товаров, которые более конкурентны по цене и по качеству и быстро вытеснят продукцию белорусских производителей».

«Если бы белорусские власти действительно хотели бы открыть рынок, например, для российских товаров, то следовало озвучить обязательство подготовить к 1 января или 1 июля целый ряд смелых, революционных изменений в торговом законодательстве, в постановлениях по регулированию цен и прочем. Таких намерений не продекларировано», – замечает Романчук.

Выжидательная тактика Лукашенко

Аналитики отмечают, что протекционистские методы защиты национальных экономик и рынков ужесточились в странах-участницах объявленного Таможенного союза в период кризиса, и отказываться от этих методов не намерены ни в Белоруссии, ни в России, ни в Казахстане.

«С точки зрения пиара на минском саммите ЕврАзЭс Александр Лукашенко выиграл. Он выступил защитником национальных интересов и радетелем за проект, должный обеспечить максимальную выгоду всем участникам, обеспечить равноправные условия для работы субъектов хозяйствования и справедливую конкуренцию», – замечает аналитик Ярослав Романчук.

«Но точки зрения среднесрочной перспективы, когда надо будет выполнять продекларированные обязательства, – а сделать это крайне непросто, – Лукашенко наверняка проиграл. Баланс всегда негативен, когда стороны не собираются выполнять то, что подписывают, когда «держат фигу в кармане» или «камень за пазухой». Лукашенко такие «камни» в разговорах о Таможенном союзе практически и не скрывал», – замечает Романчук.

Ряд аналитиков предрекают официальному Минску проблемы на западном экономическом и политическом направлении. Между тем экспорт белорусских товаров в страны Евросоюза по итогам первого полугодия превысил белорусский экспорт в Россию.

«Странно выглядит желание белорусского лидера развивать экономические отношения с Евросоюзом и жить в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном. Это вряд ли совместимые вещи. Лукашенко, очевидно, еще не до конца понимает, что с уходом в Таможенный союз Белоруссия теряет всякую перспективу работать на европейском экономическом пространстве. А надо было все-таки задуматься: почему, например, Ющенко отказался принципиально от всяческих таможенных союзов?» – замечает Леонид Заико, руководитель аналитического центра «Стратегия».

Аналитики полагают, впрочем, что в отношениях с Востоком и Западом белорусский президент продолжит опробованную выжидательную тактику.

http://www.bbc.co.uk/russian/international/2009/11/091127_lukashenko_union_melnichuk.shtml