Предисловие Г.О. Павловского к книге Юрия Шевцова "Объединенная нация. Феномен Белоруссии "

 

Мы в Москве привычны к двум типам книг о Белоруссии — за­казанным властями в Минске или заказанным врагами ее властей. Антилукашенковский памфлет с мутными навета­ми, косноязычными оскорблениями и тайнами двора, интересными только для бывших придворных (из которых оппозиция состоит). Или пудовый альбом с цветным трубопроводом, уходящим в даль фотошопа, где славянки в дурном макияже подносят проплаченный хлеб. Книга Юрия Шевцова, белорусского интеллектуала и европейца, во­преки принятому — про Беларусь.

Белорусский феномен неведом в России, здесь обсуждают не по­литику, а фигуры. Не белорусское чудо, а его нереспектабельного отца — Александра Лукашенко. В последнем видят чудака, полезно­го либо отвратительного, а чаще — «два в одном». Мышление ново­московской элиты определяет ее бесполезный цинизм. Исходно ка­питулянтское, оно подыскивает такой набор факторов, что позволит выгодно сдаться. Во внешней политике общество склоняется к изо­ляционизму, но это изоляционизм невежд, для которых мир за Садо­вым кольцом слишком сложен, чтобы разобраться в его деталях.

Многим покажется, будто Юрий Шевцов описывает неведомую страну. Успешную среднеевропейскую страну с сильным государст­вом, динамичную экономику с невероятными темпами роста. Незави­симая внешняя политика, модернизированная, хорошо управляемая компактная армия. Дисциплинированное общество, сознающее бело­русскую идентичность без помощи сброда нацификаторов. Европей­ский многоконфессиональный народ с неразрушенной коренной основой и культурой не гадить в своей стране. Ни под каким видом – ни порознь, ни корпоративно, ни идейно. Что, впрочем, страну не спасло.

Интересным, давно нуждающимся в обсуждении является тезис автора о принципиальности антифашизма для Белоруссии, этакого славянского Израиля – нации, вскормленной партизанским антинацизмом. Тем, кто хочет поднять страну, прошлое которой — цель катастроф извне, ничем не заслуженных и не спровоцированных, стоит обдумать сам тип «наций Катастрофы». Их, кстати, в мире не так уж мало. (И Эллада ахейцев обязана своим мировым чудом сейсмической катастрофе, похоронившей элегантных крито-минойских колонизаторов.) Кстати, не относится ли сама российская нация к этому типу?

Главный, наиболее интересный тезис книги Ю. Шевцова — белорусы это народ Катастрофы. У них, подобно евреям, Шоа состоялась. Причем не на собственной территории, и носит имя Чернобыль.

История складывается из событий, то есть случаев, приобретших стратегический статус. Это зависит не только от того, удалось ли выжить участникам Катастрофы, а еще более от того, как именно они выжили. От мировой ценности их «ноу-хау». Ноу-хау выживания в посткатастрофной Беларуси еще ждут своего описания. Чернобыль, ставший могильником для авторитета советской власти, розой ветров 1986 года страшно ударил по Белоруссии. И создал для ее будущего новые рынки. Европа в ужасе отказывалась от АЭС — и создала необъятный спрос для российского газа, выгодно привязав Белоруссию к транзитному буму. Следующий за этим обвал экономики в России дал импульс минскому чуду, приучив нашу промышленность к белорусской переработке.

Фразу автора – « Чернобылъская катастрофа дала белорусской культуре моральное обоснование самостоятельного существования и право оценивать моральности иных культур, особенно культур развитых стран» — надо понимать как относимую и к Западу, и к России.

С культурной Россией ясно — тут Белоруссия попала в образ «доброго туземца» после первых ­же интеграционных инициатив А. Лукашенко. Славянский дядюшка Том в Минске подпишет еще один-два со­юзных договора (ни к чему не ведущих), по которым рассчитается чем-нибудь «пророссийским» (кто-нибудь знает смысл этого слова?).

Крипторасистский самообман москвичей, давно расшифрованный минчанами, настораживает, ничуть не облегчая интеграционных переговоров. Еще сложнее с Евросоюзом. Тот на отрез отказывается признать ценность для своей, европейской идентичности. Евровосток с его проблемами все еще якобы не европейское достояние, а некая криминального вида толпа ино­родцев у порога Европы. Вот идеология, которая овладела брюссель­ской массой — чиновной кастой держателей и контролеров. Идея, будто евростандарты есть нечто завершенное, готовое и укорененное в одной только части Европы, несостоятельна ни исторически, ни культурно. Чернобыль, взятый в контексте белорусского опыта воз­рождения, — это фундаментальнейший европейский опыт. Без соли­дарных усилий Европы и Евровостока чернобыльская — глобальная проблема не может быть решена местными силами, а разговоры о лю­бой интеграции останутся лицемерием.

Юрий Шевцов демонстрирует верность реальности, как он ее ви­дит. Другой поставит в центр другие реальности и, может быть, выиг­рает — мировая политика отнюдь не справедлива. Именно так ста­вится вопрос злыми парнями «Запада», для которых нынешняя Бела­русь — самодвижущаяся фигурка на поле боя: «Это не та машина, ко­торую можно реформировать. Ее нужно сломать» ( Peter Savodnik , Slate , 15.02.05). То есть непонятное общество будут лечить еще одной катастрофой! В наркологи при операции рвется крохотная, загнанная в гетто и оттого агрессивная минская гетто-оппозиция (автор трезво отмечает ее «суицидальность»). Но, если вдуматься, оскорбительней не высокомерие тех, кто берется проектировать регионы мира, стро­ить нации и разламывать государства, а их невежество.

 

Глеб Павловский

_________________________________________________

 

Движение "Лукашенко 2008" настоятельно рекомендует книг у

Юрия Шевцова "Объединенная нация. Феномен Белоруссии ".

Это одна из немногих объективных книг о современной Беларуси и феномене Лукашенко.

 

Книга на сайте издательства:  http://www.europublish.ru/allbooks/113712492?user_session=9be40fa132681227118f8