«Всё зависит от руководства России…Нужна ли им Беларусь в составе России? Просто подкидывают всякую «дохлятину», зная, что я не могу это принять. Провоцируют конфликт…»
А.Г. Лукашенко .

1. Обстановка в Беларуси.

Январь 2011. Вот уже более месяца государственные СМИ тиражируют фильмы и печатные материалы, посвященные событиям 19 декабря 2010-го – президентским выборам и вялой попытке оппозиции осуществить «штурм» Дома правительства. Конечно, заведомая ангажированность государственной пропаганды не оставляет, неискушенному, а тем более иностранному читателю, особых вариаций на тему. Но уголовный кодекс Беларуси- вещь более конкретная, нежели версии и гипотезы. Позиция государства достаточно проста: генеральный заказчик-ФРГ, используя польские и прибалтийские каналы, вручает глупой, немногочисленной и, что, особенно характерно, вороватой белорусской оппозиции определенные денежные средства, за что в свою очередь требует организовать, если по максимуму – «цветной» переворот по технологии «Майдан» (по-местному «Плошча»), если по минимуму, то яркую картинку политического шоу.

То, что технология не всегда и везде функционирует, несмотря на ряд успешных ранее примеров, никого особенно не волнует (по крайней мере не влияет на получение грантов). Ярчайший тому пример – аналогичные с точностью до 99% события 5-летней давности, где ГУВД г. Минска действовало чуть иначе, но в целом так же успешно. Не вдаваясь в подробности, хочется отметить, что арсенал оружия (справедливости ради замечу, что данным арсеналом, можно было вооружить максимум двух боевиков), якобы найденный до попытки «штурма», вряд ли помог бы двум либералам оппозиции Некляеву и Санникову продержаться в холле здания Дома Правительства на время, достаточное для написания sms – они были бы выбиты оттуда «Альфой» или любым другим силовым подразделением. Это не Киргизия, где оппозиционеры бегали по Бишкеку с СВД, и далеко не события вАндижане в 2005 г., где была захвачена воинская часть и отделение милиции. Достаточно отметить, что при «штурме» применялось 2 молотка, 3 снегоуборочные лопаты и несколько арматурин.

В общем, эти, казалось бы, яркие события декабря 2010 года на поверку и по сути оказываются массовой хулиганской выходкой, правда организатором которой придется нести серьезную ответственность (максимальный срок – как за разбой).

На фоне поздравлений Лукашенко дружественными странами, в том числе, и от условно дружественных кремлевских «хоббитов», и признания выборов легитимными, следует признать, что рейтинг Лукашенко всё-таки упал с 83% до 79%. В реальности падение составило 5-10%. Связано это, прежде всего с экономическими и частично политическими конъюнктурными интересами активно формирующегося в Минске среднего класса, в том числе, интеллигенции, с некоторой «усталостью» её от Лукашенко и это при том, что официальная безработица чуть больше 0,9%. Социал-демократическая экономика значительно ориентированная на агропромышленный сектор, машиностроение и переработку сырья, априори весьма «не устраивает» армию юристов, экономистов, менеджеров и психологов, активно штурмовавшую гуманитарные ВУЗы. Экономику сферы услуг, эту не производительную, по белорусской консервативной позиции, а в некоторых странах чудовищно раздутую сферу бизнеса, государство не поддерживает, если нет крупных налоговых отчислений и «социальных гарантий». Вот и получается, что зарплата технической интеллигенции, работающей, как правило на госпредприятиях или ОАО, превышает зарплату гуманитария в 2-3 раза при прочих равных условиях. Тем не менее, ситуацию в Республике Беларусь сложной назвать нельзя, исключая тему возврата внешних валютных государственных займов РФ, Китаю, Венесуэле и Евросоюзу.

Следует также принимать во внимание, что в Беларуси достаточно ограниченные природные ресурсы и во многом социалистическая плановая экономика. Лукашенко – эффективный администратор (не менеджер). Рационально, почти как японец, считая копейки и размазывая их тонким слоем по всем категориям граждан, может поиграться с приватизацией крупных госпредприятий.

Особенностью приватизационной политики Республики является то, что контрольный пакет акций должен оставаться у государства, за ним де и остается право на ключевые управленческие и производственные решения. Поэтому ни у мощного иностранного акционера/инвестора, ни у тем более миноритария (как Навальный) повлиять на ситуацию никак не получится. Показателен пример разговоров вокруг приватизации и продажи 100% пакета акций комбината «Беларусь-Калий» за 30 млрд. долларов Китайской Народной Республике. Всем в Беларуси очевидно, что Бацька НИКОГДА не отдаст иностранцам более 49%, а реально – 25% акций эффективно работающего комбината – он любит свой народ и это взаимно. Возьмёт и построит еще 2,5 тысячи новых агрогородков за эти китайские или иные деньги и поселит туда крестьян. Бесплатно.

2. Лукашенко и внешняя политика.

Соль политики «дружи со всеми» в МИД РБ называется многовекторность, что означает, к примеру, если Запад отвернётся, то потянемся к Востоку или к Югу или наоборот. Классическая ментальная составляющая выживания в условиях дефицита ресурсов. Частично – логично, частично – непонятно... Почему, к примеру, нельзя геополитически поступить с Эстонией так она этого заслуживает, как поступает с негражданами, травит русскоговорящих? Оправдания, что Эстония в ЕС, звучать несколько неубедительно, ведь речь не идет об аннексии, эмбарго или отчуждении земли. Речь идет о сильной позиции более справедливого и неагрессивного соседа, визовой и миграционной политике, мягком давлении…

Внешняя политика РБ – это позиция Лукашенко, отражающая многовековой характер белорусского народа – последовательная, эволюционирующая, без хитростей, но и без византийства. Позиция искренняя и наивная. Тем не менее, глядя какую внешнеторговую, провоцирующую и непартнёрскую, товарную политику проводят такие монстры как «Газпром» и Х5 Retail Group, в оценках белорусского МИДа проскальзывают металлические нотки, связанные, прежде всего с рамками самоуважения и терпения.

Понятно, что менеджмент российских товарных холдингов и на российский народ смотрит как на негров, не говоря уже про соседей по СНГ. Но надо же оценивать, хотя бы в малых пределах, степень своей жадности, а то уровень маразма и градус коррупции могут заставить течь российскую нефть через трубопровод, лежащий не по дну Северного моря, а по дну Норвежского или даже Гренландского.

И хотя довольно значительному количеству белорусских граждан, прежде всего людям среднего возраста и молодёжи, такая (социалистическая) внешняя позиция не симпатична, они не сильно ропщут, ввиду наличия в стране массы других положительных достижений, прежде всего социальных.

Итак, сбалансированные отношения со всеми соседями, со значительной исторической привязкой –симпатией к РФ, есть ключевой стержень лукашенковской политики. И это одновременно не мешает брать кредиты на Западе, а природный газ у всех, у кого он относительно дёшев.

Таким образом, еще одной чертой белорусской внешней политики, является рациональная хозяйственность. Беларуси действительно нужно много газа для активной производственной экономики (в отличие от Армении) и много дешевой электроэнергии от АЭС, которая только начитает строиться (в отличии от Украины). Вот и получается, что «голубое топливо» наших друзей – Туркмении, Казахстана и Венесуэлы – в разы важнее крашеной бумаги с условной ценностью. Следовательно, и дружба с РФ стратегически важнее дружбы с Польшей или Австрией. Ничего, как говорится, лишнего, экономика должна быть экономной.

Насчет международных санкций от ЕС можно с уверенностью сказать, что ничего страшного, кроме шума и воя в польских-чешских-немецких СМИ, не произойдет. Во-первых, такие санкции ЕС «выписывает» после каждых президентских выборов, часто «для галочки» и запрещают белорусским чиновникам посещать некоторые европейские страны, что, в общем-то не критично. Во-вторых, на примере аналогичных событий в Ереване, также после президентских выборов и некоторых других среднеазиатских странах, созданы прецеденты о невмешательстве внешних сил во внутренние дела
государства. В Беларуси уже несколько лет нет посла США и нечего вопиюще недемократичного не происходит. Кроме белого шума на публику.

К тому же в резолюции Европарламента не были проговорены экономические санкции, как например, некогда США объявила «Белтрансгазу». Европейцы, особенно флагманы Европы – ФРГ и Нидерланды (товарооборот с которой Беларусь увеличивает каждый год), значительно рациональнее славян – их интересует, прежде всего стабильность и безопасность поставок углеводородов и цены на них.

Традиционно малодружественные отношения у Лукашенко с Польшей, а вот с Прибалтикой отношения в последнее время даже улучшаются, срабатывает принцип первичности экономики.

3. Российский фактор межгосударственных отношений

Позиция «лавровского» МИДа по Беларуси какая-то антипатично-невнятная, неопределённая и коммерческая. «А чего хотят россияне?». Все переведено на бухгалтерию.

С одной стороны понятно, что Лавров выступает в роли ретранслятора позиции других, более влиятельных лиц, с другой – существующая форма взаимной интеграции между странами не достаточна для фактического единения славянских народов. Москва в этом плане хочет видеть РБ исключительно в качестве субъекта федерации. Одного из прочих. Как, например, Республика Башкортостан или Коми со всеми вытекающими отсюда проблемами российских провинций и уровнем федеральных дотаций.

Разумеется, команда Лукашенко на это пойти никак не может, как и на введение единой (одной) валюты – российского рубля, хотя согласна на любые другие конфедеративные формы интеграции. Этому очень мешает «дельта» – у нас принципиально разные экономики, трудовая политика и соцобеспечение; в Беларуси, с точки зрения эффективного менеджмента абсолютно не прибыльная и «нерациональная» экономика. Ранний Путин и Лукашенко пришли к определенному компромиссу в этом вопросе, создав модель «а-ля ЕС», ситуация в которой, к примеру, с природным газом аналогична недавней ситуации между Грецией и ФРГ по вопросу внешних кредитов.

От польско-белорусской границы до Садового Кольца у РФ 2 неукомплектованные дивизии, а у РБ порядка 100-тысячная армия и некоррумпированные Пограничный и Таможенный комитеты. А связи с этими и другими фактами Лукашенко задаётся вопросами, в какой степени кто кому больше нужен или не оставить ли такую форму бартера (оборона-защита и низкие ставки на Транзит в обмен на дешевые углеводороды), существующую с ельцинских времён.

Лукашенко жаждет видеть в России своего лучшего и главного друга и партнёра, но в Кремле считают иначе. Лукашенко боятся ещё с либеральных мифов конца 90-х, что ежели он дорвётся до российских рычагов и войдёт в Кремль, то всё, капут всем рыночникам, демократам и прочим врагам СССР. Всё несколько прозаичнее: система исполнительной власти, тщательно ротируемая и хозяйственно контролируемая, действительно в состоянии взять на баланс такие российские регионы как Псковская, Брянская и Смоленская области (большую её часть). Обеспечить там грамотную и справедливую социальную политику в сферах образования, медицины, жилья, соцзащиты, снизить градус коррупции (введение белорусской юрисдикции в указанных обл.центрах) в обмен на материальные ресурсы, финансовые преференции. Но не более. При желании, конечно, Лукашенко мог бы поступить с некоторыми российскими территориями в «грузинском стиле» (силовой сценарий в Абхазии, Ю.Осетии) или в «азербайджанском» (экономические сценарии перехвата рынков) или просто предоставлением значительных льгот по жилью и трудоустройству (на территории РБ) жителям Смоленщины до критичного уровня переселения. В последнем случае это мог бы быть теоретически проект «Нью-Смоленска» всего лишь сотней километров западнее по ж/д-ветке.

Но на такие или похожие шаги Лукашенко не пойдёт, он искренне и наивно считает россиян старшими братьями, несмотря на то, какие президенты и премьеры ими (российским народом) управляют. Возможности прихода и влияния Лукашенко на внутреннюю политику Российской Федерации достаточно низка. И может быть с относительным успехом реализована в экономическом и социальном сегментах лишь с отдельными региональными лидерами российских республик, губернаторами Краёв, областей, национальных республик.

Основными критериями такого сотрудничества, взаимовыгодной хозяйственной и торговой деятельности и социальных проектов (возрождение русской деревни, к примеру), являются социалистическая ориентация, некоррумпированность этих самых лидеров, их стойкое желание реально улучшить жизнь простого русского человека на подотчётной ему территории. Впрочем, многое, в том числе и вовлечённость белорусской системы управления в общероссийскую, сильно зависит от обоюдного желания такой формы сотрудничества. На сегодняшний момент она малореализуема.

4. «Бацька» и национализм.

Лукашенко никогда не считал себя националистом, ни белорусским, ни, упаси Боже, каким-то иным. Даже в популистских целях. Часто от него можно услышать о его наднациональных пристрастиях, я, дескать, «совецкий человек». Разумеется, он прежде всего русскоговорящий славянин, родившийся и сделавший карьеру во времена когда «Москва была столицею» – посему и присутствует в его заявлениях, как отражение белорусской ментальности, определенная провинциальность и автономность.

Лукашенко пришел к власти как раз-таки на волне противодействия разрушительным либерально-
приватизационным действиям Белорусского Народного Фронта – самой массовой в 90-е годы националистической организации. В те времена лозунг «Чемодан-вокзал-Россия» слышался так же часто как реклама сникерса. Фактически запретив и разогнав местечковых национал-демократов от БНФ и мелкие группы более радикальных белорусских шовинистов (созданных под копирку РНЕ), Лукашенко приобрёл свой стабильный массовый электорат и большой кредит доверия. Учитывая, что фактической идеологией современной Беларуси является эволюционирующий, в последнее время всё правеющий к консерватизму, социал-демократизм, то ценностями номенклатурной элиты по-прежнему, как и впрочем и в советское время, остаются «экономика доступа», создание семейных подрядов и желание жить и отдыхать по-европейски.

На текущий момент в Беларуси не существует ни одной, мало-мальски весомой группы (даже не партии) с явной националистической риторикой, как раз таки моноэтничность белорусского этноса (97% жителей РБ – славяне) и природная спокойная рассудительность, не способствует созданию таких форм, отсутствует соответствующая повестка дня. Иностранцы наперечёт – достаточно отметить факты контроля участковыми милиционерами фактов заключения фиктивных браков, то есть, говоря по-простому, менты ходят и проверяют, насколько фиктивен брак белорусской женщины с иностранцем. Если вопиюще фиктивен, то брак может быть юридически расторгнут и иностранец должен будет покинуть страну. Нелегалов и мигрантов нет в принципе, тем более таких резких и неуживчивых как чеченцы или азербайджанцы. Нелегальная иммиграция – это технически (банально трудно пересечь границу), технологически (нет коррупции на таком уровне) и экономически (нелегальной работы не существует) невозможно, все строго по букве закона. Также отсутствуют и религиозные конфликты. Есть некоторый ползучий мелкотравчатый антисемитизм, так ведь и тот в 90-е как бы закончился. Маленькая страна, а порядка как на три большие.

Замечу, что типичный белорусский национализм многослоен. В основном в него входят тысячелетняя крестьянско-хуторская составляющая (истинно белорусская) и пропольско-шляхетская, сказывается длительное нахождение западной половины Беларуси в составе то ВКЛ, то Речи Посполитой и, наконец, католической Польши. Здесь имеет место некоторая искусственность такого, очень похожего на украинский, национализма, основанного прежде всего на ненависти к ближайшим соседям – маскалям (читай федералам) и средневековой мифологии, замешанной на местном языке -«мове» с латинской интерлитерацией (тарашкевица).

Если теоретически представать в Беларуси некие чужеродно националистические сценарии-стратегии с тем или иным принципиальным и/или значительным эффектом, то это, пожалуй, может быть либо экономическая польская «интервенция» либо масштабные отчуждения госсобственности русскими национальными либералами, то есть, обычных либералов с националистической риторикой. Иначе говоря, эффективная «работа» польских националистов или русских либералов в ресурсных сферах. Но сложно даже представить насколько при этом должен быть ослаблен режим, насколько ошибочны при этом должны быть действия силовиков и так далее. Впрочем, иногда говорят, что «бабло побеждает зло». После публикации на ряде российских Интернет-ресурсов статьи М. Калашникова о том, как белорусские танковые колонны будет штурмовать Москву для наведения там Конституционного порядка и введения нового ГКЧП, трудно сдержать эмоции от крайней фантастичности такого варианта событий. Это практически и теоретически исключено, разве что белорусская «Альфа» будет помогать ФСО выбивать батальон «Восток» из Кремля, да и то, при многих «если».

Долгое время национализм российского поля, в Беларуси сначала в виде «Чёрной сотни», затем в виде РНЕ, использовался в интересах укрепления имперских, государственнических, «казенных», авторитарных тенденций, и в стиле этой стратегии русские националисты использовалась здесь как пехота. Да, Белорусское Региональное Отделение РНЕ поддерживало Лукашенко, и его самый успешный руководитель Г.Самойлов даже участвовал в избирательной кампании Лукашенко. КГБ тогда даже стравливало белорусских шовинистов с РНЕ, играя на противоречиях. Максимум сотрудничества, который получился у Лукашенко с такой организационной формой русского национал-социализма, как РНЕ, это совместное с милицией патрулирование района г. Минска. Потом Лукашенко разогнал РНЕ ввиду его радикальной криминализации, несогласованных командировках белорусского РНЕ в ЧРИ, тогда же (с подачи П. Шеремета) всплыл миф о якобы работающей до сих пор в Беларуси советской системе вербовки силовиков в «горячие точки».

С современной правой точки зрения можно предположить о некоторых возможных симпатиях Лукашенко к таким российским политическим фигурам как, к примеру, Квачков. Вообще, Лукашенко интересны не столько националисты, сколько «советские социалисты», патриоты в широком понимании слова, славянские интеграторы, сторонники действительно Союзного Государства с единой справедливой (народной) экономикой, сторонники конфедеративной модели. С другой стороны выстраивать отношения с такими симпатичными персоналиями он, даже если и будет, то очень осторожно, через цепочку посредников, ведь, прежде всего он европейский государственный лидер.

Касательно, общих проектов стоить отметить их возможный межгосударственный характер, заведомо масштабный и находящийся в правовом поле союзной юрисдикции. Как президент и гражданин, Лукашенко, конечно, может высказаться, порою достаточно резко и неполиткорректно, по тому или иному национальному вопросу. Ранее его даже упрекали в предвзятом отношении к евреям, и несколько лет в Беларуси не было израильского посольства – кому было нужно ездили за визами в Москву. Логично также предположить, что команда Лукашенко вполне может заинтересоваться совместными проектами с патриотически настроенными российскими бизнесменами и гос. деятелями в информационной, высокотехнологической, разведывательной, оборонной сферах. Защита информации, ближний Космос, микроэлектроника, биомедицина, органическая химия интересуют исполнительную белорусскую власть в много раз больше, чем программы поддержки расово белой, но либеральной российской оппозиции, выборы в ГосДуму или новые «кондопоги».

Максимум, чем может помочь российской националистической оппозиции белорусский официоз – предоставление политических убежищ и обкатки некоторых микропроектов в социальной, спортивной, молодежной сфере. Ещё одной из сторон возможного сотрудничества между белорусскими и русскими патриотами может быть оказание поддержки и помощи группам русского населения определенных российских регионов, пострадавших от теракта или стихийного бедствия или масштабной технологической катастрофы. Достаточно упомянуть примеры помощи белорусского МЧС при тушении
масштабных пожаров на территории РФ летом 2010.

Итого, выводы следующие:

1. Ситуация в Беларуси спокойная, стабильная и контролируемая, но медленно развивающаяся.

2. Белорусская внешняя политика это, прежде всего, исполнительная позиция лукашенковской команды, заинтересованная в цивилизованных, равных и партнёрских отношениях с соседними государствами.

3. Компрадорская российская олигархия во главе с кремлёвскими блоггерами препятствует широкомасштабной дружбе Лукашенко с простым русским народом ввиду боязни потери власти и влияния.

4. Русский национальный либерализм, то есть, рыночная экономика с русским национальным белым лицом официальному Минску интересна в условной степени