Москва: 2007-02-04 20:01:57
Я буквально в двух словах хочу рассказать, как эта неоколониальная модель сегодня работает. Работает она очень просто, через внешний контроль за нашей денежной политикой. Этот внешний контроль появился не вчера, денежно-кредитную политику России с 92-го года формирует Международный валютный фонд, и сменявшие друг друга председатели Центрального банка и министры финансов лишь продолжали эту политику. Но сейчас она приобрела по настоящему гротескные, можно сказать, фантасмагорические формы. Вообще главный инструмент государственной политики в условиях рынка – это организация денежного предложения, организация кредитов. От того, как организуются деньги, зависит все остальное. Как у нас эта политика ведется? Уже в течение многих лет единственным источником денег в нашей экономике является приобретение иностранной валюты. Центральный банк печатает деньги исключительно под покупку в основном американских долларов. То есть, по сути, эмиссия рубля привязана к доллару и к евро. И это означает, что главной и единственной целью денежной политики является поддержка американского доллара. На сегодняшний день курс доллара у нас примерно в два раза выше, чем его розничная стоимость исходя из нашего платежного баланса. Это означает, что всей нашей экономикой, занижением доходов граждан в том числе, мы субсидируем экспорт сырья.
Ладно, если бы у нас экспортировалось машиностроение, наукоемкая продукция, тогда можно было бы субсидировать за счет занижения национальной валюты. Но экспорт сырья, который сегодня нарастает, вбирает в себя значительную часть добавленной стоимости, которая создается в других отраслях. По расчетам, примерно половина добавленной стоимости, которая создается в обрабатывающей промышленности через «вилку» цен, через политику обменного курса уходит на субсидии в экспорт сырья. Что происходит дальше? Поскольку курс рубля занижен, а доллара, соответственно, завышен, Центральный банк доллары покупает. Соответственно, у нас предложение долларов примерно в два раза превышает спрос на доллары со стороны внутренних субъектов. Центральный банк весь избыток долларов покупает. То есть, поддерживает курс доллара, и при этом, согласно методике, которую валютный фонд нам навязал еще 15 лет назад, ЦБ руководствуется очень простым принципом планирования эмиссии денег. А именно он каждый год задает количественный предел, выше которого эмиссию денег проводить нельзя.
Этот предел укладывается в «вилку» 21-29%. И в отсутствие каких-либо расчетов, каких-либо моделей, оценок, нам каждый год декларируют: объем прироста денежной массы ни в коем случае не должен превысить 29% на текущий год. Почему это так, объяснений никаких нет. Но что из этого следует? Очень простая вещь. Поскольку ЦБ вынужден покупать огромное количество валюты (в 2006 году это 100 млрд. долларов), он эмитирует эту валюту в рубли. Объем рублей, которые он эмитирует, намного, примерно втрое, превосходит объем прироста денежной базы, которую сам Центральный банк для себя определил, как предельную величину. И дальше, поскольку объем эмиссии намного превышает объем верхнего предела, чиновники ЦБ в рамках этой денежной политики начинают изымать деньги из обращения. Деньги изымаются через налоги в Стабилизационный фонд, они изымаются через государственные займы. В итоге наши денежные власти, вместо того, чтобы создавать деньги для экономики, изымают деньги из экономики. К чему это приводит? К нескольким фундаментальным для всей экономики последствиям. Получается следующее: чем больше мы экспортируем нефти и газа, чем больше приходит валютной выручки в страну, тем больше у нас денежная эмиссия под покупку долларов, и тем больше Центральный банк и правительство вынуждено стерилизовать денег в рамках этой политики. Иными словами: чем больше валютная выручка от экспорта нефти и газа, тем меньше денег остается для внутренне-ориентированных секторов экономики, включая бюджет. Сегодня объем стерилизации через налоги составляет сумму, равную всем федеральным налогам - от НДС плюс налог на прибыль, плюс социальный налог, изымаемый в федеральный бюджет.
Можете себе представить: объем изъятия денег наших налогоплательщиков равен трем основным федеральным налогам. Возникает второй уникальный парадокс. Чем больше к нам приходит иностранного капитала, а в этом году его объем уже достиг 30 млрд., тем больше, соответственно, Центральный банк печатает денег под обмен этой валюты. И значит тем больше объем стерилизации, следовательно, тем больше денег изымает правительство и Центральный банк с рынка путем займов. Получается, чем больше иностранных инвестиций к нам приходит, тем больше у нас становится государственный внутренний долг. То есть, тем меньше возможностей для финансирования собственных инвестиций. Эта политика стерилизации ведет к тому, что наши денежные власти как бы освобождают, очищают экономическое пространство страны для иностранного капитала. Чем больше иностранного капитала приходит, тем меньше финансовых возможностей для собственного капитала, для собственных предприятий, для собственных банков. Наконец, чем больше иностранных денег, кредитов, чем больше иностранных кредитов привлекают наши предприятия, тем меньше возможностей для развития нашей банковской системы. Потому что лучшие заемщики уходят за границу, они приносят сюда кредиты, эти деньги опять же попадают под валютный обмен, под них печатаются рубли, и затем эти рубли стерилизуются с внутреннего рынка. То есть коммерческие банки лишаются пространства для роста. Иными словами эта политика ведет к тому, что чем больше наша страна получает иностранной валюты, иностранных вливаний, валютной выручки, тем меньше возможностей для внутреннего развития. Если мы раньше называли колониализмом политику, при которой сырье вывозится из страны, а вслед за сырьем деньги вывозятся из страны, то сейчас мы имеем в высшей степени неоколониальную политику. Вслед за нашим сырьем за границей остаются и наши деньги - валютная выручка. Мы сегодня денег за границей оставляем в четыре раза больше, чем Китай, но Китай вкладывает в нефтяные месторождения, а мы вкладываем в кредитование Пентагона.
Возникает вопрос, как государственная власть идет на все это, если она неустанно декларирует свой патриотизм и служение интересам народа? То, что эти декларации никак не соответствуют реальности, можно легко проследить по структуре российского бюджета. Я уже говорил о том, что профицит бюджета в 10 раз больше, чем все ассигнования на национальные проекты... Если мы сравним такие приоритетные направления политики государства, как здравоохранение (приоритет номер один), то объем ассигнований на него составляет примерно 3% от валового продукта, что в два раза ниже, чем должно быть, исходя из средних мировых стандартов. Даже страны Африки по отношению к ВВП тратят денег на здравоохранение, образование больше, чем мы в два раза. Поэтому говорить, что это социальная политика не приходится. Структура российского бюджета это структура типичного полицейского бюрократического государства образца 19 века. Совокупные расходы на здравоохранение, на образование, на науку в два, три раза ниже, чем должны быть, исходя из средних мировых стандартов. А если мы сравним в абсолютных величинах, то увидим, что расходы на здравоохранение на душу населения в Европе в 40 раз больше, чем у нас. Причем я замечу, что Россия является в этом смысле самой последней из стран СНГ. Даже Украина, Казахстан и Белоруссия давно уже привели минимальную зарплату в соответствие с прожиточным минимумом. И только у нас эта задача не решена. Неизвестно, когда она будет решена. До сих пор минимальная зарплата втрое ниже прожиточного минимума. Все это нам преподносится как необходимость, чтобы побороть инфляцию. Но ведь главной причиной инфляции, остающейся очень высокой в стране, и главной причиной завышения цен является злоупотребление монопольным положением на рынках, криминализация рынка, коррупция в правоохранительных органах, которые вместо того, чтобы регулировать рынок, по сути, потакают организованной преступности. То есть, не монетарные факторы, не рост заработной платы, не повышение доходов граждан, а именно отсутствие механизма рыночной конкуренции является главной причиной высокой инфляции и завышенных цен на наших рынках. Так что, всерьез верить в то, что Кудрин и Игнатьев борются с инфляцией, и мы должны смириться с такими колоссальными потерями национального дохода, смириться с потерями 25% дохода бюджета, которые они отправляют за границу ради борьбы с инфляцией, не приходится. В это никто из серьезных специалистов не верит, все это вызывает насмешки в научном сообществе, но политика именно такова.