Белорусское общество можно назвать полиэтническим. Согласно последней переписи населения на территории Беларуси проживают представители более 140 этнических групп.

«Для белорусского общества характерен довольно высокий уровень толерантности как на бытовом, так и на общественном уровне, который объясняется незначительными различиями у народов, исторически населяющих белорусские земли», – отмечает эксперт-религиовед, кандидат философских наук Наталья Кутузова.

Однако по отношению к трудовым мигрантам, особенно из регионов с существенными культурными различиями, жители Беларуси относятся скорее негативно.

По данным кандидата социологических наук Олега Алампиева, 41,9% жителей Минска считают нежелательным присутствие на территории Беларуси иммигрантов из среднеазиатских республик, 31,1% – из восточноазиатских стран, 38,6% – из стран Африки, 43,5% – из кавказского региона, 54,3% – из арабских и других ближневосточных исламских государств.

Для сравнения, иммигрантов из России и Украины не желают видеть в нашей стране лишь 3,0% опрошенных, из Прибалтийских стран – 3,6%, из стран Западной Европы – 4,7%.

Согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, расовая дискриминация означает «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни». Беларусь присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1969 году.

Стоит отметить, что расизма как концептуализированной идейной системы в Беларуси нет. «А вот отдельные проявления расовой дискриминации в разных сферах общественной жизни встречаются», – подчеркнула Наталья Кутузова. Она отметила, что сегодня вообще сложно найти такую страну или общество, которое бы было свободно от каких-либо этнических предрассудков, языка вражды или этнического профилирования.

«Применительно к Беларуси правильнее говорить не о расизме, а об отдельных формах расовой дискриминации, которые редуцированы к формам», – считает эксперт.

Для нашей страны характерны следующие формы:
  • язык вражды в информационных ресурсах (цыганофобия)
По результатам специального исследования были выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются цыгане в нашей стране:

1. «Сложные» отношения с органами МВД (язык вражды, принудительная дактилоскопия, произвольные задержания, изъятие транспортных средств с отгоном их на штрафстоянки);

2. Дискриминация при приеме на работу (цыганам отказывают в трудоустройстве при наличии вакансий);

3. Низкий уровень обслуживания территориально-административных районов локализации цыганских поселений (отсутствие благоустройства территории, магазина, аптеки, газификации и пр.);

4. Проблемы с легализацией (отсутствие паспортов, свидетельства о рождении и пр.).
  • отдельные случаи антисемитского вандализма
Случаи вандализма в отношении еврейских и иудейских мест регистрируются фактически ежегодно. Одно из последних – в июль 2014 года был осквернен только-только открытый памятник детям-жертвам Оршанского гетто, в октябре и декабре прошлого года оскверняли антисемитскими граффити Гомельскую синагогу.

В апреле 2013 года о граффити антисемитского содержания на улицах сообщали жители Могилева. Однако следователи интерпретировали вандальные действия как хулиганство без антисемитизма как мотива. Виновных не нашли.

«По устной информации – только случай вандализма в декабре по отношению к Гомельской синагоге был квалифицирован по статье 130 УК, и то после многократных обращений еврейской общины», – подчеркнула Наталья Кутузова.

Отметим, согласно УК РБ, за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни (ч. 1 ст. 130) нарушитель может получить от полугода до пяти лет тюрьмы. В то время как хулиганство (ч. 1 ст. 339) наказывается общественными работами, штрафом, арестом до полгода (или тюрьмой – до 3 лет).
  • этническое профилирование по отношению к населению
Под этническим (расовым) профилированием понимается практика, когда сотрудники правоохранительных органов используют в той или иной степени расу, цвет кожи, происхождение или национальную (этническую) принадлежность в качестве основания для проведения в отношении соответствующих лиц следственных действий или для определения того, принимало ли то или иное лицо участие в уголовно наказуемой деятельности. В сущности, это практика, противоречащая общепризнанным международным нормам и стандартам в области прав человека.
Однако есть и такие проявления расовой дискриминации, которые редко имеют публичное проявление. Правозащитник Анастасия Лойко рассказала: «Мы в прошлом году проводили опрос, как люди относятся к приезжим, к смешанным бракам. По итогам, люди относятся к этому не очень хорошо. А потом комментарии в интернете показывали, что такой «кухонный» бытовой расизм очень распространен».

Белорусы не против

Трагические события в Украине привели к массовой миграции в Беларусь.

«По некоторым данным, более 40 000 граждан Украины прибыли в Беларусь в 2014 году, но еще рано говорить об устойчивом влиянии украинцев на миграционный прирост в Беларуси», – отметила Наталья Кутузова.

По официальной информации, 25 000 граждан Украины было зарегистрировано в Беларуси в 2014 году; 17 778 из них получили разрешение на работу в Беларуси; 250 граждан подали на получение статуса беженца. Все украинские мигранты, которые хотели устроиться на работу, были в состоянии это сделать.

«В то время как многие европейские страны рассматривают украинские миграционные потоки как угрозу, белорусы очень позитивно встретили украинских мигрантов. Большое количество вакансий, жилье, особенно в сельских районах – эти условия были привлекательны для украинских мигрантов», – отметила эксперт.

Dal.by

От «Лукашенко-2012»: Беларусь – спокойная страна и редкий оазис среди бурлящей помойки европейского,  американского и российского мультикультурализма. Белорусы не потеряли ещё чувство хозяина в своём государстве и здоровую наклонность неприятия чужаков. Нужно лишь не давать волю экспертам и правозащитникам, натасканным на Западе, «исправлять» благополучное общество.