Минский автомобильный завод (МАЗ) зарегистрирован как акционерное общество. Таким образом, автозавод юридически подготовили к продаже, переведя из статуса унитарного предприятия в ОАО, где 100% акций принадлежит государству. Но иностранные инвесторы ведут себя как-то уж очень пассивно: не демонстрируют желания прикупить флагман белорусского машиностроения и не спешат выстраиваться в очередь у заводской проходной.
Еще до начала мирового кризиса на активы МАЗа положил глаз Олег Дерипаска, российский олигарх и глава «БазЭла», прослывший как инвестор широкого профиля. В мае 2008г. он предложил белорусскому президенту объединить активы МАЗа и ОАО «Автозавод «Урал», входящего в холдинг «Русские машины». На это предложение Александр Лукашенко отреагировал формально позитивно. Президент был готов рассматривать его вместе с конкурентным предложением, поступившим от КамАЗа, интерес которого к МАЗу подтвердил в ноябре 2008 г. Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии», владеющей активами КамАЗа.
С тех пор о российских покупателях ничего не слышно. Никто не рвется на МАЗ для предпродажного осмотра активов. Впрочем, это не удивительно, поскольку мировой экономический кризис сильно потрепал империю Дерипаски, который теперь не расширяет свой бизнес, а энергично избавляется от ненужных активов (по данным Forbes, личное состояние Олега Дерипаски с $28 млрд. на начало 2008г. упало до $18 млрд. – «БелГазета»). Например, недавно он продал большую часть своего девелоперского бизнеса другому олигарху – Сулейману Керимову. И интереса к МАЗу Дерипаска больше не проявляет, что и подтвердил на днях агентству «Интерфакс-Запад» заместитель гендиректора завода Николай Синюкович: «На время кризиса инициативы приостановлены. Пока переговоры не идут. Хотя МАЗ готов их вести».
Таким образом, в Минске осталось единственное предложение от КамАЗа, контролируемого госкорпорацией «Ростехнологии», видимо, не страдающей, как «БазЭл», от дефицита ликвидности. Однако и это предложение вызывает некоторые смутные подозрения. Смущает то, что у предложения, исходящего от КамАЗа, нет конкурентной альтернативы, создающей возможность получения приличной суммы за активы флагмана белорусского машиностроения. На дворе кризис – и цены на промышленные активы падают во всем мире. Так что в новых условиях не продавцы, а покупатели начинают диктовать цены рынку. Но Александр Лукашенко не может смириться с этим и обещает не продавать предприятия «за бесценок».
Между тем иностранцам нет никакого экономического смысла платить приличные деньги за предприятие, размещенное в стране с небольшой емкостью рынка и от имени президента обложенное 25 приватизационными условиями, среди которых и высокая цена, и модернизация, и сохранение рабочих мест, и социальные программы. К тому же условия белорусской заявки таковы, будто речь идет не о МАЗе, а о приобретении акций западной машиностроительной компании (вроде Daimler), обладающей уникальными технологиями. В общем, конфликт интересов между продавцом и покупателями налицо. В таких условиях любая заключенная сделка с акциями – компромисс.
Хотя бывают исключения. Например, в декабре прошлого года концерн Daimler купил 10% акций КамАЗа. Немцев не смутило даже то, что завод в Набережных Челнах в декабре работал всего шесть дней. Их желание подстегнуло российское правительство, увеличившее пошлины на ввоз импортных грузовиков и перекрывшее вход иностранным грузовикам на огромный российский рынок. И Daimler тут же согласился выложить $250 млн., чтобы потом (в 2012 г.) доплатить еще $50 млн. за миноритарную долю акций КамАЗа.
В условиях кризиса МАЗ имеет одно бесспорное конкурентное преимущество (правда, временное) – его цеха работают сегодня больше (четыре дня в неделю). Однако тем самым он создает проблемы для КамАЗа. По информации замгендиректора МАЗа, более 60% продукции предприятия поставлялось на российский рынок. «Если там рынок молчит, то любые усилия белорусского правительства и администрации завода не помогут закрыть эти 60%», – сказал Синюкович. Поэтому только россияне могли бы купить контрольный пакет МАЗа (за сравнительно небольшие деньги). Причем ради того, чтобы закрыть завод и хотя бы на время кризиса избавиться от конкурента, поставляющего на их внутренний рынок аналогичную продукцию, но по более низким ценам.
Однако когда Александр Лукашенко рассуждал о перспективах белорусской приватизации, он предвидел подобное коварство со стороны иностранных покупателей. По его мнению, ни один инвестор не будет в полной мере заниматься сохранением и развитием производства: «Частник, вместо того чтобы свои деньги из кармана вынуть, в трудную минуту поддержать приватизированные заводы и фабрики, бросил их. Я этого не хочу… И в этом величайшая выгода нашего государства и величайшая наша с вами заслуга, что в свое время не приватизировали и не отдали иностранцам предприятия».
Но кризис не вечен, и у россиян, возможно, опять появится интерес к наращиванию объемов производства. Цены на акции ведущих белорусских предприятий (на которых народ трудится не ради финансового результата, а ради процесса) опять поднимутся. Государство еще потянет какое-то время с продажей их акций, а потом, попав в ситуацию полной экономико-технологической безысходности, все равно расстанется с ними, как это уже однажды случилось с акциями «Белтрансгаза».
Сергей ЖБАНОВ
http://www.belgazeta.by/20090302.8/020310421
Еще до начала мирового кризиса на активы МАЗа положил глаз Олег Дерипаска, российский олигарх и глава «БазЭла», прослывший как инвестор широкого профиля. В мае 2008г. он предложил белорусскому президенту объединить активы МАЗа и ОАО «Автозавод «Урал», входящего в холдинг «Русские машины». На это предложение Александр Лукашенко отреагировал формально позитивно. Президент был готов рассматривать его вместе с конкурентным предложением, поступившим от КамАЗа, интерес которого к МАЗу подтвердил в ноябре 2008 г. Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии», владеющей активами КамАЗа.
(Поиздержавшись в кризис на $10 млрд.,
Дерипаска посмотрел на возможную сделку
с МАЗом широко открытыми глазами.)
Дерипаска посмотрел на возможную сделку
с МАЗом широко открытыми глазами.)
С тех пор о российских покупателях ничего не слышно. Никто не рвется на МАЗ для предпродажного осмотра активов. Впрочем, это не удивительно, поскольку мировой экономический кризис сильно потрепал империю Дерипаски, который теперь не расширяет свой бизнес, а энергично избавляется от ненужных активов (по данным Forbes, личное состояние Олега Дерипаски с $28 млрд. на начало 2008г. упало до $18 млрд. – «БелГазета»). Например, недавно он продал большую часть своего девелоперского бизнеса другому олигарху – Сулейману Керимову. И интереса к МАЗу Дерипаска больше не проявляет, что и подтвердил на днях агентству «Интерфакс-Запад» заместитель гендиректора завода Николай Синюкович: «На время кризиса инициативы приостановлены. Пока переговоры не идут. Хотя МАЗ готов их вести».
Таким образом, в Минске осталось единственное предложение от КамАЗа, контролируемого госкорпорацией «Ростехнологии», видимо, не страдающей, как «БазЭл», от дефицита ликвидности. Однако и это предложение вызывает некоторые смутные подозрения. Смущает то, что у предложения, исходящего от КамАЗа, нет конкурентной альтернативы, создающей возможность получения приличной суммы за активы флагмана белорусского машиностроения. На дворе кризис – и цены на промышленные активы падают во всем мире. Так что в новых условиях не продавцы, а покупатели начинают диктовать цены рынку. Но Александр Лукашенко не может смириться с этим и обещает не продавать предприятия «за бесценок».
Между тем иностранцам нет никакого экономического смысла платить приличные деньги за предприятие, размещенное в стране с небольшой емкостью рынка и от имени президента обложенное 25 приватизационными условиями, среди которых и высокая цена, и модернизация, и сохранение рабочих мест, и социальные программы. К тому же условия белорусской заявки таковы, будто речь идет не о МАЗе, а о приобретении акций западной машиностроительной компании (вроде Daimler), обладающей уникальными технологиями. В общем, конфликт интересов между продавцом и покупателями налицо. В таких условиях любая заключенная сделка с акциями – компромисс.
Хотя бывают исключения. Например, в декабре прошлого года концерн Daimler купил 10% акций КамАЗа. Немцев не смутило даже то, что завод в Набережных Челнах в декабре работал всего шесть дней. Их желание подстегнуло российское правительство, увеличившее пошлины на ввоз импортных грузовиков и перекрывшее вход иностранным грузовикам на огромный российский рынок. И Daimler тут же согласился выложить $250 млн., чтобы потом (в 2012 г.) доплатить еще $50 млн. за миноритарную долю акций КамАЗа.
В условиях кризиса МАЗ имеет одно бесспорное конкурентное преимущество (правда, временное) – его цеха работают сегодня больше (четыре дня в неделю). Однако тем самым он создает проблемы для КамАЗа. По информации замгендиректора МАЗа, более 60% продукции предприятия поставлялось на российский рынок. «Если там рынок молчит, то любые усилия белорусского правительства и администрации завода не помогут закрыть эти 60%», – сказал Синюкович. Поэтому только россияне могли бы купить контрольный пакет МАЗа (за сравнительно небольшие деньги). Причем ради того, чтобы закрыть завод и хотя бы на время кризиса избавиться от конкурента, поставляющего на их внутренний рынок аналогичную продукцию, но по более низким ценам.
Однако когда Александр Лукашенко рассуждал о перспективах белорусской приватизации, он предвидел подобное коварство со стороны иностранных покупателей. По его мнению, ни один инвестор не будет в полной мере заниматься сохранением и развитием производства: «Частник, вместо того чтобы свои деньги из кармана вынуть, в трудную минуту поддержать приватизированные заводы и фабрики, бросил их. Я этого не хочу… И в этом величайшая выгода нашего государства и величайшая наша с вами заслуга, что в свое время не приватизировали и не отдали иностранцам предприятия».
Но кризис не вечен, и у россиян, возможно, опять появится интерес к наращиванию объемов производства. Цены на акции ведущих белорусских предприятий (на которых народ трудится не ради финансового результата, а ради процесса) опять поднимутся. Государство еще потянет какое-то время с продажей их акций, а потом, попав в ситуацию полной экономико-технологической безысходности, все равно расстанется с ними, как это уже однажды случилось с акциями «Белтрансгаза».
Сергей ЖБАНОВ
http://www.belgazeta.by/20090302.8/020310421