«Изменилась историческая ситуация, что, естественно, отразилось на идейном содержании современного западнорусизма», – заявил 18 июня корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, профессор Валерий Черепица, оценивая эволюцию идей западнорусизма с момента зарождения по день сегодняшний.

По мнению белорусского ученого, для современного западнорусизма характерен акцент на конструктивной деятельности, идеях развития и сосуществования трёх ветвей русской нации, а не на противодействии полонизму, окатоличиванию, апологетике православия. В XIX веке, когда западнорусизм оформился концептуально, ситуация была иной, и вопрос развития белорусского народа был вторым по значимости после вопроса обоснования тезисов «Белоруссия – не Малая Польша» и «для белорусов характерна культурная самобытность в рамках триединой русской нации».

«В процессе исторического развития, и это хорошо видно по положению дел в XXI веке, смыты некоторые русско-белорусско-польские противоречия. Во многом этому способствовало обретение польским народом своей государственной независимости, – отметил профессор. – Белорусский народ оформил свою национально-государственную территорию – БССР. В Советском союзе господствовали идеи интернационализма, идеи национализма (польского, белорусского, иного) представлялись как враждебные коммунистической идеологии. Поэтому противоречия национальные, конфессиональные и многие иные сглаживались».

Черепица считает, что возрождение западнорусизма хронологически совпало с ликвидацией СССР и стало ответом на активизацию белорусских национал-радикалов, декларирующих идеи русофобии и прозападной ориентации постсоветской республики. Профессор отметил: «С конца XX века западнорусизм начинает приобретать ряд специфических черт. Во многом это было обусловлено внедрением в учебную литературу идейных положений, декларируемых идеологами «Белорусского народного фронта» (БНФ, лидер – находящийся в политэмиграции в США Зенон Позняк). В публицистике, в документах и заявлениях государственных деятелей всё чаще декларировались идеи БНФ и аналогичных организаций, которых возникло немало – о «российской угрозе», «московском православии», необходимости интеграции в атлантистские структуры (в том числе в НАТО), пропагандировались идеи прозападного курса, униатская церковь (греко-католическая, – прим. ИА REGNUM) позиционировалась как «национальная» и т.д. В таких условиях возродился западнорусизм как альтернативная точка зрения».

По словам белорусского историка, для современных западнорусистов так же, как и два века назад, характерны апологетика православия, обращение к наследию периода древнерусской общности, пропаганда отдельных идей славянофильства, полемика с полонофилами и западниками. При этом современных западнорусистов более волнует проблематика развития в условиях глобализирующегося мира. В частности – проекты постсоветской интеграции, развития институтов Союзного государства, экономической интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП, формирования Евразийского союза. Современные представители данного идейного направления основное внимание обращают на гуманитарную составляющую объединения Белоруссии и России, хотя полемика с западниками, борьба с ревизионизмом не теряет своей актуальности и является важной частью проблематики современного западнорусизма, отметил белорусский историк.

«В настоящее время ослаблены многие связи, связывавшие Белоруссию с Россией, – констатировал белорусский учёный. – Западнорусисты обеспокоены разрывом культурных и иных связей с Россией, они выказывают потребность сохранения восточнославянской идентичности, русскости».

«Со временем становится всё более очевидно, что мы потеряли в процессе раскола православной, Русской цивилизации, – продолжил Черепица. – В Белоруссии сложился круг историков, философов, деятелей культуры, которые осмысляют перспективы белорусско-российского объединения - экономического, военно-политического, духовного (на основе православия). Эти вопросы имеют большую значимость в нашей общественно-политической жизни».

«В наших насущных интересах мы видим отражение образов прошлого. Западнорусисты уделяют особое внимание нашему общему прошлому, прежде всего – духовному наследию, стремятся сохранять и развивать общие для нашей цивилизации ценности, – сказал профессор. – В опыте прошлого видятся рецепты решения многих актуальных проблем».

«Жить нам с Россией и Украиной на вечные времена. Никуда мы не уйдём от своей природы, от своего прошлого», – сказал в заключение белорусский учёный.

18 апреля состоялась международная конференция «Западнорусизм: прошлое и настоящие» организатором которой выступило Научно-просветительское интернет-издание «Западная Русь». Участие в мероприятии приняли около 30 представителей Украины, Белоруссии, России - историки, философы, филологи, священники и общественные деятели.

Справка ИА REGNUM: Западнорусизм – идейное течение, начавшее своё формирование в период религиозно-национальной дискриминации населения Западной Руси – нынешних украинских и белорусских земель. С кон. XVI века западнорусизм формировался как общественное и интеллектуальное движение в среде православных братств, общин, православного духовенства и дворянства под воздействием экспансии католицизма, полонизации, насильственного объединения православной церкви с римско-католической. Сторонники западнорусизма отстаивали своё право на свободу исповедания православия (движение «диссидентов» в Речи Посполитой) и самоидентификацию как русских людей. Западнорусизм окончательно оформился в XIX веке и в данный период был представлен преимущественно церковными и светскими интеллектуалами Северо-Западного края Российской империи (современная Белоруссия) – Иосифом Семашко, Михаилом Кояловичем, Евфимием Карским и др. Западнорусисты традиционно признают принадлежность великороссов, малороссов и белорусов к триединому русскому народу, при этом подчёркивая их самобытность. После Октябрьской революции 1917 года западнорусизм был объявлен реакционной идеологией. В конце XX века в Белоруссии началось возрождение западнорусизма, который XXI веке представлен несколькими группами белорусских интеллектуалов, объединившихся вокруг ряда изданий и общественных организаций

Regnum