Народовластие как основа политического процесса в Республике Беларусь
 
 

Дорогие соотечественники!

Уважаемые члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей!

Уважаемые приглашенные!

Наши стратегические цели построения экономически сильного, социально справедливого, независимого государства на основе поступательного социально-экономического развития страны остаются неизменными.

За 10 лет мы своими трудом, умом, руками сформировали современное государство, прошли собственный, не навязанный никем путь становления.

Первостепенная задача сегодня - всеми силами и средствами укрепить самостоятельность белорусского государства. Это значит обеспечить право самостоятельно проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить национальную безопасность по всем ее составляющим - от оборонной до информационной и продовольственной.



 

Беларусь и ее место в мировом сообществе
 

Сегодня становится очевидным, что сохранить независимость и устойчивое развитие страны можно только проводя динамичную, разностороннюю внешнюю политику.

Беларусь активно вовлечена в мировую торговлю и всесторонние межгосударственные отношения. Это самым непосредственным образом отражается на "самочувствии" нашего внутреннего рынка и социально-экономической сферы.

В этих условиях мы постепенно, но твердо и последовательно делаем международную политику Беларуси более симметричной.

Мы всегда заявляли о том, что Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику. По-другому и быть не может, поскольку мы - открытая страна, находящаяся в центре Европы. И не можем хотя бы в силу географических и исторических особенностей дружить с одними и быть закрытыми от других.

Однако за этими словами не следуют никакие стратегические изменения в наших приоритетах. Основной из них по-прежнему - сохранение принципиально важного для нас российского направления. Ни в коем случае нельзя утратить достигнутого высокого уровня взаимодействия двух государств.

Наша позиция в отношении интеграции с Россией неизменна: Беларусь всегда будет верна союзу братских народов. Русские люди нам не чужие. И никогда чужими не будут.

Альтернативы нормальным белорусско-российским отношениям просто не существует.

При этом Союз наш должен быть, говорю в очередной раз, исключительно равноправным. Взаимовыгодным. Понятным. Справедливым и прозрачным. Ведь партнерские отношения - это не улица с односторонним движением. Важно сообразовываться с интересами другой стороны и уважать эти интересы.

Ну а в ответ на отдельные заявления о том, что нас кто-то кормит, что мы сидим у кого-то на шее... Скажу однозначно: Союз приносит реальную и ощутимую политическую, военную и экономическую выгоду обеим странам.

Кстати, заявления российского руководства свидетельствуют о том, что Россия также хотела бы продолжить строительство Союзного государства. Повторяю, мы к этому готовы. Но при неизменном соблюдении наших национальных интересов.

В последние год-полтора на более высокий уровень вышли двусторонние связи со странами Содружества Независимых Государств.

В частности, появились многообещающие перспективы взаимодействия Беларуси с Украиной и Азербайджаном. Они уже реализуются.

Еще одно перспективное направление - Казахстан. Это одно из богатейших природными ресурсами государств. Наша задача - максимальное развитие взаимовыгодного сотрудничества. И все условия для этого есть.

Однако наше стремление развивать двусторонние связи с бывшими республиками СССР отнюдь не означает отказ от существующих интеграционных образований - ЕЭП, СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ.

Да, многосторонний механизм сегодня работает недостаточно результативно. В силу как объективных, так и субъективных причин.

Но отказываться от объединительных процессов ни в коем случае нельзя. Интеграция полезна в любой своей форме и степени. Мы будем всемерно поддерживать движение вперед в этом направлении.

Конечно, мы заинтересованы в нормальных взаимовыгодных отношениях с Евросоюзом и Соединенными Штатами. Для полноценного диалога есть абсолютно все предпосылки.

У нас высокий уровень товарооборота со странами Западной Европы. С Италией, Германией, другими странами сложились прочные связи в гуманитарной сфере. Мы благодарны нашим европейским друзьям за ту помощь, которую они оказывают нам в преодолении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Нельзя умалять роль нашей страны в общеевропейских процессах. Беларусь является ключевым государством в плане обеспечения транзита ресурсов, грузов, пассажиров из Европы в Россию и страны Азии.

Мы поставили надежный заслон на пути наркотрафика, нелегальной миграции, торговли людьми. А это - важнейший фактор общей стабильности и безопасности в Европе.

Мы ничего не выпрашиваем ни у Европы, ни у США. Не стоим с протянутой рукой. Напротив, Беларусь готова быть полноправным партнером. Надежным, предсказуемым и ответственным.

Необходимо преодолеть сложившиеся негативные мифы и стереотипы относительно Беларуси. В наших отношениях с Евросоюзом и США должен наконец-то возобладать здравый смысл. Мы открыты для самого широкого сотрудничества по всем направлениям.

Причем как с традиционными, так и с новыми нашими партнерами.

В этом плане нами многое уже сделано. За последние несколько лет налажено продуктивное сотрудничество со странами Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Особого внимания заслуживает работа в Движении неприсоединения. Саммит, состоявшийся в сентябре 2006 года, положил начало формированию так называемой новой внешнеполитической дуги. Посмотрите, богатейшие по своим ресурсам влиятельные страны - Индия, Венесуэла, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Оман - готовы работать и уже работают с нами в формате стратегического партнерства. Договоренности, достигнутые на высшем уровне с лидерами этих стран, уже превращаются в конкретные проекты.

Убедительный пример - сотрудничество с Китайской Народной Республикой. Это наш ведущий союзник на международной арене.

Развитие белорусско-китайских торгово-экономических отношений свидетельствует, что нам удалось закрепиться на перспективном рынке Китая. По итогам 2006 года двусторонний товарооборот уже почти достиг миллиарда долларов. И это далеко не предел.

Надо понимать: только если на деле освоим более широкую географию рынков сбыта и расширим спектр экспортных товарных позиций, то многовекторность станет реальной. Это необходимый фактор эффективности как внешней политики, так и в целом дальнейшего экономического развития страны.

Сегодня уже первое место в торгово-экономическом сотрудничестве с Беларусью занимает Запад, Европейский союз.

Энергетическая безопасность - важнейшее условие стабильного развития государства и общества

За последнее десятилетие в Беларуси создан прочный социально-экономический фундамент.

Сегодня главная задача - независимо от изменяющейся конъюнктуры цен, прежде всего на энергоносители, сохранить набранные темпы, полностью выполнить планы развития экономики и социальной сферы, намеченные на третьем Всебелорусском народном собрании.

Несомненно, это требует от нас дополнительных усилий. Но если мы сумели вытащить страну из разрухи, наладить промышленность, сельское хозяйство, создать финансовую систему в более трудные времена, то справимся и с этими проблемами.

Каждый гражданин должен четко знать - никакого обвала экономики мы не допустим. Первый квартал этого года о том свидетельствует, и это доказано.

Важнейшая задача - укрепить позиции нефтеперерабатывающих предприятий на рынке нефтепродуктов за счет обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, соответствующей европейским стандартам. Для ее решения необходимо увеличить глубину переработки углеводородного сырья и выход светлых нефтепродуктов. Оптимизировать существующие технологические процессы, исходя из критерия сведения к минимуму энергозатрат. Словом, взять курс на радикальное обновление отечественной нефтехимии.

В целях повышения эффективности закупок нефти и реализации нефтепродуктов следует без проволочки создать белорусскую экспортную компанию. Такая задача поставлена.

Не менее важное направление - диверсификация поставок углеводородного сырья в нашу страну. Экономика республики не может и не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов. Сейчас это слишком рискованно.

У нас крепкие дружественные отношения с Венесуэлой и Ираном, государствами, обладающими значительными запасами энергоносителей. Руководство этих стран готово на всестороннее экономическое сотрудничество с нами, и мы не должны упускать данную возможность. Речь идет прежде всего о совместной добыче и переработке сырья. Причем Беларусь сможет получить нефть не только для собственных нужд, но и для последующей продажи на мировом рынке.

Помочь в решении проблемы диверсификации поставок должно дальнейшее развитие транзитной инфраструктуры. Особое значение здесь приобретает необходимость расширения возможностей транспортировки сырья из Балтийского и Черноморского регионов.

Еще одно важное направление - обеспечение энергетической безопасности, использование местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

В ближайшее время в Беларуси должны быть созданы все условия, для того чтобы энергетические установки, работающие на альтернативных и возобновляемых источниках энергии, стали гармоничной составляющей единой энергосистемы страны.

Нам нужны масштабные структурные преобразования в энергетической отрасли. Это предусматривает создание долгосрочных резервов природного газа и нефти, позволяющих, в случае необходимости, обеспечивать нормальное функционирование экономики в течение длительного периода.

Не секрет, что прорабатывается вопрос о возможном строительстве в Беларуси собственной атомной электростанции. При этом однозначно хочу сказать, не лукавя ни перед кем, - это не мой стиль: мы построим собственную электрическую атомную станцию. Нас к этому жизнь подтолкнула.

Понятно, что для белорусского народа, пострадавшего от чернобыльской трагедии, эта тема связана с психологическими волнениями.

Но ведь мы и так со всех сторон, уже в который раз говорю, окружены атомными электростанциями. В Беларуси будет выбран самый безопасный на сегодняшний день вариант АЭС с учетом суперсовременных технологий и новейших достижений науки.

В условиях отсутствия своих энергоресурсов и, как следствие, обременительной зависимости от других стран вопрос о создании собственной ядерной энергетики становится одной из гарантий национальной безопасности страны и обеспечения ее энергией.



 

Бережливость как резерв для дальнейшего экономического развития страны
 

Повышение конкурентных преимуществ топливно-энергетического комплекса и экономики в целом во многом будет зависеть от активного проведения энергосберегающей политики.

Именно поэтому я поручил подготовить Директиву Э 3, которая содержит комплекс мероприятий по решению данной проблемы.

Жизнь требует от нас научиться жить по средствам и рационально распоряжаться каждым заработанным рублем.

Мы должны максимально приблизиться к развитым странам по уровню энергоемкости ВВП.

В 2007 году предстоит обеспечить снижение энергоемкости ВВП не менее чем на 6 - 7 процентов. При этом ожидаемая экономия ресурсов должна составить до двух миллионов тонн условного топлива. К 2010 году планируется достигнуть снижения энергоемкости ВВП на 31 процент, к 2015-му - на 50 процентов и к 2020 году - на 60 процентов от уровня 2005 года. Думаю, мы эти цифры должны превзойти с учетом сложившейся ситуации.

Необходимо ускорить процесс внедрения новых прогрессивных технологий в производство. Широко задействовать соответствующие рыночные механизмы.

Бережливость, рачительность, аккуратность и экономия должны стать образом жизни белорусов.



 

Эффективная и конкурентоспособная экономика
 

В условиях обострения борьбы за энергетические ресурсы и рынки сбыта продукции особое значение приобретает задача поддержания устойчивого развития и конкурентоспособности экономики.

Для этого каждое предприятие должно работать эффективно и рентабельно. Пока Правительство не в полной мере справляется с поставленной задачей. Поэтому финансовое оздоровление реального сектора экономики остается для нас самой актуальной задачей.

О приватизации. Знаю, что говорят - Лукашенко мол, не дает развиваться частной собственности, а государственная форма - это путь в никуда. Да, я всегда был противником приватизации ради приватизации, только потому, что так принято. Вопрос не в том, кто собственник. Главное - эффективно ли он управляет и распоряжается своей собственностью. Рачительный хозяин никогда не будет продавать то, что приносит ему прибыль.

Жизнь подтвердила правильность решения о постепенной передаче в частные руки сельхозорганизаций. Бывшие колхозы и совхозы (пусть их немного) действительно переданы тем, кто имеет истинное намерение заниматься селом, а не распродавать землю, например, под элитное строительство.

Всему свое время! То, что мы сохранили государственную собственность, позволило стране выжить: восстановить предприятия, сохранить рабочие места, обеспечить себя всем необходимым за счет собственного производства, что делает нас независимыми от поставок извне. Ведь все взаимосвязано. Еще пять-семь лет назад мы боролись за продовольственную безопасность. Сегодня такая проблема перед нами не стоит. Мы создали современные производства практически по всему ассортименту сельхозпродукции и используем собственную сельхозтехнику.

С другой стороны, модернизировав за последние десять лет свои предприятия, мы существенно подняли их в цене. Сегодня их можно, если нужно, продавать, но очень дорого продавать. И, по мере необходимости и поступления выгодных предложений, мы будем это делать.

Но не хочу, чтобы мои слова поняли как руководство к действию. Обвальной, бездумной приватизации не было и не будет! Только с учетом национальных интересов!

И самое главное. Если и будет приватизация, она будет открытой и честной. Никакой номенклатурной, клановой, как я сказал, и недобросовестной приватизации в стране не будет. Говорю всем инвесторам: не давайте никому никаких взяток, не слушайте, что вам кто-то скажет и пообещает. Все это пустое. Никто никому не поможет, потому что последняя подпись за Президентом. Мне за 13 лет никто не принес никаких денег, не положил на стол. И не принесет, не положит. Бесполезно.

Объекты будут продаваться только по конкурсу или через аукцион. Конкурировать между собой будут не фамилии или покровители, а бизнес-планы и социальные программы по поддержке трудового коллектива.

Путь у нас только один - ускоренный переход к экономике инновационной, наукоемкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке. Поэтому приоритетом нынешней пятилетки определено формирование "экономики знаний".

Буквально в этом месяце указом Президента утверждена Государственная программа инновационного развития страны на 2007 - 2010 годы. Правительству и Национальной академии наук, а ей уже пора выходить из "окопов", необходимо без раскачки приступить к ее активной реализации.

Ни в коем случае нельзя подойти к ней формально. Наука является основным ресурсом белорусской экономики. Ее развитие должно идти в ногу с модернизацией экономики, накапливая и усиливая ее конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках.

Надо обеспечить реальное взаимодействие науки, производства и образования. Но дальше деклараций дело не идет.

Мы рассчитываем, что отечественная наука скажет свое веское слово в решении задач экономного использования ресурсов, создания и внедрения энергосберегающих технологий.

Особую роль в дальнейшем совершенствовании научной деятельности могут и должны играть инновационные фонды. В 2006 году их объем составил почти 1,5 триллиона рублей.

В последние годы наметилась положительная тенденция, когда в науку все более охотно идет молодежь, имеющая интересные новаторские идеи, отдельные из которых уже сегодня находят практическое применение.

Нам удалось значительно сократить отток ученых за границу, предоставив им реальные возможности улучшить свое благосостояние и сделать карьеру на Родине. Эти стремления надо всячески стимулировать.

Главная инвестиционная задача - значительно повысить эффективность капиталовложений в реализацию важнейших модернизационных объектов и проектов. Среди них - коренное обновление нефтехимического комплекса, микроэлектронной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Создание производства новых видов автомобилей, сельхозтехники, медицинских препаратов. Развитие современных транспортных коммуникаций, связи, туризма и жилищного строительства.

Важнейшая задача - повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции.

Чтобы достойно конкурировать на рынках, нужно точно представлять, какие качественные характеристики товаров предпочитает покупатель. Какой экономический эффект он получит от эксплуатации нашей продукции.

Жилье - это вопрос номер один для семьи. Его решение - залог нормального климата в семье и обществе.

Основными задачами строительного комплекса на 2007 год и ближайшую перспективу должны стать модернизация и реконструкция строительного производства на основе внедрения современных энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, освоение производства высокоэффективной строительной продукции. Это позволит существенно снизить себестоимость строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного процесса.

Правительству следует выработать четкие подходы к использованию благоприятного географического расположения страны. В первую очередь принять меры по развитию инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси, проводить взвешенную политику в области экспорта транспортных услуг.

Совмину также поручаю комплексно решить вопросы привлечения дополнительных объемов транзитных перевозок через нашу страну. Снять все искусственные препоны на пути перемещения внешнеторговых грузов через Беларусь!

Неоспоримым преимуществом нашей модели экономического развития является то, что мы не влезли в долги. Кредит - это капкан, в который попадем даже не мы, а наши дети и внуки. Поэтому к любому привлечению заемных средств мы подходим очень осторожно и взвешенно. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кредит превратился в средство давления на нашу страну.

Основным направлением денежно-кредитной политики по-прежнему остается создание условий, обеспечивающих устойчивые темпы экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития страны.

Поводов для беспокойства о том, что белорусский рубль рухнет, нет. Мы десять лет формировали золотовалютный запас, чтобы гарантировать стабильность функционирования валютной системы.

Как следствие, выросло доверие людей к национальной денежной единице и банковской системе в целом. Срочные вклады населения и предприятий в банках в белорусских рублях за прошлый год увеличились в 1,5 раза.

Устойчивость и предсказуемость обменного курса - одно из приоритетных направлений монетарной политики.

Кредиты для населения следует сделать еще более доступными. Это поможет людям быстро решать их бытовые проблемы: строить жилье, купить машину, новую технику. Словом, чувствовать себя в своей стране комфортно.

Важно также усилить интеграцию белорусских банков в региональную и мировую банковские системы.

Стабильность экономики во многом определяется стабильностью цен. В последние годы многого удалось достичь в направлении снижения темпов инфляции. В 2006 году уровень инфляции - 6,6 процента, или 0,5 процента в среднем за месяц, что соответствует уровню стран Восточной Европы.

Обеспечение стабильного роста и эффективности экспорта - наш национальный приоритет сегодня, завтра и всегда.

В ряде случаев мы действуем профессионально, напористо и в результате имеем ощутимый для страны экономический эффект.

При всех сложностях во взаимоотношениях с Европейским союзом на входящие в него государства в 2006 году пришлась почти половина общего объема экспорта, причем прирост за год составил 28 процентов. Почти на 80 процентов увеличился белорусский экспорт в Соединенные Штаты Америки.

Однако в целом я бы выделил три основные проблемы нашей внешнеторговой политики.

Во-первых, низкая диверсификация белорусской внешней торговли, ее зависимость от мировой конъюнктуры.

Вторая серьезная проблема - отрицательное сальдо внешней торговли. В прошлые годы отрицательное сальдо в торговле товарами в значительной степени компенсировалось положительным сальдо в торговле услугами. В 2006 году этого сделать не удалось.

Третья проблема - следует проводить более прагматичную ценовую политику. Нацеливаться на получение наибольшей прибыли. Сделать так, чтобы каждая экспортная операция была максимально прибыльной, а импортная - максимально обоснованной.

Надо продолжать активную работу по расширению собственной товаропроводящей сети за рубежом.



 

Предпринимательство, частная инициатива как неотъемлемый элемент динамичного развития страны
 

Политика белорусского государства в экономической сфере должна учитывать необходимость всемерной поддержки частной инициативы и предпринимательства. При этом не следует понимать такую поддержку односторонне - только как льготы, субсидии и преференции. Да, в некоторых случаях это необходимо. Но зачастую гораздо важнее снять искусственные административные барьеры. Обеспечить прозрачность и понятность юридических процедур. Стабильность условий хозяйствования.

На первом месте здесь - упрощение вступления в бизнес и открытия своего дела.

Одна из стратегических задач в данном направлении - дебюрократизация административных процедур в отношении субъектов предпринимательства.

Не менее актуальная задача - развитие молодежного предпринимательства. Здесь должны проявить себя в первую очередь Союз предпринимателей и Белорусский республиканский союз молодежи.



 

Возрождению села - новый импульс
 

Возрождение села - это прежде всего высокоэффективное сельхозпроизводство, внедрение новых технологий, действительное, не показушное выравнивание условий жизни в городе и деревне.

Важно не просто произвести продукцию. Главное - эффективность ее реализации. При этом продукция должна быть прибыльной, без дотаций государства. Есть прибыль - значит, предприятие работает нормально.

Иначе невозможно не только занять соответствующую нишу на зарубежных рынках, но и сохранить позиции на внутреннем.

В этом основной критерий проведения аграрной политики.

Главная роль в развитии конкурентных преимуществ сельского хозяйства будет принадлежать инновациям.

В связи с этим приоритетными направлениями инвестиционной политики должны стать господдержка и стимулирование инвестиций в прогрессивные сельскохозяйственные технологии, без чего агропромышленное производство не сможет эффективно развиваться.



 

Социальное развитие - приоритет деятельности государства
 

Беларусь - государство для человека. Наше кредо - сильная социальная политика.

От этой политики мы не отступим, независимо от складывающейся конъюнктуры цен или требований международных институтов.

Социальная сфера в Беларуси развивается стабильно. В 2006 году создано более 100 тысяч новых рабочих мест - только за год. Проводимая политика по повышению оплаты труда позволила почти на 18 процентов увеличить реальную заработную плату и уменьшить долю малообеспеченного населения до 11 процентов. Эффективно решается проблема занятости. Снизился уровень женской и молодежной безработицы.

Реальный рост пенсий за год составил 20 процентов.

Тем не менее обольщаться благозвучными цифрами мы не намерены. Сегодня нужны новые подходы к решению проблем общественного развития.

Социальная политика современного государства должна быть интегрированной. А это предполагает не только защиту слабых, социально уязвимых категорий граждан, но и поддержку сильных, работоспособных групп населения.

Стратегия государства должна строиться в направлении от социальной защиты к социальному развитию.

Социальная помощь должна быть адресной и индивидуальной. В безусловной защите нуждаются инвалиды, одинокие старики, дети-сироты. Другим, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужна рука помощи, чтобы встать на ноги, а не пожизненное содержание.

В перспективе в пенсионную систему следует включить накопительный компонент. При этом ставка будет делаться на инициативу самого человека, его желание обеспечить свое будущее в старости.

Основу нынешней социальной политики должны составить инвестиции в развитие. Мы будем осуществлять всемерную защиту семьи, так как это может спасти страну от падения в демографическую пропасть.

Радует, что в Беларуси наметилась тенденция к увеличению количества заключаемых браков, а также рождаемости. Причем не только в столице, но и в регионах. В минувшем году впервые за последнее десятилетие в Беларуси увеличилась рождаемость и снизилась смертность.

Для кардинального улучшения демографической ситуации необходима целенаправленная деятельность государства по сохранению традиционных семейных ценностей. Мы должны восстановить исконные белорусские традиции бережного отношения к родителям, семье, родному дому.

Нынешний год объявлен в Беларуси Годом ребенка. Мы продолжаем реализацию президентской программы "Дети Беларуси" на 2006 - 2010 годы.

Она предусматривает повышение пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка. Использование механизмов льготного субсидирования и кредитования жилищного строительства с учетом количества детей в семье.

Государство принимает дополнительные меры по защите прав и законных интересов детей. Прежде всего сирот, инвалидов, детей с особенностями психофизического развития и из неблагополучных семей. Первоочередную поддержку получают семейные формы воспитания сирот.

Совершенствуется система социально-педагогической и психологической помощи семье. На особом контроле находятся меры по повышению ответственности родителей за воспитание детей.

Мы делаем все, чтобы для каждого ребенка, увидевшего свет под небом Беларуси, наша страна стала теплым и уютным домом.

Дети и молодежь - наш приоритет. Молодым талантам мы помогаем открыть двери в большую науку, искусство, спорт.

Сегодня нужно создать благоприятные условия для приобщения подрастающего поколения к физкультуре, чтобы преодолеть "дефицит здоровья", который ощущает практически каждый ребенок.

Определяющим фактором качества жизни людей в современном мире является образование.

Конкурентоспособность белорусского высшего образования подтверждается популярностью отечественных вузов среди граждан других стран. Сегодня в этих учреждениях обучается свыше пяти тысяч иностранцев. Поэтому экспорт образовательных услуг мы рассматриваем как важное направление деятельности нашей высшей школы. Это не только вопрос имиджа государства, но и возможность привлечь дополнительные валютные ресурсы в сферу образования.



 

Народовластие как основа политического процесса в Республике Беларусь
 

Эффективности функционирования нашего государства удалось достичь за счет единства трех составляющих - суверенитета, стабильности и солидарности.

Именно солидарность всех сил общества, взаимодействие властных структур, общественных институтов, церкви обусловили сплочение белорусского народа в созидательных целях.

Современный этап требует не только и не просто консолидации общественных сил, а создания структурированной политической системы на основе социального партнерства всех - государственных органов, общественных объединений в широком смысле этого слова, органов самоуправления и средств массовой информации. Все они должны более активно участвовать в решении государственных и общественных дел.

Пришла пора вывести народовластие на принципиально новый качественный уровень.

В этой связи большие надежды мы возлагаем на вновь избранные местные Советы депутатов. Хотелось бы видеть в лице Советов и исполкомов рачительных хозяев, самостоятельно решающих проблемы местного значения.

Консолидирующей силой в буквальном смысле этого слова должны стать профсоюзы, молодежные организации и СМИ.

Обязательным условием для успешной реализации стоящих перед нами задач является не только поощрение гражданской инициативы, но также борьба с коррупцией и бюрократизмом.

Предстоит принять действенные меры по искоренению бюрократизма. Административные структуры следует выстроить таким образом, чтобы при минимальной численности чиновников добиться максимальной отдачи от их деятельности.

Исполнительная власть обязана работать на опережение, предотвращая негативные проявления в экономике и общественной жизни, а не выступать в роли "догоняющего".

Решения органов государственного управления должны быть системными и последовательными, а поручения - внятными. И, конечно, жизненно необходимо чуткое отношение к людям. Не будет доверия к власти - рухнет все.

Что касается методов работы, то стоит сместить акценты и уходить от "ручного" управления к экономическому регулированию.

Сегодня требуются не просто исполнители, а инициативные, творческие работники. Государственная служба должна быть современной и эффективной, открытой для общественного контроля. Работающей на конкретный результат.



 

Дальнейшее совершенствование белорусского парламентаризма
 

Национальное собрание страны перешагнуло 10-летний рубеж своего существования. За столь небольшой исторический период Парламент стал важнейшей составной частью эффективной системы государственной власти.

Сейчас Национальное собрание должно сосредоточить усилия прежде всего на том, чтобы сделать действующее законодательство максимально совершенным.

С этой целью при принятии законов должен обеспечиваться оптимальный баланс государственных и общественных интересов.

Нужно стремиться к стабильности законодательства, а не изменять один и тот же закон по несколько раз в год.

Закон должен в комплексе решать соответствующие вопросы. В полной мере регулировать общественные отношения. Быть актом прямого действия. Соответствовать ожиданиям нашего общества. Делать жизнь людей проще, легче и комфортнее. Быть понятным и доступным для каждого.

Очень важно, чтобы при принятии законов учитывались интересы всех групп и слоев населения. В государстве для народа "маленьких людей" не бывает.

Хочу особо отметить работу депутатов с избирателями. Помочь конкретному человеку, принять заинтересованное участие в его непростых жизненных обстоятельствах, выручить, поддержать - в этом высшее призвание депутата.

Вы - не кабинетные чиновники, не клерки. Вы - люди, которые в состоянии держать руку на пульсе социальной жизни и, главное, активно участвовать в решении общественных проблем.

Будьте более инициативными, принципиальными. Выявляйте недоработки, предлагайте пути решения волнующих людей вопросов. Для этого у вас есть все необходимые полномочия.

Но главное, повторяю: не будьте равнодушными наблюдателями. Живите каждодневными заботами и чаяниями народа. Он это заслужил от нас! Поверьте, люди оценят это по достоинству.

Уважаемые товарищи!

На третьем Всебелорусском народном собрании поставлены масштабные задачи, которые мы обязательно должны решить.

Их решение возможно только в условиях наиболее полной реализации человеческого потенциала, консолидации общества, сохранения стабильности государства.

Важен труд каждого человека. Поэтому все мы на своих рабочих местах должны образцово выполнять трудовые обязанности. Белорусам нужно мобилизоваться и стать нацией трудоголиков. Принцип успеха прост: хочешь лучше жить - надо лучше работать.

Настало время, когда каждый не только должен, но и имеет возможность у нас жить нормально, прокормить себя и свою семью.

Убежден: совместными усилиями, своим созидательным трудом мы способны преодолеть любые тяготы и значительно укрепить суверенитет, независимость родной Беларуси. Добиться высокого европейского уровня жизни нашего народа. Существенно повысить международный авторитет страны.

Наш путь - это путь конкретных и решительных действий, ясного видения перспективы, уверенного стремления к поставленным целям.

Именно в единстве - залог нашего успеха.



http://www.nm.md/daily/article/2007/04/26/0000.html