1 февраля Александр Лукашенко подписал указ № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
Как сообщает пресс-служба президента, «впервые в законодательном акте содержится ряд требований, призванных сделать информацию о государственных органах и иных государственных организациях более доступной».
Указ предусматривает обязанность госорганов, иных госорганизаций и хозяйственных обществ с преобладающей долей государства в уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на своих официальных сайтах, а также обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление.
Пользователи интернета, отмечает пресс-служба президента, смогут «свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.».
Указ также содержит ряд положений, направленных на защиту авторских прав от «пиратства» в интернете, говорится в пресс-релизе. «Размещение в интернете литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, должно осуществляться при условии соблюдения требований законодательства об авторском праве и смежных правах, в том числе с согласия их правообладателей», – сообщает пресс-служба.
Сообщения и материалы СМИ, распространяемые через интернет, должны иметь гиперссылку на первоисточник информации, ранее разместивший эти сведения.
Субъекты хозяйствования, реализующие в Беларуси товары (работы, услуги) с применением интернета, с 1 июля 2010 года обязаны осуществлять данную деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети интернет, размещенных на территории Беларуси.
Указ вводит госрегистрацию таких сетей, систем и ресурсов. Она будет проводиться по заявительному принципу в Министерстве связи и информатизации либо уполномоченной им организации. Порядок госрегистрации, перечень и формы документов, необходимых для ее осуществления, должны быть определены правительством до 1 мая 2010 года.
«В целях обеспечения безопасности граждан и государства» с 1 июля поставщики интернет-услуг должны осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, вести учет и хранить сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах.
Указ впервые регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг. Например, по запросу пользователя интернет-услуг поставщик обязан ограничить доступ принадлежащего этому пользователю абонентского устройства к информации, содержание которой направлено на распространение порнографических материалов, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.
Указ вступает в силу с 1 июля 2010 года. «Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети интернет», – говорится в сообщении пресс-службы президента.
Эксперты комментируют указ об использовании национального сегмента сети интернет
По мнению юриста и владельца нескольких сайтов Сергея Балыкина, этот документ не стал революцией в байнете.
Балыкин считает правильным принятие мер по охране авторских и смежных прав в сети интернет. «С другой стороны, – говорит он, – подобные права охранялись и ранее, а в указе просто конкретизированы меры, которые обязано предпринять лицо, использующее объекты авторского права в интернете (гиперссылка)», – добавил Балыкин.
«Остается непонятным, каким образом будет производиться идентификация абонентских устройств и пользователей интернета, особенно в случае доступа во всемирную сеть с пунктов коллективного пользования, – обратил внимание эксперт. – Если с идентификацией абонентских устройств технически все более-менее ясно, то с идентификацией пользователей не все так просто. Учитывая склонность белорусских властей к перегибам, я не удивлюсь, если будет введено требование пропускать посетителей в интернет-клубы только по предъявлению паспорта».
Правда, отметил Балыкин, обойти это требование при желании вполне возможно: «В конце концов, при заключении договоров на пользование мобильной связью также необходим паспорт. Однако белорусские граждане могут попросить заключить такой договор посторонних людей, в том числе иностранцев. Аналогичная схема может быть применена и в отношении интернет-услуг».
Если же паспорта в интернет-клубах все же придется предъявлять, то это может разрушить не столько интернет-клубы, сколько бизнес операторов dial-up доступа в интернет, считает эксперт. По его словам, прежде всего это касается «Белтелекома» с его беспарольным доступом, а также провайдеров, продающих карточки в киосках «Белсоюзпечати».
Требование указа об оказании услуг и реализации товаров только в байнете эксперту не кажется слишком уж суровым: «Само понятие "продажа услуги или товара" предполагает возмездность. То есть можно с уверенностью сказать, что бесплатным поиском от Google, Яндекс или Rambler белорусы смогут пользоваться без проблем. Что касается размещения рекламы на зарубежных сайтах, то я хочу подчеркнуть: требование оказания услуг или продажи товаров исключительно в байнете распространяется на резидентов Беларуси. Такие рекламные площадки, как Google, Яндекс, Mail.ru и прочие, принадлежат зарубежным компаниям, на которые это ограничение не распространяется».
Балыкин считает правильным требование размещать интернет-магазины исключительно в байнете, «поскольку это действительно несколько усилит степень защиты белорусского потребителя». «Хотя, с другой стороны, не совсем понятно, что будут считать деятельностью по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Если некая организация размещает информацию о себе на сайте, зарегистрированном в зоне com, то будет ли это считаться реализацией товаров либо услуг? Что делать экспортно ориентированным организациям, которые сознательно размещают свои сайты в доменных зонах других государств либо в международных доменных зонах?» – отметил эксперт.
«При желании любую идею можно довести до абсурда и можно дойти даже до того, что запретить белорусским гражданам создавать свои сайты в других доменных зонах, – сказал Сергей Балыкин. – Но как на практике контролировать такого рода запрет, мне не ясно».
По словам эксперта, если уж государство хочет стимулировать развитие байнета, то оно должно сделать более привлекательным размещение белорусских интернет-ресурсов в доменной зоне by. Существенным препятствием для этого он видит высокую стоимость регистрации доменов в этой зоне – 130 тыс. рублей без НДС и высокую стоимость услуг хостинга в Беларуси.
Касаясь того, что не нашло отражения в указе и что постепенно становится проблемой байнета, Сергей Балыкин, прежде всего, обратил внимание на статус доменных имен. «К сожалению, в Беларуси нет права собственности на доменные имена, – констатировал он. – Их статус не определен, и по большому счету владельцы доменных имен практически не защищены. Между тем, по оценкам экспертов, стоимость некоторых доменных имен байнета уже достигает миллионов долларов. А эффективных методов защиты такого рода активов до сих пор нет».
Директор компании «Атлант Телеком» Игорь Сукач также обращает внимание на то, что ряд положений указа не являются новыми для рынка.
Например, отметил он, операторы и сейчас фиксируют всю возможную информацию по идентификации абонентов. «Мы имеем возможность ответить на вопрос, кто, когда и куда обращался в сети интернет. Единственное, что это наша возможность не афишировалась и отдельно не регламентировалась», – пояснил эксперт. Как считает директор «Атлант Телекома», с введением в действие указа, который регламентирует эту деятельность, любой пользователь «дважды подумает, прежде чем шалить в интернете».
В качестве нововведения Сукач отметил положение, которое предписывает операторам осуществлять индивидуальные настройки в целях фильтрации содержимого интернета. «Эксплуатируемое нами оборудование не позволяет реализовать указанный функционал в полной мере, а полная модернизация имеющегося оборудования обойдется слишком дорого, к чему операторы в большинстве своем не готовы», – сказал директор компании.
Однако, по его словам, эта функция может быть реализована на терминальном оборудовании клиентов, например, встроенными функциями операционной системы, такой как Windows. «Если речь идет о такой возможности, реализация норм указа не повлечет существенных трудностей для операторов», – отметил Сукач.
По мнению председателя Белорусской ассоциации журналистов Жанны Литвиной, указ нуждается в международной экспертизе.
По ее словам, государственные СМИ в комментариях к данному указу «ссылались на опыт других стран – Канады, Японии, Израиля». «Мне кажется, что все-таки самым правильным шагом было бы обращение к международным экспертам. Это могут быть эксперты ОБСЕ и Совета Европы. Их веское слово как раз бы и помогло дать ответ на вопрос, насколько соответствует этот указ международным нормам и стандартам”, – считает Литвина.
Говоря о том, как новый указ повлияет на работу белорусских СМИ, Литвина подчеркнула: «Сегодня можно прогнозировать, что у сайтов, которые работают при СМИ, постепенно будет появляться самоцензура. А если интернет-сайты окончательно получат статус СМИ, то на них будет распространяться закон о СМИ, статьи Уголовного кодекса».
Гендиректор УП «Надежные программы» (TUT.BY) Юрий Зиссер считает, что указ переработан в лучшую сторону в сравнении с первоначальной редакцией.
«Указ переработан очень серьезно в лучшую сторону и имеет очень мало общего с тем проектом, который обсуждался два месяца назад. Документ стал позитивным, и сейчас очень многое будет зависеть от того, как запланированные меры будут реализованы правительством на практике», – сказал Зиссер.
В частности, отметил он, положительным моментом является обязанность органов госуправления и госорганизаций размещать информацию о своей деятельности, обеспечивать создание, функционирование и обновление интернет-сайтов, отвечать на вопросы. «Теперь они обязаны внедрять в своей деятельности то, что в общем можно назвать прототипом электронного правительства. Фактически сайт приравнивается к звонку или приходу в госорган. Статус интернета в этом смысле повысился», – отметил эксперт.
В позитивную сторону изменен и пункт, касающийся идентификации пользователей: «Это совершенно иное, чем было в прежней редакции, поскольку речь идет не о пользователях, а об абонентских устройствах. То есть, о хранении провайдерами логов, что делалось ими и ранее».
В числе очевидных достоинств документа руководитель TUT.BY также назвал данное правительству поручение выработать до 1 июля комплекс мер по снижению стоимости интернет-услуг в национальном сегменте сети интернет.
Кроме того, эксперт особо обратил внимание на предполагаемое лишение монополии «Белтелекома» на пропуск внешнего интернет-канала. «Теперь внешний канал будет лицензировать Оперативно-аналитический центр при президенте и, как ожидается, в ближайшее время наряду с «Белтелекомом» такую лицензию получит Парк высоких технологий. То есть, уже будет два оператора, пускай государственные, но все равно между ними будет какая-то конкуренция и цены на услуги должны снизиться», – полагает Зиссер.
По его мнению, опасения о незаконности пользования в Беларуси услугами интернет-сервисов, таких как Google, Yandex или Mail.ru, напрасны. «Получается, что они не имеют права на реализацию услуг. Но они и не реализуют услуги, они их оказывают бесплатно. Бесплатными услугами пользоваться можно», – пояснил эксперт. Более того, продолжил он, не запрещается также производить операции на знаменитых зарубежных интернет-сервисах eBay или Amazon.com, поскольку эти услуги оказываются не на территории Республики Беларусь».
Вместе с тем Юрий Зиссер полагает, что определенное недовольство документ может вызвать у частных провайдеров, например услуг хостинга. «В Беларуси около 500 предприятий, имеющих секретность, и всем им будет запрещено размещаться у хостинг-провайдеров, которые не имеют лицензии ОАЦ. Я очень сомневаюсь, что такую лицензию дадут частным компаниям», – говорит Зиссер.
http://belapan.com/archive/2010/02/01/360473/
http://belapan.com/archive/2010/02/02/360699/
Как сообщает пресс-служба президента, «впервые в законодательном акте содержится ряд требований, призванных сделать информацию о государственных органах и иных государственных организациях более доступной».
Указ предусматривает обязанность госорганов, иных госорганизаций и хозяйственных обществ с преобладающей долей государства в уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на своих официальных сайтах, а также обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление.
Пользователи интернета, отмечает пресс-служба президента, смогут «свободно и безвозмездно получать информацию о режиме работы государственного органа (иной организации), почтовом адресе, номерах телефонов его справочных служб, порядке работы с обращениями граждан и юридических лиц, об осуществляемых административных процедурах и др.».
Указ также содержит ряд положений, направленных на защиту авторских прав от «пиратства» в интернете, говорится в пресс-релизе. «Размещение в интернете литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, должно осуществляться при условии соблюдения требований законодательства об авторском праве и смежных правах, в том числе с согласия их правообладателей», – сообщает пресс-служба.
Сообщения и материалы СМИ, распространяемые через интернет, должны иметь гиперссылку на первоисточник информации, ранее разместивший эти сведения.
Субъекты хозяйствования, реализующие в Беларуси товары (работы, услуги) с применением интернета, с 1 июля 2010 года обязаны осуществлять данную деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети интернет, размещенных на территории Беларуси.
Указ вводит госрегистрацию таких сетей, систем и ресурсов. Она будет проводиться по заявительному принципу в Министерстве связи и информатизации либо уполномоченной им организации. Порядок госрегистрации, перечень и формы документов, необходимых для ее осуществления, должны быть определены правительством до 1 мая 2010 года.
«В целях обеспечения безопасности граждан и государства» с 1 июля поставщики интернет-услуг должны осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, вести учет и хранить сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах.
Указ впервые регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг. Например, по запросу пользователя интернет-услуг поставщик обязан ограничить доступ принадлежащего этому пользователю абонентского устройства к информации, содержание которой направлено на распространение порнографических материалов, пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.
Указ вступает в силу с 1 июля 2010 года. «Документ направлен на защиту интересов граждан, общества и государства в информационной сфере, повышение качества и удешевление интернет-услуг, обеспечение дальнейшего развития национального сегмента сети интернет», – говорится в сообщении пресс-службы президента.
Эксперты комментируют указ об использовании национального сегмента сети интернет
По мнению юриста и владельца нескольких сайтов Сергея Балыкина, этот документ не стал революцией в байнете.
Балыкин считает правильным принятие мер по охране авторских и смежных прав в сети интернет. «С другой стороны, – говорит он, – подобные права охранялись и ранее, а в указе просто конкретизированы меры, которые обязано предпринять лицо, использующее объекты авторского права в интернете (гиперссылка)», – добавил Балыкин.
«Остается непонятным, каким образом будет производиться идентификация абонентских устройств и пользователей интернета, особенно в случае доступа во всемирную сеть с пунктов коллективного пользования, – обратил внимание эксперт. – Если с идентификацией абонентских устройств технически все более-менее ясно, то с идентификацией пользователей не все так просто. Учитывая склонность белорусских властей к перегибам, я не удивлюсь, если будет введено требование пропускать посетителей в интернет-клубы только по предъявлению паспорта».
Правда, отметил Балыкин, обойти это требование при желании вполне возможно: «В конце концов, при заключении договоров на пользование мобильной связью также необходим паспорт. Однако белорусские граждане могут попросить заключить такой договор посторонних людей, в том числе иностранцев. Аналогичная схема может быть применена и в отношении интернет-услуг».
Если же паспорта в интернет-клубах все же придется предъявлять, то это может разрушить не столько интернет-клубы, сколько бизнес операторов dial-up доступа в интернет, считает эксперт. По его словам, прежде всего это касается «Белтелекома» с его беспарольным доступом, а также провайдеров, продающих карточки в киосках «Белсоюзпечати».
Требование указа об оказании услуг и реализации товаров только в байнете эксперту не кажется слишком уж суровым: «Само понятие "продажа услуги или товара" предполагает возмездность. То есть можно с уверенностью сказать, что бесплатным поиском от Google, Яндекс или Rambler белорусы смогут пользоваться без проблем. Что касается размещения рекламы на зарубежных сайтах, то я хочу подчеркнуть: требование оказания услуг или продажи товаров исключительно в байнете распространяется на резидентов Беларуси. Такие рекламные площадки, как Google, Яндекс, Mail.ru и прочие, принадлежат зарубежным компаниям, на которые это ограничение не распространяется».
Балыкин считает правильным требование размещать интернет-магазины исключительно в байнете, «поскольку это действительно несколько усилит степень защиты белорусского потребителя». «Хотя, с другой стороны, не совсем понятно, что будут считать деятельностью по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Если некая организация размещает информацию о себе на сайте, зарегистрированном в зоне com, то будет ли это считаться реализацией товаров либо услуг? Что делать экспортно ориентированным организациям, которые сознательно размещают свои сайты в доменных зонах других государств либо в международных доменных зонах?» – отметил эксперт.
«При желании любую идею можно довести до абсурда и можно дойти даже до того, что запретить белорусским гражданам создавать свои сайты в других доменных зонах, – сказал Сергей Балыкин. – Но как на практике контролировать такого рода запрет, мне не ясно».
По словам эксперта, если уж государство хочет стимулировать развитие байнета, то оно должно сделать более привлекательным размещение белорусских интернет-ресурсов в доменной зоне by. Существенным препятствием для этого он видит высокую стоимость регистрации доменов в этой зоне – 130 тыс. рублей без НДС и высокую стоимость услуг хостинга в Беларуси.
Касаясь того, что не нашло отражения в указе и что постепенно становится проблемой байнета, Сергей Балыкин, прежде всего, обратил внимание на статус доменных имен. «К сожалению, в Беларуси нет права собственности на доменные имена, – констатировал он. – Их статус не определен, и по большому счету владельцы доменных имен практически не защищены. Между тем, по оценкам экспертов, стоимость некоторых доменных имен байнета уже достигает миллионов долларов. А эффективных методов защиты такого рода активов до сих пор нет».
Директор компании «Атлант Телеком» Игорь Сукач также обращает внимание на то, что ряд положений указа не являются новыми для рынка.
Например, отметил он, операторы и сейчас фиксируют всю возможную информацию по идентификации абонентов. «Мы имеем возможность ответить на вопрос, кто, когда и куда обращался в сети интернет. Единственное, что это наша возможность не афишировалась и отдельно не регламентировалась», – пояснил эксперт. Как считает директор «Атлант Телекома», с введением в действие указа, который регламентирует эту деятельность, любой пользователь «дважды подумает, прежде чем шалить в интернете».
В качестве нововведения Сукач отметил положение, которое предписывает операторам осуществлять индивидуальные настройки в целях фильтрации содержимого интернета. «Эксплуатируемое нами оборудование не позволяет реализовать указанный функционал в полной мере, а полная модернизация имеющегося оборудования обойдется слишком дорого, к чему операторы в большинстве своем не готовы», – сказал директор компании.
Однако, по его словам, эта функция может быть реализована на терминальном оборудовании клиентов, например, встроенными функциями операционной системы, такой как Windows. «Если речь идет о такой возможности, реализация норм указа не повлечет существенных трудностей для операторов», – отметил Сукач.
По мнению председателя Белорусской ассоциации журналистов Жанны Литвиной, указ нуждается в международной экспертизе.
По ее словам, государственные СМИ в комментариях к данному указу «ссылались на опыт других стран – Канады, Японии, Израиля». «Мне кажется, что все-таки самым правильным шагом было бы обращение к международным экспертам. Это могут быть эксперты ОБСЕ и Совета Европы. Их веское слово как раз бы и помогло дать ответ на вопрос, насколько соответствует этот указ международным нормам и стандартам”, – считает Литвина.
Говоря о том, как новый указ повлияет на работу белорусских СМИ, Литвина подчеркнула: «Сегодня можно прогнозировать, что у сайтов, которые работают при СМИ, постепенно будет появляться самоцензура. А если интернет-сайты окончательно получат статус СМИ, то на них будет распространяться закон о СМИ, статьи Уголовного кодекса».
Гендиректор УП «Надежные программы» (TUT.BY) Юрий Зиссер считает, что указ переработан в лучшую сторону в сравнении с первоначальной редакцией.
«Указ переработан очень серьезно в лучшую сторону и имеет очень мало общего с тем проектом, который обсуждался два месяца назад. Документ стал позитивным, и сейчас очень многое будет зависеть от того, как запланированные меры будут реализованы правительством на практике», – сказал Зиссер.
В частности, отметил он, положительным моментом является обязанность органов госуправления и госорганизаций размещать информацию о своей деятельности, обеспечивать создание, функционирование и обновление интернет-сайтов, отвечать на вопросы. «Теперь они обязаны внедрять в своей деятельности то, что в общем можно назвать прототипом электронного правительства. Фактически сайт приравнивается к звонку или приходу в госорган. Статус интернета в этом смысле повысился», – отметил эксперт.
В позитивную сторону изменен и пункт, касающийся идентификации пользователей: «Это совершенно иное, чем было в прежней редакции, поскольку речь идет не о пользователях, а об абонентских устройствах. То есть, о хранении провайдерами логов, что делалось ими и ранее».
В числе очевидных достоинств документа руководитель TUT.BY также назвал данное правительству поручение выработать до 1 июля комплекс мер по снижению стоимости интернет-услуг в национальном сегменте сети интернет.
Кроме того, эксперт особо обратил внимание на предполагаемое лишение монополии «Белтелекома» на пропуск внешнего интернет-канала. «Теперь внешний канал будет лицензировать Оперативно-аналитический центр при президенте и, как ожидается, в ближайшее время наряду с «Белтелекомом» такую лицензию получит Парк высоких технологий. То есть, уже будет два оператора, пускай государственные, но все равно между ними будет какая-то конкуренция и цены на услуги должны снизиться», – полагает Зиссер.
По его мнению, опасения о незаконности пользования в Беларуси услугами интернет-сервисов, таких как Google, Yandex или Mail.ru, напрасны. «Получается, что они не имеют права на реализацию услуг. Но они и не реализуют услуги, они их оказывают бесплатно. Бесплатными услугами пользоваться можно», – пояснил эксперт. Более того, продолжил он, не запрещается также производить операции на знаменитых зарубежных интернет-сервисах eBay или Amazon.com, поскольку эти услуги оказываются не на территории Республики Беларусь».
Вместе с тем Юрий Зиссер полагает, что определенное недовольство документ может вызвать у частных провайдеров, например услуг хостинга. «В Беларуси около 500 предприятий, имеющих секретность, и всем им будет запрещено размещаться у хостинг-провайдеров, которые не имеют лицензии ОАЦ. Я очень сомневаюсь, что такую лицензию дадут частным компаниям», – говорит Зиссер.
http://belapan.com/archive/2010/02/01/360473/
http://belapan.com/archive/2010/02/02/360699/