Минск глазами киевлянина.

После приезда в Белоруссию понимаешь: не так страшен Лукашенко, как его малюют. Ты отнюдь не попадаешь в какое-то страшное тоталитарное зазеркалье, где все люди боятся пикнуть против существующей системы, кругом полный серо-черный "совок" с депрессивными лицами, как на кадрах из советских фильмов конца 80-х.

 

А все иностранцы находятся "под колпаком" спецслужбистов, преследующих их по пятам.

Чем дольше находишься в гостях у бацьки, тем больше понимаешь, что, несмотря на негативные факторы (отсутствие свободы слова и рыночной экономики в ее классическом понимании), Украине есть чему поучиться у Белоруси.

 

Уличный контраст

 

Первое, что бросается в глаза в Минске – чистые, если не вылизанные улицы. Это заслуга не столько коммунальщиков (хотя было крайне непривычно увидеть людей в спецодежде, убирающих и так чистые городские улицы средь бела дня), сколько высокая культура самих белорусов. Если честно, то у киевлянина, привыкшего бросать окурки и бутылки пива традиционно мимо мусорных бачков, даже возникает ощущение дискомфорта. Но вскоре привыкаешь выбрасывать мусор «по-белорусски». Глаз уже автоматически ищет ближайший мусорник. А их, в отличие от Киева, в Минске предостаточно. Не приходится, как в родной столице, нести в руках через весь Крещатик обертку из-под мороженого к ближайшему бачку. В результате кидаешь мусор на тротуар - со зла на бесхозяйственность городских властей.

 

И вообще, по улицам Минска приятно ходить. В отличие от украинцев, белорусы - заядлые оптимисты. Люди улыбаются, всегда вежливы, никто не смотрит волком, несмотря на то, что у каждого уйма своих проблем. Контраст с Киевом просто разительный. Кроме того, несмотря на то, что западную общественность пугают лукашенковской диктатурой, в Белоруссии много иностранных туристов.

 

Еще один интересный аспект для наблюдения – общественный транспорт, которым пользуется большинство минчан. Количество автобусов в Минске просто поражает, ходят они регулярно и до часу ночи. А вот маршруток, в отличие от Киева, почти нет - они ездят преимущественно за пределы городской черты.

 

Тарифы без популизма

 

По меркам Киева, цена на проезд в Минске "кусается": метро – 1, 25 грн. (в пересчете с белорусских рублей) автобус – 2 гривны, маршрутка – 2, 5-3 гривны. И это несмотря на то, что бензин и дизельное топливо продается по такой же цене, как и в Украине.

 

Все по тому, что минские власти с явного согласия президента Лукашенко определили плату за проезд, реально покрывающую затраты коммунального транспорта. Бюджет Белоруссии не настолько велик, чтобы выделять многомиллионные субвенции городам на покрытие искусственно удерживаемой цены на проезд на одном уровне. Ну а сами белорусы особо и не возмущаются – понимают, что цены на топливо растет, а значит – автоматом растут расходы транспортных предприятий. И к чести минских городских чиновником, видно, что полученные деньги реально идут на обновление основных фондов – автобусов много и все они недавно сняты с конвейера Минского автомобильного завода (МАЗ).

 

Подобная ситуация и с тарифами ЖКХ. Белоруссия вынуждена импортировать практически все топливо, что отображается на цене жилкомуслуг и жестком режиме экономии. Достаточно высокая стоимость горячей воды, отопления, газа. Есть указание Лукашенко к концу 2008 года в обязательном порядке каждую квартиру оборудовать счетчиками горячей и холодной воды. Но если белорусы за услуги ЖКХ платят, то и получают адекватную отдачу – вода в кране действительно горячая, а не теплая, как часто бывает в Киеве. Кроме того, формирование тарифов происходит под жестким контролем правительства. Поэтому украинских прецедентов, когда в одном городе местные власти тарифы подняли в два раза, а в другом – в четыре даже теоретически быть не может.

 

Белорусы вне политики

 

В СССР шутили: секса в стране нет. В Белоруссии также подшучивают, что там нет и политики. Всем понятно, что президентом в любом случае станет Лукашенко, даже если для проформы и выставят три-четыре кандидата. Контраст между заполитизированным с 2004 года украинским обществом и белорусским просто поражает. Стоит только удивляться, насколько среднестатистический белорус далек от политики.

 

Лукашенко удалось устранить главную проблему возбуждения умов граждан проблемами власти - независимую прессу. Практически все газеты издаются с участием Администрации президента, правительства или горадминистраций, что является более эффективным средством, чем пресловутые украинские "темники". Те же политические журналисты или политики, кто в свое время старался побороться против лукашенковской системы, просто исчезли – постарались спецслужбы. И, в отличие от Георгия Гонгадзе, никаких тел никто так и не нашел. Единственная оставшаяся независимая "БелГазета", чтобы выжить, предпочитает о политике вообще не писать.

 

С другой стороны, если посмотреть - не склонны белорусы к разным майданам. В 2006 году "вечный оппозиционер" (пользующейся любовью и финансовой поддержкой Запада) Александр Милинкевич, протестуя против очередной победы Лукашенко на президентских выборах, организовал в центре Минска безуспешный Майдан. Так, тысяч на десять, в основном из студентов. Рассказывают, платили за вечер около 20 долларов на брата. А вот простые минчане отнеслись к митингу совершенно равнодушно - сыграла роль "правильная" подача информации в СМИ и оперативная работа спецслужб.

 

Как отмечают местные студенты, поддерживать Милинкевича – считается круто. Хотя за подобную фривольность можно и поплатиться местом в университете. Так что многие предпочитают не рисковать. А в целом, все митинги для стабильного Лукашенко – это детские шалости, ведь его власти пока ничего не угрожает.

 

Зарплатная стратегия и экономика бацьки

 

Что интересно – за Лукашенко действительно голосует большинство населения. Этот феномен поясняется просто. Бацька дал каждой части населения необходимое: пенсионерам – высокие пенсии (в среднем около 400 долларов), военным – большие зарплаты и гарантированное жилье, молодежи – неплохие стипендии (минимум 200 гривен) и дешевую мобильную связь. А еще у многих белорусов есть авто. Конечно, подержанные иномарки, без наворотов, но свои. И купить бэушную машину в Минске стоит намного дешевле, чем в том же Киеве.

 

Меньше всего получают бюджетники (учителя, врачи) – в среднем 250-300 долларов. Прожить на такие деньги в Минске, где цены на продукты питания практически такие же, как и в Киеве, сложно. Но в регионах – даже совсем и не плохо. А вот в частных компаниях в Минске можно зарабатывать около 500-600 долларов. Кстати, Белоруссия подобно Украине столкнулась с дефицитом технических специалистов, и переизбытком менеджером и экономистов. Первым сейчас платят большие деньги (сварщик на МАЗе получает около 1000 долларов в месяц), вторые больше чем на 300-400 долларов рассчитывать особо не могут.

 

Особый интерес представляет феномен белорусской экономики, которую можно назвать государственно-рыночной. Практически все промышленные и перерабатывающие предприятия, преобразованные в АО, принадлежат государству. Инвесторов в страну пускаю, но только с условием: открытие совместных с белорусскими партнерами фирм или банков. Если какие-то акции белорусских предприятий государство и продает ради привлечения дополнительных средств, то за собой оставляет "золотую акцию", гарантирующую решающий голос на собрании акционеров. Государство активно проповедует поддержку отечественного производителя. В Минске можно купить качественную и дешевую белорусскую обувь, одежду и даже бытовую технику. То есть, Лукашенко реально заботится об отечественном производителе, а не только декларирует подобные намерения. Интересно, что, несмотря на любовь Лукашенко к Путину, российским инвесторам привилегий не делают.

 

Так что украинским политикам есть, над чем подумать. Например, о желании, обеспечив свое безбедное существование, демонстративно улучшить жизнь простых людей и сохранить национального производителя. Причем, уже сегодня, а не в неком необозримом будущем, как обещают нам отечественные политики.

 

Дмитрий КОРНЕЙЧУК / 30.08.2007
 
Газета по-киевски