Недавно Беларусь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ключевым событием краткого визита стало открытие памятника предшественнику Кирилла – Патриарху Алексию II у храма в честь Всех Святых.

Патриарх Кирилл –  фигура публичная и с активной гражданской позицией. Это не случайно. Основной проблемой жизни постсоветских государств стало отсутствие глубинного смысла, стратегического целеполагания, целей развития. В этой обстановке громкий голос Церкви стал как никогда необходим. Церковь, несмотря на годы гонений, а также информационные атаки "желтых" СМИ, остается значимой духовной опорой, а также элементом нашей идентичности. Даже люди не слишком верующие нередко определяют себя как православные - по семейной традиции. Это значит, что именно Церковь, будучи ключевым духовным институтом, может дать необходимые ориентиры деморализованному обществу. И касается это не только сугубо религиозной сферы. Православная (да и христианская вообще) традиция всегда оказывала глубокое влияние на все сферы общественной жизни. Поэтому высказывания церковных иерархов на самые разные темы, которые на первый взгляд совсем не касаются вопросов веры, вовсе не противоречат их духовному сану. И Патриарх Кирилл не боится говорить на волнующие общество темы. И говорит он живым, доступным каждому языком, находя правильный баланс между органически присущим Церкви консерватизмом и современностью. Что отрадно, Патриарх в этом вовсе не одинок. Появилась целая плеяда молодых, социально активных, современных в хорошем смысле этого слова священников, не боящихся занимать активную гражданскую позицию и доносить голос Церкви по самым разным вопросам.

Патриарх Кирилл неоднократно выказывал свою недвусмысленную поддержку идее интеграции между восточнославянскими государствами и народами. Это неудивительно - Россия, Украина и Беларусь являются канонической территорией РПЦ, и поэтому Церковь заинтересована в максимально дружественных и открытых отношениях между нашими странами. С подачи Патриарха Кирилла широкое распространение получила формула «Россия, Украина, Беларусь вместе есть Святая Русь».

Духовный кризис, охвативший наши общества, находит свое отражение и в интеграционных процессах, точнее, их постоянных срывах и пробуксовках. Говоря об интеграции, в первую очередь имеют в виду интеграцию экономическую, не затрагивая ценностных и духовных вопросов. В результате в фокусе внимания оказываются исключительно всевозможные нефтегазовые разборки и прочие «споры хозяйствующих субъектов». А ведь интеграция – это в первую очередь союз духовно родственных субъектов. Та же европейская интеграция стала возможной только благодаря духовной и ценностной общности европейских народов.

Именно поэтому роль Русской православной церкви должна быть если не ключевой, то очень значительной во взаимоотношениях между Россией, Беларусью и Украиной. Церковь остается, пожалуй, единственным институтом, хранящим предание о глубинной духовной и этнокультурной общности наших народов: светские институты, увы, работают в основном на разобщение, если не на откровенное стравливание.

Судьбоносный выбор святого равноапостольного князя Владимира в пользу православия определил в свое время культурный и цивилизационный облик восточных славян. В рамках православной традиции формируется литературная и языковая традиция, появляется общее самосознание, связанное с понятиями «Русь», «русская земля», «русская вера» и объединяющее и Киев, и Полоцк, и Новгород, и многие другие города и веси.

Потом под ударами монгольских орд Древняя Русь гибнет, а ее земли постепенно включаются в состав новых государственных образований, Московского и Литовского княжеств. Конкуренция между этими государствами приводит к разделению ранее единой Русской церкви. Белорусские и украинские земли образуют Киевскую митрополию в составе Константинопольского патриархата, а московская церковь со временем превращается в самостоятельную патриархию. Но несмотря на это, обе церкви сохраняют память о своем глубинном единстве, восходящем к Киевской Руси. Не случайно белорусские и украинские православные именно в единоверной Москве видели своего основного защитника от различных посягательств. Таковы были Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский. Даже церковная уния с Римом, заключенная в 1596 г., была не чем иным, как попыткой сохранить «русскую веру» в условиях иноземного и иноверного владычества. Поэтому неудивительно, что после присоединения белорусских и украинских земель к России, униаты, сохранившие «русское» самосознание, поспешили избавиться от удушливых объятий римской церкви и польской аристократии. Очень жаль, что в школах сегодня не читают записки Иосифа Семашко – униатского епископа, организовавшего и возглавившего возвращение белорусских униатов в лоно православной церкви. Из этих записок мы очень многое могли бы понять о самих себе и наших предках.

Таким образом, духовная традиция, связывающая восточных славян в единую духовную и культурную общность – Святую Русь, органически присуща белорусским землям. Она пережила множество невзгод и гонений, но всегда выживала – и в период автономного существования Московской и Киевской митрополий, и под латинизированной оболочкой унии. Потому недаром противники сближения восточнославянских государств бьют в первую очередь по основе нашего духовного единства – Церкви, призывая к созданию автокефальных (то есть, независимых от Москвы) церквей, а то и вовсе вызывая из небытия призрак Брестской унии. Однако наш духовный союз переживал и не такие испытания. Переживет и это.

Беларусь сегодня