Казалось бы, после критики Водного кодекса Медведевым
прокуратура должна была провести работу по выявлению лоббистов этого
документа,
однако руководитель профильного комитета Госдумы и руководитель
соответствующего департамента МЭРТ были отмечены правительственными
наградами.
Состояние воды большинства рек сегодня в России квалифицируется как
«загрязненная» и «грязная», а в таких реках, как Ока, Кама, Томь,
Иртыш, Тобол, Миасс, Тура и Урал, – как «очень грязная». В Брянске,
Астрахани, Твери, Липецке, Курске, Бийске, Стерлитамаке весь объем
сточных вод, нуждающихся в очистке, сбрасывался в реки. В 2006 году в
России только 11 процентов сточных вод подверглись нормативной очистке.
Даже Москва в 2006 году не смогла очистить 98 процентов сточных вод до
нормативных параметров.
Ученые-экологи оценивают состояние источников водоснабжения как
кризисное. Более половины жителей России вынуждены потреблять воду с
риском вреда для собственного здоровья. Об этом и рассказывает академик
РАСН Борис МАСЛОВ.
– Борис Степанович, сейчас у экологов стало модным несколько сгущать
краски, или, как еще говорят, «кошмарить» , для того чтобы перепугать
общественность и добиться своих целей. Не кажется ли вам, что вы
невольно попали в эту категорию ученых?
– Во-первых, ученые и специалисты, делающие подобные заявления, не
получают никаких выгод для себя. А вот вероятность обрести врагов в
лице некоторых чиновников более чем вероятна.
Во-вторых, в правоте моих предупреждений-прогнозов могут убедиться даже
непрофессионалы. Существуют законы о взаимосвязи поверхностных и
подземных вод, неделимости и непрерывности круговорота воды в природе.
Уже доказано, что прогрессирующему истощению подвергаются питьевые
водные горизонты от Санкт-Петербурга до Красноярска. Разве это не
угроза причинения вреда здоровью граждан и создания водного голода в
одной из самых богатых водными ресурсами стран?
– Можно ли считать, что меры, принимаемые государством, адекватны сложившейся ситуации?
– Еще в 2006 году, выступая на коллегии Арбитражного суда, Дмитрий
Медведев, занимавший тогда пост вице-премьера, сказал, что действующий
Водный и Лесной кодексы являют собой образцы плохо сделанных законов.
Но, к сожалению, с тех пор ситуация не улучшилась, а еще более
ухудшилась.
21 апреля 2008 года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О
внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации», который
предполагает многочисленные поправки в 28 законов.
Наибольшее беспокойство специалистов вызывают статьи 43 и 44 Водного
кодекса. Представьте себе источник водозабора – чаще всего им бывает
некая труба, через которую вода из рек поступает в систему питьевого
водоснабжения. Обсуждаемый законопроект разрешает водопользователям
сбрасывать воду в 200 метрах вверх по течению и в 100 метрах ниже по
течению от точки забора воды – от упомянутой трубы.
В случае аварии на очистных сооружениях, находящихся в 200 метрах от
створа водозабора, на сообщение о происшествии отводится от 7 до 16
минут. При таком дефиците времени водозабор захлестнется сточными
водами через 5 минут после начала аварии. Эти цифры взяты не с потолка.
Их можно точно просчитать, поскольку они зависят от скорости движения
воды в реках России.
Напомним, что согласно нормам санитарной охраны, зафиксированным в
Водном кодексе 1995 года, объекты сброса промышленных и бытовых стоков
находились на таком расстоянии, чтобы на сообщение об аварии
отводилось от 3 до 5 суток(!). То есть водозаборы можно было
гарантированно успеть отключить. Сегодня ситуация принципиально
меняется.
При этом надо учесть, что большинство очистных сооружений страны не
имеют резервов мощностей и не готовы обеспечить даже относительно
безопасное водоснабжение в условиях малейшей аварии. То есть риски
возросли.
– Возможно, авторы нового Водного кодекса предусмотрели жесткие нормы
контроля за водными объектами, и в первую очередь за состоянием
очистных сооружений?
– Чиновники всегда боялись персональной ответственности за последствия
принимаемых решений. Поэтому еще до принятия новой редакции Водного
кодекса они создали некий «квартет безответственности» по управлению
источниками водоснабжения.
В него включены Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное
агентство по недропользованию, Ростехнадзор и Росприроднадзор. Эта
«могучая кучка» занимается надзором и управлением водными ресурсами. В
таком «квартете» виновных не отыскать, ответственность гуляет по кругу.
Точнее, по квадрату.
Более того, дабы избавиться от неудобных вопросов о причинах
ухудшающегося состояния водопользования, федеральные чиновники с
помощью депутатов Госдумы переложили ответственность за состояние
источников водоснабжения на органы исполнительной власти регионов. Они
передали им полномочия по использованию и охране водных объектов.
Это привело к тому, что управлением водных объектов в бассейне Волги
занимаются 42 органа исполнительной власти! В действующем Водном
кодексе не предусмотрена координация действий в управлении водными
объектами и в ней нет ни слова о восстановлении водных объектов и
разработке совместных бассейновых программ. В прежние времена все эти
вопросы ответственности и полномочий управления водными ресурсами были
в одних руках – Минводхоза.
– А кто заинтересован в продвижении такой одиозной редакции Водного кодекса? Кому захотелось «половить рыбку» в мутной воде?
– Новый Водный кодекс принимается в интересах тех, кто хочет
расширить землеоборот, то есть осуществлять куплю и продажу земли
вдоль водных объектов. Кроме того, он защищает интересы владельцев
особняков, выросших как грибы после дождя на берегах рек и озер.
Казалось бы, после критики Водного кодекса Дмитрием Медведевым
прокуратура должна была провести работу по выявлению лоббистов этого
документа, тем более что известно, кто его писал и какие суммы
потрачены на разработку этих антигосударственных нормативных актов.
Однако руководитель профильного комитета Госдумы и руководитель
соответствующего департамента МЭРТ были отмечены правительственными
наградами. А страна получила очередную проблему. И не только
экологическую.
Беседовал Алексей КАЗАКОВ
Источник -