«Россия действует так, чтобы не было ощущения поглощения». Беседа с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой. (Из пустого в порожнее.)
27.05.2012
31 мая Владимира Путина ожидают в Минске. Это будет поездка в границах Союзного государства. Накануне в Беларусь с рабочим визитом из Москвы прибыл госсекретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота. Он ответил на вопросы программы «Картина мира» с Юрием Козиятко на РТР-Беларусь.
Юрий Козиятко:
Григорий Алексеевич, здравствуйте!
Григорий Рапота, госсекретарь Союзного государства Беларуси и России:
Здравствуйте!
Юрий Козиятко:
Правда ли, что Вы в Беларусь в этот раз приехали чуть ли не на велосипеде?
Григорий Рапота:
Почти! (улыбается) Я приехал сюда из Смоленска, где мы открывали российско-белорусский велопробег (молодежь, группы по 30 человек). Это уже традиционный, седьмой велопробег. Я давал старт велопробегу в Смоленске, и оттуда приехал сюда.
Юрий Козиятко:
Сами не попробовали?
Григорий Рапота:
Давно не катался, боялся опозориться (улыбается). Надо было потренироваться. Но к следующему заезду я верну форму, былые знания и попробую.
Юрий Козиятко:
В любом случае, пересекали границу, на автомобиле. Успешно в этот раз удалось пересечь?
Григорий Рапота:
Да я и не заметил! Нет, заметил, когда меня пересадили на минский автотранспорт. Это единственный признак пересечения границы.
Юрий Козиятко:
Границ нет, потому что Союзное государство!
Григорий Рапота:
Это правда. Это, я считаю, большая заслуга Союзного государства. Если уж говорить о том, чего достигло Союзное государство за годы своего существования, то ликвидация пограничного контроля – одно из самых важных завоеваний. Потому что для людей, которые живут по обе стороны границы, крайне важно чувствовать себя дома на территории сопредельного государства.
Юрий Козиятко:
С Казахстаном, когда построим (если построим) Евразийский союз, тоже надо будет ликвидировать пограничный контроль?
Григорий Рапота:
Я думаю, если мы реально будем выстраивать то, что мы называем «Единое экономическое пространство», то этот вопрос будет стоять обязательно. Там границ, конечно, побольше – 7,5 тысяч километров!
Юрий Козиятко:
И проблем, если убрать границу, тоже, наверное, больше? И китайские товары, и наркотрафик, и мигранты...
Григорий Рапота:
Без сомнения! И страна по территории большая. Там, конечно, все это сложнее контролировать. Но хочется верить, что все мы выйдем на одинаковый уровень взаимоотношений.
Юрий Козиятко:
Когда Вы переезжали границу на автомобиле, внешне заметили разницу? Я, конечно, говорю как белорус – мне хочется верить, что в Беларуси порядка больше, чем в России. Иногда говорят, что в Беларуси и заборчики поровнее, а в России они покосились, и поля лучше обработаны… Вы заметили что-то?
Григорий Рапота:
Не хочу никого обижать – у кого лучше, у кого хуже. (улыбается) В Беларуси, действительно, порядок бросается в глаза: порядок на улице, порядок на дороге (состояние дорог, состояние домов). Не скажу, что дома намного богаче российских, но ухоженность бросается в глаза. И это приятно.
Юрий Козиятко:
Дома-то в России, если Рублевку взять, побогаче! (усмехается)
Григорий Рапота:
Ну, у нас разные дома есть. (улыбается) Есть очень богатые, есть очень бедные, и запущенные, – всякие. Россия – страна большая, в ней всего хватает!
Юрий Козиятко:
Это с земли видно. А вот с воздуха… Вы когда летите в Минск на самолете, пользуетесь услугами «Белавиа» или российских авиакомпаний?
Григорий Рапота:
Когда что удобно. Все связано со временем. Иногда «Белавиа», иногда российские авиакомпании.
Юрий Козиятко:
Но «Белавиа» уже скоро станет российской, наверняка...
Григорий Рапота:
Это уже пусть решает «Белавиа» вместе со своими партнерами, кто там как будет взаимодействовать.
Юрий Козиятко:
Но процесс покупки белорусских предприятий пошел! «Белтрансгаз» Россия приобрела достаточно успешно, да и Беларусь весьма выгодно продала эту компанию. Что дальше: МАЗ, «Беларуськалий»?...
Григорий Рапота:
Во-первых, я обратил внимание, что в выступлении Президента Беларуси – в последнем большом обращение к нации и к Парламенту – прозвучала фраза, что «мы сейчас не составляем никаких списков, не выделяем никаких предприятий, мы исходим из того, что любое предприятие может быть приватизировано, может быть акционировано». Акционер может быть и белорусский, и российский, и любой другой. И я считаю такой подход естественным в рыночном хозяйствовании. Сейчас основной инвестор в белорусскую промышленность и вообще в экономику – это российский капитал. Я интересовался этим – порядка 6 миллиардов вложено. Но бояться, что какие-то предприятия будут принадлежать иностранцам, никакому государству не следует при том условии, что сделка взаимовыгодна и что есть перспектива развития предприятия. Понимаете? Если покупать предприятие просто для того, чтобы его погубить, то стоит ли тогда это затевать?
Юрий Козиятко:
Это мы видели в Латвии и в других странах...
Григорий Рапота:
Совершенно верно! Но если инвестор приходит для того, чтобы развивать предприятие, это совершенно другое дело. Но, в принципе, все эти процессы регулируемы на стадии подготовки инвестсоглашения. Насколько я понимаю, белорусское руководство именно так смотрит на эти процессы.
Юрий Козиятко:
Но российское точно так смотрит...
Григорий Рапота:
Да.
Юрий Козиятко:
Ведь в основном российский капитал присутствует. Даже уже китайцев кое-где Россия отжимает.
Григорий Рапота:
Тут я не берусь судить... Понимаете, я и на присутствие китайского капитала смотрю спокойно, скажу вам честно! Хотя я россиянин и вроде должен.... Если любой другой инвестор (будь то из Китая, будь то из Западной Европы) создает конкурентные условия россиянам, значит, россияне должны бороться за предмет своего интереса.
Юрий Козиятко:
Вы как-то связываете то, что процесс покупки или продажи акций белорусских предприятий пошел – и заметное потепление отношений Беларуси и России на высшем уровне?
Григорий Рапота:
Это совершенно очевидно!
Юрий Козиятко:
То есть фразу, которая уже стала крылатой, что российское руководство прагматично, мы наблюдаем в действии?
Григорий Рапота:
Да. Вы знаете, ведь эти вещи взаимосвязаны. Политические отношения, отношения межгосударственные создают соответствующую базу для бизнеса. Сейчас действительно наши отношения находятся на очень высокой точке. Очень хочется, чтобы это сохранилось. Мы будем – Постоянный комитет Союзного государства Беларуси и России – делать все возможное, чтобы так оно и было.
Юрий Козиятко:
Приватизация (или как угодно можете это назвать) входит в число главных задач Постоянного комитета Союзного государства?
Григорий Рапота:
Мы непосредственно приватизацией не занимаемся! Наша задача – создать нормальные правовые условия для экономического взаимодействия. Другое дело, что к нам часто обращаются люди – в том числе и с Российской Федерации, и из Беларуси – представители бизнеса. И просят либо проконсультировать, какие действия должны предприниматься, чтобы установить контакты, либо помочь в установлении контактов. Это мы всегда делаем.
Юрий Козиятко:
Помочь в установлении контактов? Встреча с президентом Беларуси! – Вы можете такую услугу оказать российскому бизнесу?
Григорий Рапота:
Если это какой-то особый случай... Но большинство, подавляющее большинство вопросов решаются на рабочем уровне. Мы не должны с каждым вопросом к Президенту выходить! Президент все-таки решает какие-то стратегические вопросы. Часто на нас выходят новички, которые не знают где точка входа, с кем надо начинать консультации. Ну и мы в этом действительно помогаем.
Юрий Козиятко:
Вы сказали, что все должно быть взаимовыгодно. Цены на газ, на нефть с этого года для Беларуси установлены льготные. И, конечно, в ответ нужно чем-то поступиться: или чем-то оплатить (если грубо говорить), или поступиться геополитическими интересами. А что такое геополитические интересы? Попросту говоря, это – поступиться политической независимостью?
Григорий Рапота:
Вы знаете, не надо ни чем поступаться!
Юрий Козиятко:
Так не бывает! Вы же сказали, что все должно быть взаимовыгодно.
Григорий Рапота:
Это правда! У нас много таких вопросов, которые носят провокационный оттенок. Я сейчас не в Ваш адрес, а вообще.
Говорят, «почему Россия должна кормить Беларусь?» или Беларусь говорит «почему мы должны отдавать свои предприятия?». Понимаете, никакой... Ведь, как в семье – семья не может быть создана без взаимного интереса, без взаимной любви. Даже уж если люди женятся по расчету, и то этот расчет должен быть взаимный и совершенно понятный. Так же и здесь. У каждого государства есть свои национальные интересы, каждое государство должно знать, какие действия оно должно предпринять, чтобы свои национальные интересы отстоять и какую цену оно должно за это заплатить.
Юрий Козиятко:
И насколько поступиться можно?
Григорий Рапота:
Да. И чтобы это было все сбалансировано. Чтобы одно соответствовало другому. Геополитический интерес (я так упрощенно, может быть, понимаю) и для России, и для Беларуси – это национальная безопасность. Это самое главное – стабильность и внутренняя, и внешняя (и на границах, и во взаимоотношениях с внешним миром). Это крайне важно! Экономический интерес: мы сейчас встали на путь создания Единого экономического пространства, обязательный элемент создания Единого экономического пространства – обеспечение единых конкурентных возможностей для предприятий. Не могут быть конкурентные возможности едиными, если радикально отличаются цены на сырье, тем более оно добывается в Российской Федерации, а в Беларуси этого нет. И установление такой цены – это не только жест дружеского расположения к стране, которую действительно искренне в России любят, а еще и создание этих условий.
Юрий Козиятко:
Если красивую политическую обертку убрать и говорить прямо, простым языком: это не мягкая инкорпорация Беларуси в Россию, чего боятся противники белорусского президента, и в России об этом многие говорят?
Григорий Рапота:
В каждом государстве есть какое-то понимание суверенитета. Суверенитет – это свое правительство, своя армия, своя валюта, своя внешняя политика. Все это присутствует в Беларуси. Вот границу открыли, и можно было бы сказать, что это элемент поглощения одного другим! Но неизвестно, кто кого там поглощает.
Юрий Козиятко:
Но на карте граница есть!
Григорий Рапота:
Да. Но ее открыли для свободного пересечения.
А все элементы суверенитета остаются. Можно поступиться частью своего суверенитета, но это должно быть взаимно. Вот, скажем, при создании Таможенного союза какие-то свои функции на наднациональный уровень передаются. Это Евразийская экономическая комиссия. Но это взаимно! Все три государства договариваются, как это будет сделано. Вот создается такое содружество, симбиоз трех государств, который решает одну задачу. Все мы понимаем, что Россия, по сравнению с Беларусью, всегда будет просто в силу своих размеров, в силу своих природных богатств, более мощным государством. Но Россия всегда действует (насколько я понимаю нашу российскую политику) так, чтобы не было ощущения какого-то поглощения.
Юрий Козиятко:
Чтобы не было ощущения или чтобы не было поглощения?
Григорий Рапота:
И поглощения тоже. Потому что белорусы, решение белорусов может быть любое, но степень интеграции может зависеть от Беларуси сейчас.
Юрий Козиятко:
Беларусь сейчас главная для России, судя по тому, что первый визит президент Путин совершит в нашу страну? Все-таки в Беларусь, не в Казахстан – сегодня мы уже об этом можем сказать.
Григорий Рапота:
Конечно, конечно! Это действительно так, я очень этому рад, потому что, поскольку я занимаюсь этой темой, все, что работает на решение задач, стоящих перед нами, для меня – великое благо. Здесь это создает особые условия для работы, которыми надо будет воспользоваться, но и ответственность создает больше. Будут какие-то договоренности, которые надо выполнять.
Юрий Козиятко:
А как Беларусь должна это воспринимать? Вот на G-8 Путин не поехал и в Казахстан, несмотря на приглашение, не поехал. Это какая-то высокая степень доверия и это признак того, что Россия остается главным братом, другом, экономическим партнером? Или как это воспринимать?
Григорий Рапота:
Понимаете, мне рекомендации давать относительно того, как Вам стоит воспринимать то или иное событие тяжело. Это реальность, во-первых, во-вторых, это большое благо для развития российско-белорусских отношений, это совершенно очевидно. Я бы не стал противопоставлять Казахстан и еще кого-то, но это факт, который нужно учитывать. Это первый визит, это очень значимо.
Юрий Козиятко:
Почему бы не вспомнить Казахстан? Ведь раньше всегда по традиции президент России первым приезжал в Казахстан, вот и посол Казахстана неделю назад у нас был в студии и тоже говорил [об этом]. А в этот раз – в Беларусь. Казахстану стоит задуматься над этим? Может быть, это – «привет» президенту Назарбаеву, ведь он пытается какую-то особую позицию в союзе трех стран занимать?
Григорий Рапота:
Не знаю. Не знаю, какой там привет. (улыбается) Знаю одно: в отношении Беларуси проявлен, конечно, особый интерес, это очень хорошо. Давайте мы не будем преувеличивать степень всяких разногласий, которые возникают, или таких нюансов. Это для политологов оставим. Я знаю одно, что Россия крайне заинтересована в том, чтобы была полоса стабильности, полоса безопасности в приграничных, так сказать, регионах, потому что это один из главных элементов национальной безопасности. В эту полосу входят все приграничные, условно пограничные, те, с которыми граничим, государства. А приоритетность тех или иных шагов часто определяется какими-то, я не хочу сказать сиюминутными [настроениями], потому что это стратегические все-таки настроения. Выбор делается в соответствии с тем, с кем в настоящее время на наибольшем, наверное, подъеме находятся отношения, с кем наиболее продвинуты. Ведь все-таки, давайте так говорить: с Беларусью у России наиболее продвинутые отношения. Это можно коротко перечислить. В военном отношении – объединенная группировка войск, [подобного] нет ни с одной страной, которая под единым командованием находится, которая развивается и сотрудничество в рамках которой никогда не было подвержено никаким конъюнктурным колебаниям. Вопросы гуманитарные, социальные вопросы, вопросы образования, социального обеспечения и так далее – нет ни с одной страной настолько продвинутых отношений. Возьмем вопросы экономические, то же самое. Такое количество инвестиций, такое количество совместных предприятий (значит, договоров и соглашений, которые выстраивают эту экономическую платформу) тоже нет ни с одним из государств, поэтому, действительно, это подчеркивает уровень отношений между двумя государствами. Вот это совершенно очевидно! Он, наверное (не наверное, а совершенно очевидно!), наиболее продвинутый. Я думаю этим определен выбор.
Юрий Козиятко:
Знаете, что еще приятно подчеркивает уровень отношений?
Григорий Рапота:
Да?
Юрий Козиятко:
Я слушал Вас внимательно, Вы, может не заметили, но говорите «отношения России с Беларусью». Обычно, те, кто из России приезжают, говорят «с Белоруссией», а Вы сказали «с Беларусью», почти по-белорусски. Так что, подчеркнули тем самым [особый уровень].
Григорий Рапорта:
Ну… ( смеется).
Юрий Козиятко:
А Украина, на Ваш взгляд, может присоединиться? И к чему она может быстрее присоединится: к Союзному государству Беларуси и России, или к Евразийскому союзу, который строят Беларусь, Россия и Казахстан? Или все-таки на Евросоюз они ориентированы?
Григорий Рапота:
В жизни все возможно, жизнь разнообразна ( улыбается). До настоящего периода Украина сделала свой выбор в пользу приоритетного присоединения в той или иной степени к Европе при желании, по меньшей мере, сохранить режим свободной торговли и здесь, на Востоке, с Россией, Беларусью и другими странами СНГ. Это их позиция. Будем терпеливы, подождем, посмотрим. Наша позиция в рамках Евразийского Экономического сообщества, в рамках нашего Союзного государства, – это показать все преимущества интеграции и держать двери открытыми…
Юрий Козиятко:
И немножко «придушить», чтобы в эти открытые двери стремились (улыбается) Это можно сделать и ценами на газ и так делее....
Григорий Рапота:
Это условия, это условия создания Единого Экономического пространства, это правила игры.
Юрий Козиятко:
Но нынешнее руководство России, мне кажется, хотело бы выступать в роли собирателя земель. Собрать тех, кто далеко еще не ушел. Уже Прибалтику не вернешь, а Беларусь, Украину, Казахстан...
Григорий Рапота:
Конечно! В принципе, это благородная миссия, в принципе, она соответствует неким геополитическим тенденциям. Что я имею ввиду? Понимаете, государству, вообще всем государствам сейчас выживать тяжело в мире в одиночку. Будь то большое государство, будь то маленькое государство. Всегда должно быть какое-то окружение, как я сказал, стабильности, экономического взаимодействия, тогда любому государству, входящему в эту конструкцию, легче в мировых процессах участвовать. Ведь у нас, обратите внимание, очень гармонизирована внешняя политика с Беларусью. Так легче жить, легче, вообще, в этом мире отвечать на угрозы, если такие возникают. Во-вторых, мы просто сильнее!
Юрий Козиятко:
Легче жить тем, для кого больше угрозы? Запад, например, в отношении Беларуси пытается ввести санкции...
Григорий Рапота:
Да.
Юрий Козиятко:
И определенная критика существует. У Украины проблемы возникли, сразу видим, что Украина пытается российский фактор использовать.
Григорий Рапота:
Да.
Юрий Козиятко:
До какой степени Россия готова, может быть, не защищать, но проводить такую консолидированную с Беларусью внешнюю политику, чтобы Беларусь не пострадала?
Григорий Рапота:
Вы знаете, а это уже итак практикуется. Санкции объявлены были в отношении Беларуси со стороны Западной Европы, моментально выступили с единых позиций и Президент Беларуси, и Президент Российской Федерации, и Президент Казахстана. Это отрадное явление! Потому что мы тем самым не только Беларусь защищаем, мы защищаем все это пространство от подобного рода посягательств! Я уже не говорю о том, что дело не только в посягательствах, а вообще вся эта практика бесперспективна, неплодотворна и часто приводит к обратным эффектам: эти вопросы с санкциями, попытки изменить политическое устройства в стране.
Юрий Козиятко:
А причина такой политики?.. Когда вы работали в разведке, по-моему, США и Западную Европу курировали. Может, Вам понятнее, может Вы лучше их знаете, чем наши зрители? В чем причина? Почему Беларусь «душат»? Понятно, что Россия поддержит Беларусь, но ведь и Запад теряет, ведь у Беларуси с Западом такой же товарооборот как и с Россией, даже больше…
Григорий Рапота:
Да, примерно, сопоставимо.
Юрий Козиятко:
Как Вам кажется, на что рассчитывают западные политики?
Григорий Рапота:
Трудно сказать. Знаете, как Черчилль очень интересно сказал: «Государственный муж, государственный деятель думает об интересах страны, а политик о выборах». Может быть, сиюминутная, а может и долгосрочная, политическая конъюнктура (показать, что ты – поборник добра не только у себя в стране, но и во всем мире) заставляет людей идти по этому пути.
Юрий Козиятко:
То есть государственные мужи не должны вступать в партию? И ваш президент уже немножко от «Единой России» отстранился...
Григорий Рапота:
Я бы не стал так упрощать. Ведь, в конечном счете, я говорю об образе мысли. Формальное членство в партии или не членство [не так важно]. Ведь человек может и непартийным быть представителем и подниматься над сиюминутными политическими выборами, смотреть стратегически на развитие страны. Другой, может быть, не может оторваться от того, чтобы лишь бы выиграть выборы, а там – «трава не расти!». Вот о чем речь идет.
Юрий Козиятко:
На Ваш взгляд, Беларусь более европейская страна, чем Россия? По-моему, Доренко у нас в программе говорил: Москва – это столица Азии, а Беларусь более европейская страна. И нам так хочется думать! Географический центр Европы, по крайней мере, – у нас.
Григорий Рапота:
Наверное, что-то в этом есть! Вы знаете, во-первых, бросается в глаза то, что исторически земли белорусские они были и под литовцами, и частично под поляками и так далее. Здесь смешение, много у вас живет представителей этих национальностей. Вместе с ними здесь живет и их культура, поэтому складывается некий психотип, в котором больше, может быть, европейского склада, больше оттенков этих.
Юрий Козиятко:
От этого нет противоречий с российским менталитетом? И что бы Россия могла взять у Беларуси, кроме собственности? (усмехается) Что бы хотелось, что было бы полезно для России?
Григорий Рапота:
Давайте, будем говорить не чему научится (потому что мы найдем и в России примеров более чем), а что отличает белорусов и привлекает меня лично. Во-первых, это добросовестное отношение к труду, стремление к чистоте, поддержанию порядка на улице. Я сначала полагал, что это заслуга административных органов, которые так жестко следят за тем, чтобы люди себя вели адекватно на улице, но теперь понял, что это в значительной мере внутреннее содержание жителей Беларуси. И как себя ведут водители на дорогах, как себя ведут пешеходы на дорогах – это, в общем, бросается в глаза, это уже, конечно, более европейский стиль поведения.
Юрий Козиятко:
А если на бытовом уровне и вещественно: Вы когда из Минска в Москву возвращаетесь, что Вы с собой везете? Я слышал, не знаю – правда или нет, министр обороны Сердюков любит ходить на Комаровку, купить сала белорусского…
Григорий Рапота:
Да, я тоже ходил, и тоже покупал! Была одна продавщица, к которой мы постоянно заглядывали и покупали и сала, и еще хлеб замечательный.
Юрий Козиятко:
Будем верить, что Беларусь и Россия будут всегда по-братски булку общего хлеба делить.
В Беларуси отменены полеты военных самолетов в связи с падением во вторник штурмовика Су-25, но ВВС будут участвовать в параде в День независимости, сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в среду в министерстве обороны Беларуси.
"Министр обороны Беларуси Юрий Жадобин подписал приказ о запрете на полеты всей авиации ВС в связи с крушением самолета Су-25", сообщили в министерстве. Там уточнили, что полеты запрещены до окончания работы следственной комиссии, которая выясняет причины падения Су-25.
Вместе с тем, там проинформировали, что в военном параде на День независимости в Минске 3 июля "будет участвовать военная авиация".
Как ранее сообщало агентство со ссылкой на военное ведомство Беларуси, в минувший вторник в Гродненской области упал самолет Су-25, пилот погиб.
NetFox10.06.2012 07:45
Кстати, Дурдом), ни о каких могилёвских бизнесменах тоже ни слова нигде нет.
Достоверная инфа от могилевчан,которые немножко в теме таких дел. Фамилия этого бизнесмена достаточно известна в бизнес-круге Могилева.Почему через десятые руки сделано?Не знаю,видимо были на это причины.Как бы то ни было,этому человеку не безразличны такие вещи.
NetFox
10.06.2012 07:45
centurion, какие $500 тыс от государства и откуда эта информация? Нигде ничего и вокруг тишина по поводу половины ляма гринов. Везде одно и то же:
$15,000 собрано,
$30,000 добавила группа компаний «Альпари» (Москва).
Кстати, Дурдом), ни о каких могилёвских бизнесменах тоже ни слова нигде нет.
http://www.mycity.by/content/view/50452/11/
http://www.belta.by/ru/all_news/culture/Statut-VKL-1588-goda-peredan-muzeju-istorii-Mogileva-VIDEO_i_599703.html
http://www.websmi.by/2012/06/statut-vkl-vernulsya-v-belarus/
.....
По логике, этот Статут ВКЛ должен бы в "Алмазе" быть. Ну, в национальной библиотеке. Но с точки зрения морали и этики он заслуженно находится в могилёвском музее - национальная библиотека профукала это дело. Хорошо, что директор могилёвского музея расстарался - респект ему. Надеюсь, додумаются электронную версию сделать для всеобщего обозрения в оригинале. В транслитерации (более понятно современному человеку) такая версия уже имеется:
http://www.grodno.by/grodno/history/statut_vkl_1588.html
...
Что-то подобное в Московии в то время было? Очень даже интересно.
centurion
09.06.2012 03:39
Тут, скорее всего, не в том дело "знал-не знал". Вопрос в частных преференциях продавца. "Разницу" в $500 тысяч ему оплатило, как раз, государство...
Дурдом)
08.06.2012 22:45
NetFox08.06.2012 19:52
Не хотел чтобы шакаль тут изгалялось по этому поводу,а вдруг не удалось бы собрать?
Хартейку все-таки нужно просматривать,там не только призывы,мечты-фантазии и надписи на заборах выкладывают:)
Деньги собирал Музей Истории Могилева,там директор очень толковый,цербер в хорошем смысле слова(у меня родня и много друзей в Могилеве,часто бываю.),вот узнал что к чему(Как с недоверием к этому отнесся по началу). Он нашел и все это дело организовал,зная что от государства "шиш с маслом" будет.Две трети доли дал могилевский коммерс,из не "ссученных".Так что, Жыве Беларусь еще,не все потеряно.
П.с. Я думаю есть и так куда пожертвовать,во имя стороек дворцов и покупок "боингов",очень много важное и ценное в нужде...
NetFox
08.06.2012 19:52
Дурдом)08.06.2012 15:39
centurion08.06.2012 09:52
А почему это я не заметил акции по сбору денег на выкуп Статута ВКЛ? Моего вклада тут поэтому и нет. Мог бы рекламу такого хоть тут дать - посмотрели бы, кто истинный патриот Беларуси... Печально, но факт - я к возвращению Статута ВКЛ совсем не причастен... Просто потому, что не знал.
NetFox
08.06.2012 16:09
centurion08.06.2012 09:52
И мне приятно. Но кое-что вызывает неприятный осадок - роль государства в возвращении Статута в Беларусь нулевая. Статут возвращён стараниями и на деньги простых белорусов и россиян. И это при том, что "В 2011-2012 годах из государственного бюджета предусмотрено около Br10 млрд. для республиканских музеев системы Минкультуры на возвращение историко-культурных ценностей в Беларусь". Это почти $1.25 млн. А $45,000 не нашлось.
союз
08.06.2012 16:00
7 июня Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович посетил международную специализированную выставку "Белагро-2012", сообщили корреспонденту soyuz . by в пресс-службе Правительства Беларуси. Выставка "Белагро-2012" проходит при поддержке и непосредственном участии Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства промышленности и Национальной академии наук Беларуси. В выставке в нынешнем году принимают участие около 300 компаний из 18 стран.
Премьер-министр дал высокую оценку достижениям белорусских аграриев, ученых и промышленников, представленных на выставке "Белагро-2012", подчеркнул особый вклад в развитие сельского хозяйства Национальной академии наук. Белорусская наука в последнее время переориентировалась в плоскость конкретных проектов, современных технологий, качество которых высоко оценивается в мире.
Помимо оригинальных национальных разработок, на выставке можно увидеть много "гибридов", то есть машин, оборудования и технологий, которые созданы белорусскими специалистами с учетом международного опыта. "Это надо всячески поощрять, особенно на первом этапе, когда идут опытные партии, - заявил руководитель Правительства. - На стадии такого освоения, небольших серий надо, чтобы была помощь государства, и мы ее будем оказывать".
Премьер-министр осмотрел павильоны, где представители всех сфер сельскохозяйственного производства и производители техники для полей продемонстрировали последние достижения. Обсуждая текущие проблемы со специалистами, Руководитель Правительства указал на то, что белорусская сельхозпродукция должна выдерживать конкуренцию на внешних рынках. "Наша продукция должна быть конкурентоспособной, а это не только вкусовые качества. Здесь вопросы и цены, - отметил Михаил Мясникович. - Надо работать с минимальными издержками. Мы будем торговать в больших количествах нашей качественной продукции, но она должна выдерживать достаточно плотную конкуренцию".
В качестве примера Премьер-министр привел торговое сотрудничество с Россией. "Сегодня нам выгодно торговать с Российской Федерацией, нашим основным партнером по ЕЭП, но они тоже производят свою молочную продукцию и стремятся производить ее очень качественно", - пояснил Михаил Мясникович. В этой ситуации отечественные производители должны быть готовы к обострению конкуренции. Это же касается и других рынков, куда экспортируется белорусская сельхозпродукция.
Премьер-министр пояснил, почему возрастает необходимость внедрения современных технологий во всех отраслях сельского хозяйства. "В области сельхозпроизводства Беларусь уже имеет достаточно неплохие показатели, я бы сказал мирового уровня. Чтобы сделать очередной шаг, нужны высокие технологии - в племенном деле, животноводстве, производстве кормов. Мы обращаем внимание именно на это: не просто произвести, а произвести больше с меньшими затратами. К сожалению, иногда стремление за валом не дает хорошей экономики".
На выставку прибыли делегации из многих стран, с ними проводятся переговоры о совместных проектах, установлении новых контактов. "Такие контакты должны заканчиваться контрактами, договорными документами, - отметил Михаил Мясникович. - Мы приняли такое решение, и документы подписаны в Правительстве - каждая ярмарка, каждая выставка, каждый стенд должны заканчиваться конкретным экономическим эффектом". Свою готовность в расширении партнерства с Беларусью в АПК уже подтвердили Казахстан, Украина, Кыргызстан. Ведутся переговоры и с делегациями других государств.
Беларусь заинтересована в реализации совместных проектов в агропромышленном комплексе с другими странами. "Вопросы, связанные чисто с торговлей, несколько уходят на второй план. Надо стремиться к тому, чтобы совместно производить, а для этого надо создавать транснациональные корпорации", - уверен Премьер-министр.
Возможности такого сотрудничества, в том числе условия реализации единой промышленной политики, будут обсуждаться на встрече руководителей правительств стран Таможенного союза 15 июня в Санкт-Петербурге.
http://soyuz.by/ru/?guid=118954
Дурдом)
08.06.2012 15:39
centurion08.06.2012 09:52
Да,свершилось наконец.Приятно знать, что и моя долька в этом деле есть:)
газета " РЕСПУБЛИКА"
08.06.2012 11:10
Соглашение о сотрудничестве подписали Государственный комитет по науке и технологиям Беларуси и фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Российской Федерации (Фонд «Сколково»).
Решено, что стороны будут развивать партнерские связи в области подготовки и реализации научно-технических и инновационных проектов, выполняемых в первую очередь в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года, а также программ Союзного государства Беларуси и России, ЕврАзЭС, ЕЭП. В числе приоритетов — энергетика и энергосбережение, медицина и медицинская техника, медико-биологические и промышленные биотехнологии, биоинформатика и фармация, информационно-коммуникационные, авиакосмические и ядерные технологии.
Как отметил председатель ГКНТ Игорь Войтов, в перспективе возможно размещение корпоративных исследовательских центров, белорусских организаций и предприятий на территории инновационного центра «Сколково», чтобы создавать совместные высокотехнологичные производства. В ближайшее время предполагается также реализация проектов по подготовке магистрантов и аспирантов высших учебных заведений Беларуси и России, обмен и обучение стажеров для компаний-партнеров.
Статут Великого княжества Литовского1588 года - оригинальное издание на старобелорусском языке - был успешно выкуплен у частного коллекционера в Москве за $45 тыс.
Оригинальный Статут представляет собой высшее достижение старобелорусской правовой мысли, оказавшее влияние на культурно-историческую и юридическую традиции стран Европы. Статут является не просто документом, но символом и памятником высшего культурного значения. До настоящего времени сохранилось несколько десятков экземпляров Статута, однако в Беларуси не было ни одного из них.
Статут 1588 года разработан подканцлером ВКЛ и старостой могилевским Львом Сапегой и был издан за его личные средства в типографии, которая была основана в Вильно Петром Мстиславцем на деньги могилевских купцов Мамоничей.
Дурдом)
07.06.2012 23:04
хунта07.06.2012 17:00
"Любимый хоккеист президента", обвинненный в отмывании денег и выпущенный на свободу спустя 3 дня после задержания по личному указанию Лукашенко, открывает торговый центр в центре Минска.
Он далеко не первый в такой ситуации.Частенько происходит подобное.Арест-обвинение,короткая пауза,освобождение и попер дальше по карьере...Царство-государство,солнце входит и заходит по веленью моему...
хунта
07.06.2012 17:00
"Любимый хоккеист президента", обвинненный в отмывании денег и выпущенный на свободу спустя 3 дня после задержания по личному указанию Лукашенко, открывает торговый центр в центре Минска.
В пятницу 8 июня, в Минске открывается новый торговый центр "Пассаж". Он будет находится по адресе улица Веры Хоружей, 4, недалеко от Комаровского рынка.
Площадь постройки составит 1 490 м, а суммарная площадь торговых павильонов – 780 м².
Торговым центром будет владеть группа компаний "Тапас", заместителем начальника которой является бомбардир хоккейной команды президента Павел Белый.
Напомним, Павел Белый был в конце марта 2012 года задержан сотрудниками КГБ при поддержке бойцов отряда "Альфа" прямо в офисе. Его обвинили в отмывании денег и нелегальном переводе за границу 6 млн. долларов. Однако, уже через 3 суток после задержания его отпустили на свободу, якобы не найдя состава преступления. А спустя еще пару дней пресс-служба президента вдогонку к основному сообщению о совещании у Лукашенко по проблемам приватизации выдала странную сентенцию про банковские счета.
"Надо народу прямо сказать: богатый человек - это не враг. Есть богатые люди - хорошо, пусть они будут. Но этих богатых людей сориентировать на то, чтобы деньги они хранили здесь, особенно заработанные здесь", - якобы заявил глава государства. "Надо отойти уже от этих требований, когда мы контролировали все и вся. Сегодня в банк нечего ходить. Нечего рыться в счетах людей, которые там держат деньги", - подчеркнул белорусский президент. "Нельзя отбирать деньги у бизнесменов и предпринимателей. Причина только одна - если ты не платишь налоги", - добавил он.
Как говорят, он потребовал привезти к нему Белого и тот пожаловался ему, что деньги держал за пределами страны исключительно из-за глупых порядков в белорусских банках.
Многие давно замечали, что Лукашенко слишком тепло относится к своему партнеру по хоккейной команде. "Паша Белый всегда был правой рукой президента в игре и чуть ли не его другом по жизни. Человек-пас главному хоккеисту. Он в раздевалке рассказывал о своих проектах и потом конкретно под него Лукашенко подписывал свои указы. С такими документами Белый открывал ногой двери в Мингорисполком и другие ведомства и наводил там ужас на чиновников, - рассказывал "Белорусскому партизану" один из следователей МВД. - С Витей, да и с Димой тоже, у них давняя очень вражда, на уровне даже подсознательном, деньги - это второй вопрос. Два старших всегда относились к нему крайне ревностно, просто ненавидели, как к чуть ли не к кандидату в неофициальные сыновья. Было у Лукашенко по отношению к этому парню что-то не совсем здоровое, очень сильно он по-отцовски трогательно относился к своему напарнику по игре и много лет спасал его от всех залетов и интриг ".
БН
07.06.2012 16:39
За последние 20 лет поголовье КРС в России сократилось на 60 процентов.
В свою очередь сокращение объемов производства говядины влечет за собой значительный рост цен. В течение 2011 года стоимость этого мяса на российском рынке выросла на 12 процентов.
При этом свинина подорожала на 7,2, а курятина — на 0,9 процента. Аналитики связывают это с тем, что производителям невыгодно вкладывать деньги в производство говядины. Оно окупается только в течение 8—10 лет, в то время как вложения в разведение птицы становятся рентабельными через два-три года, а производство свинины окупается через 3—5 лет, передает ИА «АиФ».
За последние 11 лет — с 2000 по 2011 год — производство свинины в России выросло на 62 процента. А говядиной отечественный рынок был обеспечен за счет российских производителей только на 72,5 процента.
При этом поголовье крупного рогатого скота в РФ сокращается. Если в конце 1992 года в стране насчитывалось 52,2 млн. голов скота, то в 2011-м — 20,1 млн. голов, или меньше на 61 процент.
Правда, в последнее время численность быков и коров хоть и продолжает сокращаться, но уже не такими быстрыми темпами, как раньше, а на 2—4 процента в год.
http://belniva.by/news_full.php?id_news=37770
Samludval=>Советcкому
07.06.2012 13:43
И МИЛИЦИЯ, И ПОЛИЦИЯ слова "не наши". У них интернациональное назначение. Полиция по смыслу более точное слово в данном случае.
Языки интегрируют и развиваются с развитием науки, техники, производства, торговли и международных отношений.
Sapega z Winnipega
07.06.2012 10:15
В Кащенко всем - и нетфоксам, и газете рэспублика, и админу данного сайта! Чем скорее, тем луще! Кроме вреда вы Беларуси ничего не принесете. Сорри.
Дурдом)
06.06.2012 19:17
советский06.06.2012 00:17
Если Путин наконец-то правильно всё понял - понял, где враги, а где друзья и братья, то что в этом плохого?
Мля,детский сад:)Патсталом))))))))))
interfax
06.06.2012 17:01
Посол России в Беларуси Александр Суриков заявляет, что после визита президента РФ в республику у российского бизнеса не появилось никакого "списка" белорусских активов, которые могут быть проданы.
"Никакого списка предприятий, которые якобы будут проданы российскому бизнесу, не существует. Мы не планируем - первое, второе или третье покупать. Но в Беларуси отсутствуют собственные инвестиции, это небольшое государство. Поэтому наш бизнес планирует инвестировать в белорусскую промышленность, естественно, за некую долю в активах", - заявил А.Суриков в среду на пресс-конференции в Минске.
Дипломат заметил, что российский бизнес, безусловно, заинтересован в инвестициях в белорусскую нефтепереработку.
"Есть интерес у наших нефтедобытчиков, но пока сходимости нет, договоренностей нет, поэтому там процесс пока не идет, там все не очень эффективно", - заметил А.Суриков.
Он не исключил и того, что представители калийной отрасли РФ заинтересованы в совместном бизнесе с Беларусью, который бы послужил "укрупнению интересов и занятию более твердой позиции на внешних рынках".
Кроме того, А.Суриков подтвердил планы белорусских и российских автопроизводителей по созданию совместного холдинга и производству автокомпонентов.
"Нас интересует подъем экономики Беларуси и ее эффективности, чтобы она повышала уровень социального развития общества, в том числе реальные доходы населения. Вот это нас интересует. А неотъемлемой частью этого являются инвестиции, которые вкладываются в активы белорусских предприятий", - подчеркнул дипломат.
"Вот главная задача и заинтересованность - чтобы мы создали более эффективную экономику, которая бы сохранилась и была бы более конкурентоспособной на мировом рынке", - сказал посол России в Беларуси.
Председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпром) Беларуси Сергей Гурулев инициирует создание на базе предприятий оборонного комплекса отраслевого холдинга "Белоборонпром".
"В целях укрупнения интегрированных структур, нацеленных на решение стратегических задач, концентрации всех ресурсов сектора, проведения единой финансовой, производственной и технологической политики, на мой взгляд, целесообразно перейти к более жесткой структуре - к созданию государственного объединения (концерн, корпорация), пока назовем его условно "Белоборонпром", с соответствующим перераспределением задач между ним и органом государственного управления", - сказал С.Гурулев в интервью агентству "Интерфакс-Запад".
Он напомнил, что в течение 2011 года комитетом уже сформировано три холдинга: "Системы связи и управления", "Геоинформационные системы управления" и "Системы радиолокации", которые объединяют в себе полный цикл работ от разработки до серийного производства современных систем и средств связи, радиолокации, РЭБ и геоинформационных систем. "При этом нужно признать, что уже созданные холдинги пока не заработали в полную силу. Именно поэтому необходимы новые стимулы для процессов консолидации, с продуманными мерами принуждения предприятий к вхождению в холдинги или корпорацию", - полагает глава Госкомвоенпрома.
Подчеркивая острую актуальность предвидения направления развития вооружений и оборонной промышленности, С.Гурулев полагает необходимым создания в рамках "Белоборонпрома" центров критически важных технологий и института генеральных конструкторов. Эти структуры должны будут сконцентрировать перспективные научно-исследовательские разработки в сфере оборонной промышленности. "Мы уже приступили к созданию системы главных конструкторов, в рамках которой назначен ряд главных конструкторов по приоритетным направлениям развития систем вооружения и военной техники. В конце февраля 2012 года постановлением правительства был назначен генеральный конструктор по средствам и системам связи Республики Беларусь", - сообщил глава Госкомвоенпрома.
С.Гурулев подчеркивает, что создание укрупненной структуры предполагает сохранение в руках органа государства специфических, свойственных только ему функций госзаказа на разработку вооружения, контроля над экспортом специальной продукции, участия в обосновании бюджетных средств, выделяемых на оборону.
Он также полагает, что реформа оборонного сектора экономики должна поддерживаться реформой госпрограммы вооружений. "Нужны новые шаги в такой чувствительной сфере, как планирование и реализация государственной программы вооружений. На мой взгляд, должна быть сформирована система взаимной ответственности, когда белорусские предприятия "оборонки" за счет средств из различных источников финансирования осуществляют инновационные разработки, а заказчики от силовых структур гарантированно финансируются государством в отношении закупок серийно производимых отечественных вооружения, военной и специальной техники. При этом целесообразно рассматривать закупки "жизненного цикла" продукции военного назначения от момента ес разработки до утилизации, включая серийное производство, капитально- восстановительные ремонты и модернизацию", - пояснил С.Гурулев.
По его мнению, расширение потенциала оборонного сектора экономики через консолидацию его активов окажет стимулирующее влияние на создание инновационной продукции в "гражданском" секторе. "Мировой опыт показывает, что практически все новейшие технологии, разработанные в интересах систем вооружения, находят свое применение при создании инновационной продукции народнохозяйственного назначения. Концентрация научных, производственных и маркетинговых ресурсов в рамках "Белоборонпрома" позволит создавать опережающий научно- технологический задел, что будет способствовать росту технологического уровня в смежных народнохозяйственных отраслях", - сказал он.
Госкомвоенпром создан в конце 2003 года для проведения государственной политики в области развития и содержания вооружения, военной и специальной техники. В непосредственной ведомственной подчиненности комитета находятся 23 предприятия и организации. В целом Госкомвоенпром координирует деятельность около 200 предприятий различной ведомственной подчиненности, которые принято относить к оборонному сектору экономики.
Затевая новые интеграционные процессы, всегда полезно убедиться, не являются ли они нежеланными для других стран. Евразийская интеграция, несомненно, стала поводом для беспокойства со стороны Евросоюза.
Первый вызов, который бросает она ему, заключается в региональной конкуренции за постсоветские страны. Очевидно, что наиболее лакомой страной для контроля над ней для Евросоюза является Украина. Следующим идет более удаленный, но и располагающий огромными природными ресурсами Казахстан. Странами, представляющими меньший интерес, но все равно важными для ЕС являются Беларусь, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан. Учитывая, что Казахстан и Беларусь уже приступили вместе с Россией к реализации проекта евразийской интеграции, задача-минимум для ЕС не допустить к ней остальные страны, в особенности Украину, задача-максимум — заставить страны-участницы отказаться от этого проекта или сделать его чисто символическим. Для Евросоюза отсутствие евразийского конкурента важно и в силу того, что в данный момент у него нет возможностей абсорбировать страны Центральной Азии или Восточного партнерства — их фактически оставляют про запас, на случай, если такие возможности появятся. И совершенно возмутительно для ЕС, что кто-то другой может включить эти страны в собственные интеграционные проекты, пока ЕС собирается с силами.
Второй вызов: региональной конкуренции за страны, которые в данный момент являются членами ЕС или находятся в статусе кандидатов на вступление. Не секрет, что стабильность Евросоюза невелика, что доказали опасения краха еврозоны или всего 500-миллионного Евросоюза из-за проблем 11-миллионной Греции. Если процессы выхода ЕС из кризиса не получат позитивного продолжения, выход из ЕС целого ряда государств является вполне вероятным сценарием. При отсутствии мощного конкурирующего интеграционного центра в регионе такой сценарий менее вероятен — идти в чистое поле выживать самостоятельно боязно. А при наличии такого центра в лице Евразийского союза, тем более в изобилии обладающего дефицитными в Евросоюзе природными ресурсами, вероятность подобного сценария повышается. Возможно, со временем Евразийский союз вполне сможет побороться с ЕС за Румынию или Болгарию, граждане которых уже и сейчас находятся в хронической депрессии из-за обманутых ожиданий.
Третий вызов: энергетической безопасности. Конкуренция за природные ресурсы постсоветского пространства важна для преуспевания бизнесменов из Евросоюза и обеспечения энергетической системы ЕС. Чем меньше взаимосвязей между постсоветскими странами, тем выше шансы у компаний ЕС получить доступ к освоению природных ресурсов в одной из них и использовать их для снабжения территории Евросоюза. При развитии конкурирующей с европейской евразийской интеграции шансы у компаний ЕС пробиться на эти рынки и доминировать на них снижаются. Вторая особенность этого вызова заключается в том, что часть тех ресурсов, которые ранее могли идти для нужд ЕС, теперь может быть освоена в интересах самих стран региона, при условии реализации мощных проектов реиндустриализации в рамках возрождения прежней экономической мощи, утраченной с распадом СССР.
Четвертый вызов: геополитический. В западных странах сильна память о том, как СССР после Второй мировой войны стал контролировать треть земного шара. Допускать возрождение аналогичного интеграционного центра на той же самой территории достаточно боязно. Тем более что теперь мир Западу придется делить с мощно растущим Китаем. Если к этому дележу подключится и Евразийский союз, что останется под контролем у США или Евросоюза?
Пятый вызов: технологический. Опыт Японии, Сингапура, Южной Кореи и Китая показал, что страна, почти лишенная современных технологий, но упорно реализующая обоснованную программу по их развитию, может добиться колоссальных успехов. Эти страны шли по такому пути в условиях хронической нехватки природных ресурсов. Подобных успехов сможет добиться и Евразийский союз, если примет адекватную программу технологического развития, имеющую финансовым источником выручаемые за продажу природных ресурсов средства. В результате через полтора-два десятилетия Евросоюз может утратить такое важное стратегическое преимущество, как обладание самыми современными технологиями в регионе.
Шестой вызов: экологический. Страны-участницы евразийской интеграции обладают общим воздушным бассейном с Евросоюзом. Это важно с учетом того, что распад СССР, после которого началось масштабное закрытие заводов и фабрик, самым положительным образом сказался на улучшении экологии в Евросоюзе. Евразийская интеграция неизбежно вызовет процесс оживления индустриализации в тех присоединившихся странах, которые раньше не располагали средствами для подобных программ. В результате часть экологических загрязнений может попасть и на территорию ЕС. Помимо этого, неизбежно оживление строительства атомных станций в силу наличия одной из немногих уцелевших современных технологий на постсоветском пространстве. Боязнь катастроф на атомных станциях в Европе в Евросоюзе увеличивается пропорционально их количеству. При отсутствии евразийской интеграции подобных строек будет намного меньше, в том числе и в силу возможностей со стороны ЕС «отговаривать» от этого желающие прибегнуть к услугам России в возведении атомных станций страны.
Седьмой вызов: демографический. При оживлении процессов реиндустриализации Евразийский союз будет испытывать постоянную нужду в квалифицированных кадрах, которую не всегда сможет решить за счет собственных ресурсов из-за негативных процессов в образовательной сфере в последние два десятилетия. Может сложиться ситуация, когда Евразийский союз будет оттягивать современные высококвалифицированные кадры из ЕС на свою территорию, а взамен Евросоюз будет получать только низкоквалифицированные кадры, прибывающие в ЕС из Африки и Азии.
Восьмой вызов: удар по уцелевшей промышленности в Евросоюзе. Одной из причин кризиса в Евросоюзе является продолжающийся второе десятилетие вывод промышленных предприятий из ЕС в страны с более дешевой рабочей силой или располагающие природными ресурсами. Многочисленные выгоды от переезда производств уже снискал Китай. Как показывает опыт КНР, вслед за перекочевавшими туда рабочими местами из Европы последовали и услуги, которые теперь улучшают быт китайцев, а не жителей ЕС. Еще один конкурент по образцу Китая в лице будущего Евразийского союза Евросоюзу вовсе ни к чему. Гораздо удобнее получать из постсоветских стран природные ресурсы, сохраняя хорошо оплачиваемые рабочие места по их переработке в ЕС.
Таким образом, наличие этих вызовов в полной мере объясняет, почему в ЕС не рады евразийской интеграции. Строить Евразийский союз придется при постоянном противодействии со стороны ревнующего Европейского союза.
Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук