«Права человека намного лучше соблюдаются здесь, в Беларуси». Интервью с вернувшимся политбеженцем
16.10.2015
За него поручились Шарецкий, Лебедько, Михалевич и Гриб, а он после 15 лет жизни в Чехии сдал свой вид на жительство и вернулся в Беларусь. Туда, где, по мнению некоторых европейцев, находится оплот последнего «диктатора» Европы. Бывший издатель белорусской оппозиционной газеты «За Волю», политбеженец-анархист Юрий Пузиков говорит, что безделье в странах Евросоюза его просто убивало, поэтому он с удовольствием устроился работать в Праге мусорщиком, подметал улицы. В итоге понял, что хочет быть полезным дома, на родной земле, где его ждала любовь.
– Вы уже обустроились в Беларуси – и какие впечатления
?
– В Беларуси я живу с ноября месяца 2014 года. Впечатления хорошие, мне нравится белорусская «молочка», продукты здесь – это вообще фантастика! Половина болезней моих сама прошла от такого питания. Белорусские стандарты качества продуктов получше чем то, что кушает Европа.
Да, Швейцария и Франция – богатые государства, но остальные страны Восточной Европы, и в частности, латыши, уже пришли к выводу, что их кормят гадостью. Чтобы было понятнее на обывательском уровне, приведу пример, что молоко больше, чем 1,5% жирности, найти в Европе тяжело. И стоит оно там в два раза дороже.
В Беларуси я поселился на даче, в Вязынке – это намоленное место, у меня хороший теплый дом. Любимая девушка-красавица меня таки дождалась. Работать еще не пошел, пока присматриваюсь. Собираюсь открыть свою библиотеку, и мне плевать, если ее будет посещать три бабушки. Насобирал уже две полки книг – в основном это словари.
Обратил внимание, как изменилась белорусская милиция – интеллигентные, воспитанные люди. Корректные, ведут себя в рамках закона, никакого давления с их стороны не чувствуется.
Сужу по Юрию Шульгану, мне довелось побеседовать с его инициативной группой после того, как его не зарегистрировали от Партии «Зеленых». Я держал эту ситуацию на контроле, потому что рассматривалось и мое участие. Но я снял свою кандидатуру, так как 5 лет не был в Беларуси и активно не участвую последнее время в этих играх, но интересуюсь. Тем более что у партии нет серьезной программы и ресурсов.
Так вот, как я и предполагал, эти ребята пошли подавать документы пьяные, хотя мне сказали, что не пили, мол, это остатки вчерашнего. Тем не менее, когда они явились в избирком и дыхнули, там половина коридора легла, и пришлось вызывать милицию.
Что совершенно убило меня в Минске – это белорусская латинка, совершенно не понятная иностранцу. Кроме чехов и словаков, ее никто не поймет, да и те, наверное, с трудом. Считаю, что это ничем не обоснованное разбазаривание государственных средств.
Из приятного – город строится в больших объемах, нереальных для Чехии. Строительство второго кольца – это новые рабочие места, это битумные заводы, здесь все в порядке.
Чехия не может себе это позволить – старый автобан построен еще немцами после оккупации, где с тех самых пор не проводилось ни одного качественного ремонта. Поэтому водители вынуждены предупреждать пассажиров, чтобы они не волновались, когда их начинает трясти – ощущение, что едешь по стиральной доске, настолько плохая дорога.
– Не говорили вам по возвращении, дескать, что ты тут забыл? Мол, в Европе права человека соблюдаются, там свобода слова и так далее.
– Права человека намного лучше соблюдаются здесь, в Беларуси. И потом, почему в Беларуси нет свободы слова? Помните анекдот: «У нас тоже можно выйти на улицу и сказать, что Обама — дурак».
Были случаи, когда меня не понимали, почему я вернулся. Ведь многие считают, что за бугром все медом намазано и богатая жизнь. Но многие из них представляют себе жизнь на Западе больше по художественным фильмам и телевизору, а сами никогда там не были.
Они не понимают, что зарплата в 600 евро в Чехии – это копейки, это средняя зарплата.
Чехи официально заявляют, что средний заработок у них – 1000 евро, но на самом деле они столько не получают. Условно, они имеют 500 долларов, как и жители Беларуси. Я пытался объяснить, и многие, выслушав меня, понимали это.
Тем более что я далеко не первый, кто вернулся. Нас, таких «возвращенцев», уже большая команда собирается. Я смотрю, что даже экс-кандидат в президенты Беларуси Алесь Михалевич – и тот вернулся из Чехии.
– Что вас заставило покинуть сытую Европу?
– Спустя пару лет я увидел, что нас обманули и здесь совсем не та демократия, о которой нам рассказывали.
А последние годы моего там пребывания представители чешского Хельсинского комитета Хартии-77, старые бабушки, говорили, что они не за это боролись. То есть, совсем не того они хотели, что имеют на сегодняшний день.
Когда с этими людьми мы разговаривали о Хартии белорусской – о Санникове, в первую очередь, то их реакция была подчеркнуто следующей: мы их не знаем, мы не имеем с ними ничего общего, и вы нас ни в коем случае не путайте. Эти пожилые чехи понимают, что на их имени сейчас наживаются и отрицательно к этому относятся.
Поразила меня и полная европейская свобода. Сейчас в Праге на каждом углу стоят негры и предлагают девочек и кокаин – 10 лет назад этого не было.
И я решил от этого уехать в Беларусь, настолько это стало мне неприятно. Конечно, погулять по улице «красных фонарей» – это прикольно, но вот когда живешь рядом с этим постоянно, это начинает утомлять.
Потом, что еще стало сильно напрягать – в Чехии воруют, не так, как на Украине, а намного наглее. Распиливают бюджет, и ни о какой политике речь уже не идет. Социальные отделы полиции разрушены, экономическую полицию также развалили.
Что меня еще поразило. В Праге я женился, и когда моя жена скандалила, она звонила в полицию и жаловалась, что я бездельничаю, лежу дома, курю гашиш, читаю книги... На что получала ответ полицейского: «Я тоже так хочу!»
Люди в Чехии живут бедненько и в основном за счет туризма.
Скоро чехи, как и латыши, побегут во все стороны. Словаки пока бегут в Чехию, ведь три года назад там доходило до голодных бунтов, потому что изменили условия социальных выплат.
И народ стал выносить продуктовые магазины. Особенно в Восточной Словакии, где цыганский регион. Сегодня в Чехии каждый 6-й житель – цыган, а это люди без образования. В Северной Чехии есть целые цыганские поселения, и местные чиновники даже пытались отгораживаться от них заборами, что им запретила делать центральная власть. Там реально строились гетто. Прага – это как бы витрина, но остальная Чехия живет скромно, там нет такого благополучия.
– Вы грозились по возвращении заняться перевоспитанием белорусской оппозиции – ну как, получается?
– Я участвовал в Конгрессе демократических сил и в Конгрессе «Зеленая Беларусь» в Минске. Мне удалось выступить там. Так Калякин от меня прятался.
Напомню, ядро Партии «Зеленых» составляют анархисты. Сейчас крупных мероприятий эта партия не проводит, поэтому я на них особо внимания не обращаю. Пока что ничего подобного на акцию с портретом Бандеры не намечается.
Дураков, безусловно, хватает, но и они побаиваются. Им хватает и без меня предупреждений о том, что это может плохо закончиться.
Есть и умники, которые все прекрасно понимают, ведь, не только я один был возмущен данной акцией и не только я обещал, что в ответ последует противодействие. И такие инциденты уже были, как я помню, в столице на улице Сурганова, когда анархисты сцепились с христианскими представителями. И не хватало нам еще очередного шествия!
Лица, которые постоянно на слуху, самые шумные – это ультраправые христианские демократы, я не знаю, можно ли назвать их оппозицией. Считаю, что это секта, а не партия.
И у меня есть предположение, что они даже психотропы какие-то используют. Потому что так одурманивать людей, как они это делают, невозможно обычными способами. У них совершенно сектанский подход к людям – кто не с ними, тот сразу враг, агент КГБ и т.д. А акция протеста Михалевича «Крым наш» возле российского посольства в прошлом году, когда я их там гонял – это вообще был анекдот. Начали со «Слава Украине!», а закончили «Слава Иисусу!».
Контакты Алеся Михалевича говорят о том, что его финансирование шло с Радио Свобода, он постоянно был с этими людьми в компании, был их рупором.
И чтобы его как специалиста кто-то взял на работу в Чехии, как он заявил тут в одном интервью, так я в это не верю. У Радио Свобода были связи с Министерством внутренних дел Чехии, и если бы не было обращения этих людей, документы ему так быстро не выслали бы. А так он все получал с их подачи, я в этом уверен.
Тем более что его гоп-компания вся на Радио Свобода сидит – директор белорусской службы Александр Лукашук и правая рука Позняка – журналист Сергей Наумчик.
Отдельная тема – деятельность «Молодого фронта». Это общественная организация, которая зарегистрирована в Чехии и не имеет права заниматься политикой, тем более за границей. Регистрация молодежных и международных организаций проходит по другим законам.
А «Молодой фронт» в Беларуси занимается активной политической экстремистской деятельностью. Я требовал у них показать устав, но так и не увидел его, только первую главу показали.
То есть это открытое мошенничество, они обманывают и тут, и там. Ну, сегодня активность их деятельности заметно снизилась.
На самом деле наша оппозиция на Западе выглядит смешно.
– А где, кстати, сейчас Зенон Позняк?
– Я давно не интересовался. По последней информации, он был в Нью-Йорке, жил в гараже у таксистов.
Я в Праге, кстати, перед отъездом в Беларусь, когда жить было негде, ночевал в таком гараже у друзей-чеченцев. Они содержали огромный автосервис, бывший центральный сервис «Опеля» в центре города, сотни метров площади с комнатами отдыха, душевыми, канцелярскими и т.д. Я мог неделями не выходить от них – удобно было и никто не приставал. Я назначал там встречи.
– Если вспомнить 90-е и сравнить их с сегодняшними выборами, в чем отличие и в чем сходство политической обстановки
?
– Сильно различается. Тогда были личности – Кебич, как ни крути, Шушкевич, хотя и проигрышный вариант, и вся остальная разномастная компания. Про Позняка вообще вспоминать не будем, он непроходной был.
Шушкевичу я, как член партии, в то время помощь оказал, но сказал, что участвовать активно в кампании не буду, потому что шансов у него нет. Никогда бы в Европе не выиграл выборы человек, замешанный в убийстве американского президента. Потому что он был непосредственным куратором Ли Харви Освальда.
Первые выборы, люди тогда в эйфории еще были. А сейчас все проходит спокойно, по плану. Реальный кандидат только один, это без обсуждений! Ни у кого больше нет серьезной программы, какой-то альтернативы.
Кандидаты есть, но они не хотят власти, они явно жаждут денег, и поэтому у них нет шансов выиграть эти выборы. Они не хотят ответственности. Грант получен, предвыборная кампания успешно провалена, деньги освоены и никто их возвращать не собирается – вот обычный сценарий действий нашей оппозиции.
– Ну а то, что оппозиция впервые выдвинула женщину – это сильный ход?
– Я сталкивался с женщинами во время Конгресса левых сил, там принимала участие женская партия, и я пытался им объяснить, что гендерной основы в белорусской политике нет и быть не может. Потому что женщина за 30 всегда лучше женщины за 40, и это не изменишь. В свое время я общался с западными феминистками – предлагал им с таким же рвением, как они борются за свои права, отправиться укладывать рельсы, асфальт наравне с мужчинами. На этом наши дискуссии и заканчивались.
– Какова вероятность, что после выборов опять повторится «Площадь»? Возможен ли в Беларуси «Майдан»? Вот и батальон белорусский уже тренируется на Украине, а болельщики поднимают бело-красно-белые флаги во Львове...
– Вероятность нулевая, никто не пойдет. Эти выборы формальные, и явно видно, что у оппозиции нет ресурсов – в первую очередь финансовых. Потому что те же палатки надо закупать и прочее готовить.
Так что все спокойно будет и никакой площади не может быть. Тишина, застой, болото!
Что касается батальона, то это нечто медиальное, полный бред! И чем больше этих ребят уедет в Украину и останется там, тем лучше для Беларуси. Наше законодательство жестко относится к подобным вещам, и я рад этому. И даже если их сюда и пустят обратно, все они будут сидеть.
И болельщиков наши доблестные органы грамотно держат на контроле, поименно – кто, что, где, когда. Вся информация на руках, и нет никакой тайны, кто туда ездил. Это не тоталитарный режим, это абсолютно законные действия власти в любом государстве. Во Франции действия полиции были бы еще более жесткими в данной ситуации.
Я вспоминаю Чехию, где двое в штатском подошли к двум белорусам и сломали одному из них челюсть прямо посреди города. К слову, пострадавший был Игорь Романов – политический беженец, бывший белорусский милиционер, следователь, выехал за рубеж в 90-е годы. После избиения его посадили в машину и отвезли в полицию, откуда пинками выгнали, не оказав медицинской помощи. На то время Игорь работал по пражским борделям и кому-то намозолил глаза. Он писал об этом случае в интернете. Недавно Романов умер в Праге от инфаркта – сказалась ночная работа, злоупотребление наркотиками.
– А почему у оппозиции вдруг не стало этой финансовой поддержки? И чем же наш президент заработал такое отношение, что Запад к нему как бы поостыл?
– Всех устраивает, наверное, сегодняшняя власть в Беларуси. Наш президент ведет активную работу – и с Западом тоже договаривается.
Прежде всего в Беларуси стабильность во всем. И понятные правила игры – это то, что нужно любому бизнесу. А экономические интересы, как известно, превыше всего. Если посмотреть на Латвию, которая сперва занимала жесткую позицию в отношении Беларуси, то сегодня она постепенно все больше смягчает свои санкции, потому что у них многое завязано на Беларуси. И если наша страна ответит экономическими санкциями, то латыши могу потерять до 20-30% своего бюджета.
– Как считаете, санкции в отношении нашей страны Евросоюз отменит?
– Может, и отменит. А вообще, дураков везде хватает, и какие-то прибалтийские республики могут и дальше выступать за введение санкций, но им терять уже нечего, у них ничего не осталось, они марионетки. И если посмотреть, кто у них были президенты – граждане Америки, и не все даже родились в странах, которыми они руководят... это уже протектораты, а не самостоятельные государства.
– А голосовать на выборы пойдете? (Беседа происходила до 11 октября, – прим. IMHOclub.by.)
– У меня пока проблемы с регистрацией. Ну подойду, поинтересуюсь на участке ненавязчиво, дадут ли проголосовать мне – фактически бомжу.
Кстати, правильный декрет приняли о тунеядстве в Беларуси! Поддерживаю его, хотя он неточно подан людям. Но в Чехии тоже такое есть, немного в другом виде: независимо от того, работаешь ты или нет, ты обязан платить минимальные социальные налоги. Если ты не состоишь на учете на бирже труда, ты обязан оплатить медицинское и социальное страхование из своего кармана.
А для иностранцев, которые имеют только вид на жительство, все вместе это составляет 205 евро в месяц – сумма весьма приличная.
Не надоело одно и тоже по кругу гонять?Боевые действия ведутся везде,и населенные пункты не исключение.особенно на Домбассе степном,больше закрепится негде,голая степь.
По городам-поселкам никогда не вели огонь чтобы их сложить или побить людей просто так.Удары наносятся по местам огневых точек,укреп районам,разного рода скоплениям противника.Если бы гасили на уничтожение как вам рассказывают разные говоруны и "эксперты",от Донецка,Горловки и многих прочих городов остались бы руины и пепел,еще в 2014.А за больше чем полтора года весь Донбасс в горизонт бы сложили,и жертв миллионами считали бы.Для примера сравните за какие сроки уложили Грозный в руины в первую чеченскую.
Бомж
01.11.2015 18:41
Дурдом)30.10.2015 19:55
Ничего... разберетесь с донбасскими, потом и до киевских старушек доберетесь... .
А по поводу обстрелов населенных пунктов Донбасса... . Так, получается, что вы их в трезвом состоянии обстреливали?
Дурдом)
30.10.2015 21:31
советский30.10.2015 20:42
Ну рассуди ты,только не личность и значимость Ф.Скорины,а что все таки Дробышу орден перепал.Прекрасный вопрос для досуга,безобидный и смешной.Вот за что его вручают:
за значительные успехи в области национально-государственного возрождения, выдающиеся исследования истории Беларуси, достижения в области национального языка, литературы, искусства, книгоиздательства, культурно-просветительной деятельности, а также пропаганды культурного наследия белорусского народа;
за особые заслуги в гуманитарной, благотворительной деятельности, в деле защиты человеческого достоинства и прав граждан, милосердие и другие благородные поступки.
Назови мне хоть что-нибудь из особых заслуг Дробыша через Беларусью в любой сфере,а то кроме одной:личной симпатии агла.Больше на ум ничего не приходит, и в сети как-то не находится.Может ты знаешь?
советский
30.10.2015 20:42
Бомж30.10.2015 11:37....
И с каких это пор бомжи слывут незамутненным хрусталём? Да и ещё присваивают себе право судить белорусов? Сгинь уже - надоел.
Дурдом)
30.10.2015 19:55
Бомж29.10.2015 08:45
Ну уж за киевских старушек я не переживаю:)Есть конечно недовольная прослойка,ворчит-клянет,ну и хрен с ними.Живут они в при удобствах,поликлиника есть,аптека,не стреляют-не бомбят,пенсия какая-никакая,огород если и есть,то не минированый и пули с осколками не прилетят во время прополки или полива,в общем по большому счету переживаний толком никаких,кои острая жизненная проблема у бабушек на захваченных сепарами землях.Пришли спокойно,потусили,высказали что захотели,никто им не запрещал и не препятствовал.Такая вот она лютая бендеровщина и фашизьм:)И по идее сожрать их должны были живьем,или сжечь.
Жалко донбасских бабушек,там реально треш-трагедия рвущая нервную систему и психику в клочья..Так уж выходит что мирным влетает больше всего,особенно самым слабым.Но если бы удержали на тех границах сепарство,масштабы этого горя были гораздо большими..
А вам,Бомж,просто удобнее думать что ополченцы бабушек защищают,спасают,да берегут.Как в репортажах РТР ,где корреспондент на камеру бабушку грузил в машину.А мы только и делаем что пьяные по ним спецом из пушек и градов лупим,зиганув.Против бабушек воюем:)Значит выходит война бабушек против ржавого пьяного войска воров и дезертиров:)Ну если следовать жанру ваших пропаганд:)
Бомж
30.10.2015 11:37
naviny29.10.2015 10:59
24 октября Александр Лукашенко побывал на творческом вечере Виктора Дробыша в «Минск-Арене» и вручил ему орден Франциска Скорины.
--------------------------------------------------------------------------------------
Франциск Скорина - довольно-таки мутная личность... . Как, впрочем и пан Лукашенко. Оба многовекторные... . И обоих можно считать символами Беларуси. Ведь и в самой Беларуси как-то все неоднозначно и неясно - как в тихом болоте (омуте).
ТАСС
30.10.2015 10:59
МИНСК, 30 октября. /ТАСС/. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного президента Белоруссии Александра Лукашенко планируется на 6 ноября. Об этом сообщил ТАСС секретарь Центризбиркома (ЦИК) республики Николай Лозовик.
"Да, такая информация поступила к нам из администрации президента. Хотя официального сообщения по этому поводу еще не было", - отметил секретарь белорусского ЦИК.
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2391942
советский
29.10.2015 18:37
А в Мариуполе выборы вообще не состоялись. В связи с низкой явкой избирателей. Люди затаились и ждут когда от них свалят эти азовцы и прочие фашисты. И дождутся. Но лучше бы сами активнее действовали. Сколько можно надеяться на ,,дядю,, который освободит их от хунты?
imhoclub
29.10.2015 16:42
Нация Работы
О белорусском понимании русского мира
========================================
Говоря о специфике Республики Беларусь, обычно выделяют две заметные позиции.
Первая состоит в том, что, признавая наличие государственной,политической, идеологической специфики Беларуси, ее рассматривают как продолжение коммунистического проекта, «заповедник социализма» и т.п.
Другая позиция заключается в утверждении, что какой-либо стройной, единой политико-идеологической системы и базирующейся на ней национальной идентичности за 20 лет в Беларуси так и не удалось создать.
Как представляется, сторонники обеих позиций не правы.
Нация Работы
Несмотря на утверждения скептиков, белорусское государство достаточно последовательно реализует собственный идеологический проект. Он, безусловно, имеет символическую и институциональную преемственность с БССР, однако, apriori, не является социалистическим, тем более коммунистическим.
С одной стороны, центральным элементом и стержнем этого проекта является историческая память о Великой Отечественной войне, героический «культ Победы». Сюда же стоит отнести и модифицированную советскую символику, принятую на всенародном референдуме 1995 года. С другой стороны, в Беларуси хоть и не случилось радикальных либеральных экономических преобразований, тем не менее, рыночные реформы происходили и происходят.
Как отмечает политолог Юрий Шевцов, «политической мощи Беларуси изначально не было достаточно для того, чтобы реанимировать СССР, а потому и суть белорусского пути — не противостояние рыночным реформам, а специфичная форма адаптации к ним, особая исключительная форма реформирования» [1, с. 120].
Эта «исключительная форма реформирования», предполагающая высокую степень централизации власти и участия государства в управлении экономикой была обусловлена необходимостью сохранения крупной промышленности, доставшейся Беларуси по наследству от Советского Союза.
То есть именно индустриальный фактор сыграл едва ли не самую важную роль в становлении современного белорусского государства и его идеологии.
Проблема восприятия реализуемого в Беларуси идеологического проекта связана и с проблематикой модели национальной идентичности, конструируемой государством. Ряд исследователей Беларуси, например, Йовита Праневичуте говорят о том, что процесс формирования нации в современной Беларуси еще далек от завершения[2].
При этом в качестве содержания национальной идентичности предполагается ее стандартная восточноевропейская версия, основанная на языке, историческом сознании и дистанцировании от России. Понятая таким образом «образцовая» национальная идентичность противопоставляется советской.
С этим вряд ли можно согласиться.
Собственно процесс белорусского национального строительства был начат именно большевиками и, вследствие их установки на создание на пространстве Советского Союза из наиболее «пригодных» народов наций, приобрел необратимый характер.
Но для понимания специфики белорусской национальной идентичности и тех оснований, которые заложены в идеологическом проекте современного белорусского государства, необходимы иные концептуальные подходы, чем различия между «национальным» и «советским».
Одним из таких подходов может быть предложенный немецким философом Эрнстом Юнгером концепт Гештальта Рабочего, связанный с ним понятием тотальной мобилизации [3].
Гештальт Рабочего, Работа как концептуальная категория у Юнгера — это некий всеохватывающий принцип вовлеченности больших людских масс, обществ, народов и государств в XX веке в грандиозную конструктивную деятельность, перемалывающую все ранее существовавшие социальные и государственные формы.
Гештальт Рабочего как апогей Модерна проявляется в тотальной мобилизации, а в белорусском случае — это коллективизация, сверхиндустриализация, участие и победа в мировой войне, ускоренная урбанизация. То есть именно эти факторы в совокупности и определили специфику формирования белорусской нации, сделав белорусов «нацией Работы» в юнгеровском смысле.
Именно поэтому в Беларуси не укоренился восточноевропейский этнонационализм, а идеологические основания современного белорусского государства (индустриальная идентичность, государственная символика, культ Победы) связаны с эпохой активного утверждения Гештальта Рабочего, для которого конкретная идеологическая форма, привязанная ко времени (коммунизм, социализм), не имеет определяющего значения.
Фигура партизана
Особое, фундаментальное значение памяти о Великой Отечественной войне для белорусов обычно объясняют двумя факторами.
Во-первых, это колоссальные людские потери. На сегодняшний день исследователи говорят о трех миллионах жертв, которые Беларусь совокупно принесла на алтарь той войны, что означает гибель почти каждого третьего ее жителя. Такая утрата населения, уровень материальных разрушений и потерь беспрецедентны для любой другой европейской страны.
Поэтому Беларусь считается одной из, если не самой пострадавшей стороной в ходе этой войны. Фактически, она стала точкой отсчета, началом нового социума, пережившего угрозу тотального уничтожения и нашедшего в себе силы возродиться, продолжать жить и развиваться.
Второй фактор — широкое партизанское движение, развернувшееся на территории Беларуси, которое к концу войны насчитывало около 400 тыс. человек [4].
Это также беспрецедентное количество местного, гражданского в своем большинстве населения, вовлеченного в борьбу с оккупантами. Собственно это и стало причиной того, что уже в послевоенное время Беларусь воспринималась как «республика-партизанка», поскольку из всех оккупированных регионов СССР именно здесь было самое масштабное сопротивление.
Несмотря на то, что и само партизанское движение как явление и его особенности в Беларуси — весьма интересные феномены не только для исторического, но и философско-теоретического осмысления, работ, посвященных этому аспекту, к сожалению, очень мало.
Одной из самых значительных из их числа следует назвать книгу Карла Шмитта «Теория партизана», в которой рассматривается возникновение и развитие партизанского движения и его концептуальные основания.
Изначально партизанское движение было автохтонным, преимущественно крестьянским сопротивлением оккупантам и защитой традиционных ценностей, постепенно приобретая черты субъекта всемирно-исторического значения.
Война Германии с СССР и то, что происходило в это время, в том числе на территории Беларуси, как раз и было примером этой трансформации. Партизанское движение из просто народного, каким оно было в предыдущую эпоху, в сочетании с новым идеологическим содержанием и мощной поддержкой извне (в белорусском случае — это очевидная связь и согласованность с центром в Москве) стало явлением экзистенциально-глобального порядка.
Шмитт отмечает: «Сталину удалось связать мощный потенциал национального и отечественного сопротивления — а именно, по существу своему оборонительную, теллурическую силу патриотической самозащиты от иноземного завоевателя — с агрессивностью интернациональной коммунистической мировой революции» [5, с. 86].
Своеобразное восприятие Шмиттом, как немецким мыслителем, представлявшим проигравшую сторону в той войне, этого нового качества партизанского движения понятно. С этой конкретной характеристикой нет необходимости соглашаться, тут важен сам факт того, что диагностируется некое новое сочетание и качество.
И современная белорусская идентичность — прямой результат этого качества.
Параллельно выводам Шмитта, Юрий Шевцов, анализируя роль партизанского поколения белорусской руководящей элиты, фиксирует важные, на наш взгляд, моменты: «Именно «партизаны» добивались и добились инвестиций из союзного центра на развитие в БССР крупных заводов, восстановление и развитие городов, мелиорацию и сверхиндустриализацию.
Этот правящий класс по-своему позиционировал себя в Москве. Его внутренняя солидарность и моральная чистота были для бывшего СССР, вероятно, беспрецедентны. […] Сверхиндустриализация дала белорусской культуре материальную мощь вырваться за рамки восточноевропейской культурной «клетки»… Советская белорусская идентичность — уникальное явление для Восточной Европы.
Обычно местные национальные культуры развивались как культуры, противостоявшие России/СССР, во всяком случае, манифестировавшие такое противостояние. Антинацизм и советская культурная традиция выводят белорусов на глобальный уровень осмысления своих культурных приоритетов и ценностей, выводят за рамки регионального мышления и вообще за рамки региона» [1, c. 76, 78].
Белорусы, как нация партизан и победителей, в рамках советского проекта совершили уникальную трансформацию: от автохтонного традиционного общества к обществу планетарному.
Именно это отличает белорусов от большинства этнократических наций Восточной Европы и делает их своеобразным вариантом культуры русского типа, имеющим иные фундаментальные основания: мощнейший гуманистический потенциал, позволивший отстоять здоровое ценностное ядро европейской цивилизации, способность к масштабному мышлению, к участию в больших проектах развития и созданию сильных государственных структур, готовность к самопожертвованию ради этого.
И это смысловое ядро, на наш взгляд, до сих пор определяет специфику белорусской идентичности.
Русский мир
Принадлежность Беларуси к «русскому миру» декларируется в качестве одного из оснований белорусской национальной и государственной идентичности:
«Русская цивилизация, русский мир дали человечеству не только величайшие культурные достижения, но и особые духовные ценности. Именно эти ценности положены нами в основу нашей государственности и того, что принято называть белорусской моделью развития»[6]; «важнейшей, базовой составляющей национальной идеи нашего народа выступает его принадлежность к восточнославянской цивилизационной общности, внутреннее духовное единство с великим русским народом. Эта принадлежность составляет сердцевину национального самосознания и именно она предопределяет ту траекторию движения, придерживаясь которой белорусы обеспечивают свое сохранение и развитие как народа»
[7, с. 25-26].
Однако белорусское понимание «русского мира» имеет свою специфику, речь идет о том, что три восточнославянских народа имеют единый корень, но каждый из них в настоящее время имеет собственную государственность, оформившуюся как закономерный результат исторического развития:
«Три наших народа объединены общей исторической памятью, общими великими победами, общей православной духовной традицией. Нашей колыбелью была Киевская Русь — могучее и гордое европейское государство со столицей на Днепре. … из общей духовной православной колыбели, из Святой Руси выросли три братских самобытных народа. Каждый из которых сегодня строит свое государство, создает свою государственность» [8].
Белорусское видение «русского мира» можно свести к следующим характерным чертам:
Во-первых, отсчет истории государственности, идущий от древнерусских княжеств — Русской земли. И Киевская Русь, и Полоцкое княжество, и Великое княжество Литовское, и Московское государство связаны генезисом с той, изначальной Русью.
Во-вторых, принадлежность большинства населения к восточному обряду христианства, исповедание православия, «русской веры».
В-третьих, опыт подданства Российской империи и совместного строительства СССР, как наиболее успешных и могущественных воплощений русских геополитических проектов.
В-четвертых, пространство преимущественного распространения русского языка и близкородственных белорусского и украинского языков.
В-пятых, принадлежность к общинам по всему миру, так или иначе соотносящимися с перечисленными выше критериями.
Это общие критерии, они могут быть дополнены частными, сочетание которых позволяет описать разнообразие форм русскости, но при этом не утратить понимания общности.Разнообразие, гетерогенность — важная черта белорусского понимания концепта «русский мир», который невозможно адекватно использовать без учета существования разных этнокультурных, языковых, национальных и политических форм.
Было бы уместно сравнить «русский мир» и «немецкий мир» или «скандинавский мир». «Немецкий мир» — это не только Германия и ее государственная традиция. Это также и Австрия, Швейцария, Лихтенштейн и Люксембург, но при этом германосфера — культурная, экономическая реальность, фактически являющаяся ядром Европейского союза.
Скандинавские языки очень похожи друг на друга, почти неотличимы для неподготовленного слушателя, но при этом датчане, шведы, норвежцы и исландцы — отдельные нации, объединенные общностью интересов в Северный совет, составляющие свой региональный кластер.
Эти примеры показывают то, что «русский мир» — типологически схожее явление в рамках европейской цивилизации.
Другая Европа
Таким образом, в рамках Восточной Европы Беларусь является весьма интересным исключением, а серьезные отличия от других стран региона и Западной Европы или даже противоречия с ними имеют достаточно глубокие ценностные основания.
В геополитическом плане это выражается в приверженности союзу с Россией и выборе евразийского вектора интеграции, который, по мнению руководства страны, в гораздо большей степени способен сохранить доставшееся наследие, индустриальную идентичность нации.
В контексте политики памяти это проявляется в гораздо большем акцентировании событий Великой Отечественной войны, чем, скажем, памяти о Великом княжестве Литовском как части западноевропейской цивилизации.
Впрочем, если вспомнить эксклюзивные претензии на наследие ВКЛ значительной части белорусских националистов и оспаривание исторических прав литовцев на него, то можно сказать, что вариант национальной идентичности и политики памяти, реализуемый белорусскими властями, гораздо менее конфликтен по отношению к соседям.
При этом Беларусь позиционируется именно как европейское государство.
В одном из новогодних обращений к нации президент Лукашенко утверждает:
«Беларусь — европейское государство. И нам не надо это доказывать». Тем не менее, отличия в понимании европейскости в Беларуси и в Западной Европе вполне очевидны. Каковы причины этих отличий? По сути, они были сформулированы в 2003 году в докладе Александра Лукашенко, посвященном вопросам формирования государственной идеологии: «Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные для нашей цивилизации ценности: способность трудиться не только ради наживы, но и для блага общества, коллектива, других людей. Потребность в идеалах и высоких целях, взаимопомощь, коллективизм в противовес западному индивидуализму. […] По сути, в восточнославянском (если учесть проживание на наших просторах и других народов — восточноевропейском)мире мы остались единственной страной, открыто проповедующей верность нашим традиционным цивилизационным ценностям. Все это позволяет говорить, что временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась, наверное, на великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации. И не потому, что мы этого хотим, что мы к этому стремились. Или потому, что мы такие умные. Так сложилось в силу нашего консерватизма и тех черт, присущих нашему народу, … которые мы сохранили» [9].
Беларусь в рамках государственной идеологии воспринимается как европейская страна, принадлежащая к восточному варианту европейской цивилизации, приверженная социально-консервативным установкам и традиционным ценностям, несущая охранительную функциию по отношению к либеральному фундаментализму Запада и Востока.
Посмотрим на устную характеристику Президента Лукашенко американского профессора Григория Иоффе во время презентации его книги «ReassessingLukashenka»: «Лукашенко — демократ, но не либеральный демократ» [10]. Такое видение белорусской идентичности сохраняется и в актуальном идеологическом дискурсе Республики Беларусь.
Это можно заметить в программных статьях министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея: «HumanRights: WhatandWhoMadeThemDividetheWorld?» и «IdentityPoliticsandCultureWars: A NewDeterminism?».
В первой статье обосновывается тезис о том, что различия в ценностных установках и понимании прав человека на Западе и Востоке обусловлены разными историческими и культурными путями развития обществ, к ним принадлежащих. В. Макей, сравнивая две модели социальной организации, подчеркивает: «оппоненты Запада, в связи с исторической обусловленностью их образа мысли, больше времени уделяли построению домашнего мира и гармонии, чем распространению своих ценностей, обычному наблюдателю может показаться, что... коллективные права являются менее ценными, чем индивидуальные права. Но это опасное и дефективное восприятие, которое, к сожалению, получило широкое распространение в дискурсе прав человека в последнее время».
Министр приходит к выводу о необходимости уважения разных идентичностей и путей развития:
«Таким образом, вопрос прав человека по своей сути не будет конфликтным, каким он является сейчас, если мы начнем ценить особые исторические пути развития друг друга, и соответственно относиться друг к другу. И это особенно верно в ситуации, когда глобализация дает стимул развитию политик осознания собственных корней и когда отношения с «другим» становятся еще более фундаментально важными, чем когда бы то ни было» [11]. Такой подход совпадает с критикой западного универсализма и стремления к идеологической доминации со стороны французского мыслителя Алена де Бенуа, который утверждает, что «сегодня дискурс прав человека призван не только заменить идеологию после крушения «больших повествований». Стремясь распространить на весь мир единые моральные нормы, он должен вернуть Западу его господство, вновь позволяющее ему навязывать повсюду единственную модель и объявлять «варварами» всех, кто эту модель отвергает» [12, с. 339-340].
Вторая статья также выдержана в идентаристском духе и содержит полемический посыл в отношении универсалистских установок западных политиков: «Необходима ли нам универсальная культура, цивилизация или универсальный набор ценностей? Я очень сомневаюсь в этом.
Независимо от того, какую культуру они преимущественно отражают, универсальная культура, цивилизация или набор ценностей неизбежно приведут к упрощенному обществу. Творчество и прогресс в таком обществе, несомненно, закончится, потому что эта деятельность всегда была обусловлена острой конкуренцией, происходящей из разнообразия» [13].
То есть речь идет о вполне осознанном концептуальном оформлении тех идеологических ориентиров, которыми Беларусь руководствуется на протяжении 20 лет своего существования в качестве независимого государства. И эти ориентиры становятся уже не только принципами для внутреннего употребления, но и частью внешнеполитической стратегии.
В этом можно убедиться, ознакомившись со статьей члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, историка Игоря Марзалюка «А хто там ідзе?», посвященную проблемам национальной идеологии.
Сенатор Марзалюк вновь формулирует тезисы о принадлежности Беларуси к европейской цивилизации, но уже декларирует цели превращения Беларуси в центр традиционной Европы и «точку сборки» Евразии, продолжая и дополняя, таким образом, традиционалистическую риторику президента А. Лукашенко и министра В. Макея:
«Беларусь должна стремиться не просто выжить — она должна быть конкурентоспособной и успешной. А это возможно лишь в равноправном, партнерском экономическом союзе государств, разделяющих наши базовые ценности. При этом мы должны постулировать свою национальную сверхзадачу — создать в своей стране на основе собственной традиции органический, здоровый синтез европейского востока и запада. Мы должны апеллировать к миллионам людей и в Западной, и в Центральной, и в Восточной Европе, для которых понятие добра и зла, традиционной морали и этики (в том числе трудовой этики) и семьи дороги так же, как и нам. Беларусь должна быть притягательным центром традиционной нормальности — центром традиционной Европы. […] Беларусь сегодня в силу объективных экономических, культурных и социальных факторов продолжает сохранять и культивировать свою традиционную цивилизационную матрицу. Именно поэтому Беларусь может и должна стать центром социокультурной и экономической «сборки» Евразии»» [14].
Подводя итог, можно отметить, что государственная идеология в Беларуси действительно существует и имеет свои оригинальные исторические и концептуальные основания. Они требуют глубокого изучения и понимания в контексте европейской истории идей.
Однако уже сейчас можно сказать, что эти основания далеко не всегда могут быть описаны с помощью привычного инструментария. Для успешного результата нужен иной подход, понимание логики и предпосылок, формирующих специфику белорусской государственной идеологии и национальной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юрий Шевцов. Объединенная нация: Феномен Беларуси.Москва: Европа, 2005. — 256 с.
2. Jovita Pranevičiūtė.Belarus Identity: Ideals or Trades-off? in Lithuanian Political Science Yearbook 2008. Vilnius: Institute of International Relations and Political Science, Vilnius University, 2008. P. 175—211.
3. Эрнст Юнгер. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб: Наука, 2000.—539 с.
4. Дюков, А. Численность белорусских партизан / А. Дюков [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа: http://a-dyukov.livejournal.com/37222.html. — Дата доступа: 17.05.2015.
5. Шмитт, К. Теория партизана. Промежуточное замечание к понятию политического / Карл Шмитт; пер. с нем. Ю. Ю. Коринца — Москва: Праксис, 2007.— 304 с.
6. Лукашенко, А. Г. Языку не нужны визы: Выступление Президента на пленарном заседании ХV Всемирного конгресса русской прессы в Минске / А. Г. Лукашенко// Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.sb.by/peredovitsa/article/yazyku-ne-nuzhny-vizy.html. — Дата доступа: 20.05.2015.
7. Идеология белорусского государства в вопросах и ответах / С.Г. Голубев, Е.А. Касперович и др.; под ред. О.В. Пролесковского, Л.Е. Криштаповича. — Минск: Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2008. — 126 с.
8. Лукашенко, А. Г. Послание Президента белорусскому народу и Национальному собранию / А. Г. Лукашенко// Президент Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-obraschaetsja-s-ezhegodnym-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-8549/. — Дата доступа: 20.05.2015.
9. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент: доклад Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов / А. Г. Лукашенко // Рэспубліка. — 2003. — 29 сак. — С. 1—7.
10. Презентация книги профессора Иоффе // Проект Цитадель [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://cytadel.org/articles/prezentatsiya-knigi-professora-ioffe. — Дата доступа: 17.05.2015.
11. Makei, V. Human Rights: What and Who Made Them Divide the World? / V. Makei // Russia in Global Affairs [Электронный ресурс]. —2013. — Режим доступа: http://eng.globalaffairs.ru/number/Human-Rights-What-and-Who-Made-Them-Divide-the-World-16031. — Датадоступа: 16.05.2015.
12. Бенуа, А. де. Против либерализма: (к Четвертой политической теории) / А. де Бенуа; пер. с фр.; предисл. А. Дугина. — СПб.: Амфора, 2009. — 476 с.
13. Makei, V. Identity Politics and Culture Wars: A New Determinism? / V. Makei // Russia in Global Affairs [Электронный ресурс]. — 2014. — Режимдоступа:// http://eng.globalaffairs.ru/number/Identity-Politics-and-Culture-Wars-A-New-Determinism-16995. — Дата доступа: 16.05.2015.
14. Марзалюк, И. А хто там ідзе? / И. Марзалюк // Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа: http://www.sb.by/obshchestvo/article/a-khto-tam-idze-165992.html. — Дата доступа: 17.05.2015.
Виктор Дробыш: Лукашенко правильно сказал — Родину не выбирают
=================================================================
В интервью интернет-газете Naviny.by российский композитор Виктор Дробыш поделился своими догадками о том, почему президент Беларуси отметил его высокой государственной наградой, и рассказал о переполнявших его эмоциях.
Напомним, 24 октября Александр Лукашенко побывал на творческом вечере Виктора Дробыша в «Минск-Арене» и вручил ему орден Франциска Скорины.
Фото belta.by
— Я не знал, что мне вручат этот орден, однако врать, конечно, не буду — то, что президент придет, почувствовал, — признается Виктор Дробыш. — Видел, как проверяли зал и проводили другие полагающиеся при этом процедуры. Мне казалось, что он просто меня, как белоруса, поздравит, благословит, но про награду я не знал. Чуть не заплакал от торжественности и неожиданности.
— Вам известно, какого уровня эта награда и кто такой Франциск Скорина?
— Я знаю, что это человек, который даже вроде как Федорова обогнал (русский первопечатник Иван Федоров. — Naviny.by). Первопечатник. Мне даже кажется, что он был раньше, чем Федоров или кто там у нас…
— Как вы считаете, это заслуженная награда? И как бы сами оценили свой вклад в культуру Беларуси?
— Вы знаете, наверное, если я сейчас начну себя хвалить, это будет нескромно, но если я совсем ничего не скажу, то получится, что всё просто так.
Мне кажется, что Беларусь — это достаточно маленькая страна, если сравнивать, например, с Россией, которая рядом. Поэтому мы должны всегда стараться делать что-то для нее, делать так, чтобы она была где-то замечена, упоминалась как можно чаще и в хорошем смысле. Я так считаю, что каждый человек, который что-то для нее сделал — доброе и полезное, это очень хороший поступок. Я никогда не скрывал своих белорусских корней. Мне всегда хотелось, чтобы Беларусь была замечена.
И на «Фабрике звезд», и на «Главной сцене»… Я всегда старался, чтобы у меня были белорусы. Например, Дмитрия Колдуна на «Евровидение» от «Фабрики звезд» отправили (на самом деле Колдун выиграл национальный отбор. — ред.), Наталья Подольская... Может быть, результат был не такой успешный, но, во всяком случае, на «Фабрике звезд» он был достигнут.
Я всегда ставлю себе такую задачу, чтобы Беларусь звучала, звучала как-то положительно, чтобы белорусы побеждали, и чтобы о Беларуси были только самые хорошие слова. Как-то потихонечку, по мере своих возможностей пытался так всегда делать.
— В детстве вы часто навещали родственников в белорусской деревне. Считаете, что Беларусь — ваша родина?
— Вы знаете, у меня там сестры, дяди, бабушки — ну как я могу считать ее не своей родиной? Конечно, родился я в Питере, также могу сказать, что и Питер — мой родной город. Кстати, я уже видел там какие-то отзывы, вот это мне достаточно смешно. Я видел, что кто-то там написал: «Дробыш — такой же белорус, как я португалец». Но мне кажется, что Беларусь во мне, начиная с фамилии, она у меня от отца и от деда, который, кстати, попал в концлагерь во время войны…
По паспорту, конечно, можно сказать: «Родился в Ленинграде, всё — до свиданья!», но я считаю Беларусь своей родиной. Это не зависит от того, что вышел Александр Григорьевич и вручил награду. Я когда играл в ансамблях, у меня кличка была — белорус. Может быть, это с фамилией связано.
Эта суббота для меня была, действительно, счастливым днем в жизни. Это не значит, что я именно в эту субботу начал ходить и говорить, что имею отношение к Беларуси. Я считаю, что из тех, кто меня знает, если про это сказать, написать, в Москве или Питере, и отец у меня там сейчас живет, никто не скажет, что я лукавлю.
— Вы жили какое-то время в Беларуси или приезжали только на каникулы?
— Приезжал.
— Может быть, слышали белорусский язык, знаете его?
— Нет-нет, как-то Подольская пыталась меня учить, когда «Фабрика звезд» шла, но блистать не хочу — не хочу обманывать. Не знаю белорусского.
— А у вас нет желания написать музыку на стихи белорусских поэтов, или, может быть, были уже попытки?
— Знаете, не было.
— А хотели бы? Сейчас в Беларуси многие говорят на родном языке, заметен живой интерес людей, открываются курсы, белорусская культура возрождается…
— Да с удовольствием. Это хорошо, что у вас происходит. Мне кажется, очень важно — жить в стране и говорить в ней на своем родном языке.
— Может быть, есть планы о сотрудничестве с нашими авторами, кого-то знаете?
— Я подумаю. Вообще, с удовольствием. Мы можем так сделать, я напишу музыку, а автор придумает под нее текст. Просто так получается, они меня не находят, или я их не замечал.
— А почему?
— Не знаю. Потому что так получается: слушают песни на русском, не проявляют инициативы.
— А что вас связывает с нашей страной, кроме детских воспоминаний?
— Я проехал Беларусь от и до. Еще вместе с группами «Земляне» и «Союз» в свое время. Каждый ее кусочек — Брест, Лида, Гродно, Барановичи… Белоруссию мы объездили вдоль и поперек.
— Скажите, если вы так любите нашу страну, вам было радостно или приятно, когда нобелевскую премию присудили Светлане Алексиевич?
— Да, конечно. Ее же до этого Бродский еще получал, да?
— Многих покоробило то, что во время вручения вам награды президент Лукашенко позволил себе резко отозваться о Светлане Алексиевич, обвинив ее в якобы вылитом на страну ушате грязи…
— Ну, он не о ней отозвался, а о ее реакции, наверное… Ну, значит было. Я считаю, что он правильно сказал: Родину не выбирают.
— В Беларуси не все поняли, почему он решил про это поговорить во время вручения награды вам…
— Ну, значит, у него что-то было в голове в этот момент…
— Вы не ощущаете, скажем так, дискомфорта, что со сцены критиковали нобелевского лауреата и на этой же сцене вручали орден Франциска Скорины вам? Нет ощущения, что вам дали его не совсем за то, за что следовало бы?
— Вы первая, кто задает мне подобный вопрос.
— Многие известные белорусы, которые имеют непосредственное отношение к стране и внесли огромный вклад в нашу культуру, такой награды так и не получили…
— Например?
— Примеров можно приводить много, но вы сами сказали, что мало кого знаете. Например, писатель Василь Быков и при жизни, и после смерти не удостоился от государства какого-либо почтения.
— Если вы хотите поискать во мне небелорусские корни и считаете, что я эту премию зря получил… Ну, не знаю. Вы меня, на самом деле, своим вопросом расстроили, потому что я, независимо от этого ордена, искренне люблю Беларусь.
Моя реакция одна: я полон благодарности и президенту, и людям, которые аплодировали.
Мне кажется, знаете, тут все определяется так, как в шоу-бизнесе. Вот смотрите: люди любят песню, спросите — за что? За этот ля-минор? Нам надо разбирать ее на косточки, считать, сколько в ней аккордов и какое количество слов? И вот потом она становится суперзнаменитой… А кто-то другой написал песню, где больше аккордов и слов, и слова у нее более серьезные. И как же так — первая песня получила премию «Песня года», а за вторую человек не получил ничего. И что? Из-за этого первому надо отказаться от нее?
Реакция у обычных людей, мне кажется, такая: нельзя заставить полюбить что-либо. Если людям что-то не нравится, они могут дружно засвистеть, нравится — захлопать. Как заставить? Меня иногда просят — напишите хит, я говорю: хит написать нельзя. Можно написать хорошую песню, которая потом волею удачи и счастья станет хитом. Когда народ начнет ее петь на праздниках, когда радуются, когда грустят…
Ты ж не можешь народ втащить в зал и заставить этого певца слушать, потому что так назначили. Такого не бывает. Поэтому если выходит президент, его встречает зал овациями, потом говорит теплые слова, вручает награду и все это сопровождается овациями людей, значит, наверное, они считают, что я эту награду заслужил.
— Реакция ваших зрителей понятна. Но что, все-таки, чувствуете вы сами?
— Для меня самый большой показатель — реакция людей. И видя ее, я не считаю, что мне должно быть стыдно за полученную награду. Если бы люди засвистели, встали и ушли, то я бы вам сказал — мне стыдно, а так всё было гармонично. Была полная гармония до тех пор, пока вы не задали этот вопрос — первое, что заставило меня погрустить.
— После нашего разговора вы заинтересуетесь белорусской литературой, белорусскими авторами ради оправдания высокой награды или хотя бы из личных побуждений?
— Если меня попросят — напишу. Если мне захочется самому ее написать — я сам найду, с кем можно это сделать. Потому что у меня есть друзья и люди, которые работали параллельно со мной в прежние времена. Была такая суперзнаменитая группа «Верасы», Александр Тиханович… Так что если мне будет надо, я этот вопрос тоже решу.
Беларусь - свет и надежда русского мира, как же она может быть тенью.
Бомж
29.10.2015 08:45
Для Дурдома! Против кого он воюет;
28.10.15 Ждем, когда нас Путин освободит от детей полицаев - киевские старушки
https://www.youtube.com/watch?v=9WmU5rgFahM
Дурдом)
29.10.2015 00:05
Бомж28.10.2015 19:55
Вместо ответа https://www.youtube.com/watch?v=1CLBANCVHTw
Ни разу не ходил на выборы.В РБ смысла не было,а на эти валить в западло.Более того у меня не Мариупольская прописка,и нахожусь я не в нем уже несколько недель.
Бомж
28.10.2015 19:58
Хороший ответ!
…Окровавили вы клыки свои
Не сегодня и не вчера:
Изначально вы были хищники,
Безоружных бить мастера!
Изначально в герои высшие
Возводили вы палачей,
Что казнили когда-то тыщами
Беззащитных баб и детей!
И теперь над людьми безвинными
Расправлялись в огне, в дыму
Вы своими бомбами, минами
И ракетами «Точка-У»…
Изначально клацал зубищами
В вашем сердце бешеный зверь,
Вы всегда, всегда были хищники —
А не только сейчас-теперь.
Бомж
28.10.2015 19:55
Интересно, как прошли выборы в Мариуполе? И... за кого голосовал Дурдом?
В зоне свободной торговли
28.10.2015 19:46
с ЕАЭС, в которую хочет попасть срочно Израиль,должен быть обязательно и безвизовый режим межу всеми его участниками.
И он должен вначале предшествовать вступлению любой страны в зону свободной торговли в ЕАЭС.
Это одно из требований в ЕАЭС.Так что Израилю еще рано в зону свободной торговли с ЕАЭС. Пока визы не отменит.
поэт28.10.2015 13:21
На тему Нобеля для русофобской мадам Алексиевич
Вот бы где-то на русофобию Алексиевич посмотреть. А то только слышал о ней от разных всяких, которые говорят о ней по принципу "не читал, но осуждаю". Жду от тебя, поэт, стишка о русофобии Лукашенко, который поздравил Алексиевич с Нобелевской премией и дал добро на включение в учебники по литературе её произведений. Сшок свой этот, прошу, разместить в самой свежей теме тут.
С людьми она тактична, хоть к власти не лояльна.
Не бедна и не богата, живёт, как все.
Но не грешит... не "все"... оригинально?
И не бывает она "навеселе".
Вот папа твой её уже поздравил.
И жестко, без цензуры, я скажу:
"Ты Лукашенко почему туда отправил?"
Куда? Сниму штаны и покажу.
Стоят по струнке чопорные клерки,
Вот женщина, как раз, перевела,
Решение - как чёрт из табакерки,
Алексиевич, Беларусь! Вот это да!
Их выбор мне сомнений не навеет.
Ведь явно тут решенье "по звонку".
Что Саша лукашенко повелеет,
Всй будет сделао, то ясно дураку.
Смешно смотреть, как быстро и нелепо
В чертовок превращают черти всех других.
Ваш сын узреш решение Госдепа?
Но Швеции король ведь не у них.
Вот интервью, орять ты слышишь мантры...
Про Беларусь, агрессию Кремля.
Не мысли у тебя, заезженные штампы.
И интеллетта нету даже на рубля.
И сказочки какие ты читал?
И что за сказки были о войне?
И Лукашенко почему о них не знал.
Ведь политрук он, и историк он вдвойне.
Сюжет твой примитивом раздражает,
Финал закономерен всем подчас,
Предвзятость диалогов поражает,
И режет слух убогость слов и фраз…
Из-за таких как ты, в России... ведь возможно
Про нас состряпают дешёвое кино.
С завитниками спорить очень сложно.
Ведь им совсем не повезло.
Ох. Справеливо. Слава Богу.
А ты пойди и выпей, ведь без сил.
Тогда мерещиться повсюду русофобы
Тебе повсююду будут, где б ни был.
Русофобомания - это такая болезнь, при которой русофобы мерещатся даже у себя дома под кроватью. По ночам. Они просыпаются в холодном поту, ибо увидели таковых под ней. Запущенная стадия этой болезни не лечится. Русофобоманы в русофобов на этой стадии даже русских в них записывают. Они делят мир на русских и русофобов. Но при этом страдают фобией ко всем остальным народам и нациям. Судя по себе, они счтитают, что вся планета просто поражена фобией к русским. Я уже видел, как в русофобы записывали русских националистов, Лукашенко... о себе, имеющем фобию одной моей половины к другой я уже молчу.
Спасибо, Поэт. Посмешил и вдохновил. В моём ЖЖ в разделе "Лисья поэзия" блаогдаря тебе появится что-то новое. Возможно, когда всё стараниями твоими и братьев по разуму твоих я это всё опубликую, то тоже получу Нобелевскую премию. Ты страйся, вдохновляй меня... в соавторы возьму.
Отформатированная и более читабельная версия вот тут.
http://inetfox.livejournal.com/37625.html
Поэт, я и тебя увековечил в своём ЖЖ. Если будет гонорар за твоё - сообщу и перечислю.
поэт
28.10.2015 13:21
На тему Нобеля для русофобской мадам Алексиевич
( редакции сайта дарю...:))
--------------------------------
С людьми тактичен, к власти я лоялен,
Не беден, ни богат, живу как все,
Грешу немного, балуюсь стишками,
Особенно, когда «навеселе»…
С соседом покурить от скуки вышел,
На предложенье выпить - отказал,
И хоть политика особо не колышит,
Я новости давно не пропускал.
Вот Батька нерадивого чихвостит,
И жёстко, без цензуры, я скажу,
Вот диктор сообщает о приросте,
В конце решенье Нобеля гляжу.
Стоят по струнке чопорные клерки,
Вот женщина, как раз, перевела,
Решение - как чёрт из табакерки,
Алексиевич, Беларусь! Вот это да!
Их выбор, мне сомненья навевает,
Что явно тут решенье «по звонку»,
Фонд Нобеля «не детски зажигает»,
Альфреду точно суетно в гробу…
Смешно смотреть как быстро и нелепо,
Чертовку превращают «божество»,
Мой сын узрел «решение Госдепа»,
Я только дурость, больше ничего…
Вот интервью, я слышу снова мантры,
Про Беларусь, агрессию Кремля,
Не мысли, а заезженные штампы,
И интеллекта, вновь на три рубля…
Читал я твои сказочки, Светлана,
Не можешь ты реально о войне,
Не в состоянии и не имеешь права,
Нам врать о ней, пописывая в тепле!
Сюжет примитивизмом раздражает,
Финал закономерен всем подчас,
Предвзятость диалогов поражает,
И режет слух убогость слов и фраз…
Из за тебя, на Западе, возможно,
Про нас состряпают дешёвое кино,
Мне с Фондом спорить явно будет сложно,
Да, бог с тобой, считай, что повезло!
Ах, как несправедливо всё, ей Богу,
Пойду с соседом выпью, нету сил,
Вот был бы я нормальным русофобом,
Ругал бы Путина, Россию и в итоге,
Я б Нобеля моментом получил!
imho-club
28.10.2015 10:06
Украина и Беларусь: взгляд коммунистов
===========================================
Коммунистическая партия Беларуси, поддерживающая тесный контакт с украинскими коммунистами, получает информацию об обстановке в Украине, что называется, из первых рук.
Коммунисты были назначены режимом на роль «внутреннего врага», пособников России и т.д. СБУ допрашивала активистов компартии, пытаясь найти связи КПУ с ДНР/ЛНР.
Тем не менее ни одного факта участия коммунистов в террористической деятельности не было обнародовано. Фактически, запрещая КПУ, власти Украины сознательно провоцировали радикализацию Компартии.
«Ни одного судебного решения по факту обвинения членов КПУ в сепаратизме или поддержке террористов до сих пор нет, хотя заведено около 400 дел. Никто из них не выступал против территориальной целостности Украины и никогда не поддерживал терроризм. Мы выступаем против нынешнего режима, против власти олигархов, официального Киева. Я до сих пор остаюсь при своем мнении: три изначальных базовых требования граждан Украины, живущих на Донбассе — статус русского языка, децентрализация власти и референдум, в том числе местный, надо было рассмотреть и удовлетворить их. Никто не имел право объявлять им за это войну. Никакого отношения к сепаратизму это не имеет», — разъяснил лидер КПУ Петр Симоненко.
В 2014 министерство юстиции совместно с СБУ сфабриковали дело против КПУ, которое было передано в суд. Однако судьи апелляционного суда отказались его рассматривать, и дело передавали в другие суды, с тем, чтобы найти в действиях КПУ антигосударственную, подрывную деятельность.
Майские праздники 2015 стали своего рода «точкой невозврата». После принятия Верховной Радой антикоммунистического пакета законов, СБУ готовилась к масштабной протестной акции левой оппозиции, всячески провоцируя коммунистов и запугивая население угрозой теракта. В атмосфере недоверия и апатии массовую акцию в Киеве организовать не удалось, и 15 мая Петр Порошенко подписал законы, которые, таким образом, вступили в силу.
11 октября, в канун президентских выборов, в Минск прибыл с визитом лидер Коммунистической партии Украины Петр Симоненко, который в качестве международного наблюдателя посетил избирательные участки, а также провел встречи с трудовыми коллективами Минска.
«Фактически, сегодня Компартия Украины ведет работу полуподпольно, полулегально. Тем не менее, мы прилагаем все усилия, чтобы на примере Беларуси украинский народ научился достойно хозяйствовать. Чтобы каждый украинец понимал, что он живет на своей земле, а не на оккупированной территории. При этом опыт Республики Беларусь уникален: государство, которое европейские политики хотели сделать изгоем, стало прогрессивной площадкой для возвращения мира в Украину», — отметил лидер КПУ в эфире белорусского телевидения.
«Друзьям — все, врагам — закон»
Пакет законов, в том числе Закон № 2558 «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», запрещает коммунистическую и национал-социалистическую, нацистскую агитацию якобы под предлогом борьбы с тоталитарным прошлым.
Однако по факту о фашизме (национал-социализме) в законе всего пара абзацев, а остальной текст посвящен Советскому Союзу и странам народной демократии. Запрещено практически все, начиная с названия РСДРП начала XIX века. При этом правоприменители трактуют закон недопустимо широко: к примеру, коммунистам в Украине запретили издавать газету «Левый марш» из-за созвучности со стихотворением Владимира Маяковского.
Очевидно, что блок законов «о декоммунизации» был принят именно против компартии. Несмотря на потерю парламентской фракции, КПУ сохранила разветвленную сеть первичных организаций по всей Украине, и власть пытается подавить коммунистов как потенциальную силу, которая может возглавить оппозиционный левый протест.
В связи с «декоммунизацией» КПУ была поставлены перед выбором: либо изменить символику и название партии и тем самым унизиться в глазах власти и населения и поступиться принципами, либо лишиться регистрации. Как подчеркнул Дмитрий Мельник, член бюро ЦК комсомола Украины, в современной Украине действует принцип диктатора Франсиско Франко: «Друзьям все, врагам — закон». В любой момент могут быть приняты новые антиконституционный законы.
Лидеры компартий Украины, России и Беларуси в Минске 10 октября. Слева направо: Петр Симоненко, Геннадий Зюганов, Игорь Карпенко.
«Научиться у белорусов хозяйствовать»
Коммунисты Украины убеждены: в Донбассе идет гражданская война, а не агрессия Российской Федерации. Киев последовательно игнорирует интересы 7 миллионов украинцев, проживающих в Донецком регионе.
Более того, власть всячески пытается пересмотреть, не исполнять соглашения, подписанные в Минске: об особом статусе региона, амнистии и децентрализации. В украинском парламенте преобладают ставленники финансово-промышленных группировок, которые не позволят принять соответствующие законопроекты.
Кроме того, «контрабандистский» конфликт с «Правым сектором» показал, что власть не способна контролировать добровольческие военизированные формирования. У Киева нет структуры, которая могла бы разоружить Яроша, поэтому конфликт был спущен «на тормозах».
«Правый сектор» формировался как ударная РПГ евромайдана. Как отмечают украинские коллеги, боевиков готовили еще к «помаранчевой» революции 2004 года, но тогда «резерв» не использовали, поскольку клан Януковичей согласился на условия Ющенко.
Сегодня «ПС» — полноценное незаконное вооруженное формирование, которое не входит в состав ни одной силовой структуры, их статус не регулируется ни одним законом или Конституцией. Как ударная сила евромайдана, они первыми вызвались воевать добровольцами на Донбасс. ВСУ же, наоборот, до последнего колебались и не хотели участвовать в конфликте. К примеру, 25-ю аэромобильную днепропетровскую бригаду Турчинов даже угрожал расформировать.
Петр Симоненко в Минске с горечью констатировал: «Украинский парламент стал антиукраинским и антинародным по своей сути. Последняя его инициатива, повышение цены на газ для населения, нанесла существенный удар по уровню жизни, который сегодня и без того приближается к нищете».
При средней пенсии в 1400 гривен за коммунальные услуги, пенсионеры вынуждены отдавать 900. При этом цены на продукты питания возросли на 50%, а инфляция составляет 60%. 30% бюджета страны составляют военные расходы, из которых 400 млн евро было банально разворовано. Зарплаты и пенсии заморожены, а 5 млн человек из 43 находятся за чертой бедности.
Кредитная политика и диктат МВФ загоняют Украину в долги. Между тем, 20% промышленного потенциала страны уничтожено в ходе боевых действий. Судостроение, радиоэлектроника, сельхозмашиностроение, тракторостроение, авиационные заводы практически не функционируют из-за разрыва кооперационных связей.
Из 15 действующих в Украине атомных энергоблоков 12 используют российское топливо, а 3 переведены на американское. Украинская компания «Энергоатом» в декабре 2014 года подписала соглашение с американской Westinghouse о поставках ядерного топлива для АЭС Украины. Тогда обращалось внимание, что американское топливо не соответствует необходимому качеству. В последнее время число аварийных ситуаций на Запорожской АЭС резко возросло. Поломки участились как раз в тот период, когда станция начала переход с российского топлива на американское. Между тем, параллельно Украина выступила с парадоксальным требованием вернуть атомное топливо, захороненное в российских могильниках. Зачем это делается? По чьей указке?
Из-за военного конфликта теплоэлектростанции недополучают угля, что грозит не только веерными отключениями, но и полной зависимостью украинской энергосистемы от российской. Перед Украиной сегодня встает проблема продовольственной безопасности: в восточных регионах и части Харьковской области заминированы поля, существуют проблемы с монокультурами, падает плодородность почв.
Как неоднократно отмечали украинские коллеги, сегодня в Украине действует та же команда, что работала на Ющенко в 2004-2005 годах, при котором была заложена основа для радикализации украинского общества. При этом перед американской командой стоят вполне конкретные задачи: приватизация и продажа газотранспортной системы и украинских морских портов.
Сегодня в 43-миллионной Украине «болтается» более 1 миллиона стволов автоматического оружия. Может состояться как относительно мирная передача власти, так и эскалация напряжения в Киеве. При этом тлеет другая горячая точка — Приднестровье; конфликт искусственно разжигается, и перед украинским руководством поставлена задача блокировать Приднестровскую республику.
Идеология труда как объединяющая ценность
Компартия Беларуси активно поддерживает Компартию Украины на международной арене, принимая политические заявления. С 2013 года по настоящее время действует международный комсомольский студенческий стройотряд (Россия, Украина, Беларусь), который работал на объектах Минска. Более 150 тыс. беженцев с территории Донецкой и Луганской областей размещены в Беларуси, обеспечены жильем и работой.
Первый секретарь ЦК КПБ И.Карпенко. Минск, 10 октября
Белорусская социальная модель становится своего рода ориентиром для украинцев.
«Наши совместные действия направлены на то, чтобы рассказать украинцам о тех решениях, которые принимаются в РБ в вопросах управления промышленностью, защиты национального производителя и внутреннего рынка, здравоохранения, образования, молодежной политики», — отметил Петр Симоненко во время визита в Беларусь.
Компартия Беларуси на внеочередном съезде 27 июня 2015 года приняла решение поддержать кандидатуру А.Г. Лукашенко, и неудивительно, что данный ход встретил горячую поддержку со стороны КПУ. Посещая минские промышленные предприятия 9-11 октября, Петр Симоненко обратился к белорусам с призывом ни в коем случае не повторять ошибок, сделанных в Украине. По его мнению, Республика Беларусь — это образец того, что может достигнуть народ, имеющий профессиональное и мудрое руководство, крепкую власть, ориентированную на развитие и социальную защиту людей.
Поздравляя Лукашенко, Петр Симоненко отметил: «Ваша безоговорочная победа будет залогом развития и укрепления дружеских связей братских славянских народов Белоруссии, Украины и России, восстановления исторической правды и утверждения мира на Европейском континенте».
* * *
Можно констатировать, что национализм — это не просто внутренняя опасность «охоты на ведьм». Националисты сегодня выступают в роли международных провокаторов, неверно интерпретируя внутренние события в РБ и создавая ложные информационные поводы для россиян.
В свою очередь, шовинистическая пена, поднявшаяся в России, болезненно ищет русофобию под каждым белорусским кустом, и радостно ее находит в фантомном интернет-пространстве, которое прочно «держится» белорусскими националистами и имеет к объективной реальности мало отношения.
К примеру, накануне визита лидера КПРФ Г.Зюганова в Беларусь (8-10 октября) в информационном поле появилась «деза» о том, что Зюганов якобы едет «зондировать» белорусские предприятия на предмет протестов и вести переговоры по военной базе в Лиде, «уламывать» Лукашенко.
Подобными приемами в двусторонних отношениях запускается волна агрессии, от которой не выигрывает никто, кроме диванных экспертов и интернет-аналитиков — на провокациях они делают себе имя, имеют чарку и кусок хлеба.
Опыт Украины научил главному: гарантией независимости выступает не военная и националистическая истерика, а экономическая и политическая стабильность и сильная централизованная власть.
Именно это имел в виду лидер КПУ Петр Симоненко, говоря о необходимости научиться у белорусов «господарювати» на своей земле.
Справка
По итогам парламентских выборов 2012 года КПУ заняла 4-е место, получив 13,18% и 32 места в ВР из 450.
22 июля 2014 года Верховная рада проголосовала за роспуск фракции КПУ и за законопроект о внесении в регламент ВР изменений, согласно которым депутатская фракция (депутатов в составе которой стало меньше предписанного минимального числа) подлежит роспуску.
Председатель ВР Александр Турчинов сообщил, что сразу после подписания закона президентом Украины объявит о роспуске фракции КПУ (из 33 членов которой к 1 июля осталось лишь 23 человека) в парламенте.
В тот же день Петр Порошенко подписал указ о роспуске фракции КПУ, и Александр Турчинов объявил об этом в Верховной Раде Украины, заявив: «Це історична подія, коллеги! Я сподіваюся, що більше ніколи комуністичних фракцій в українському парламенті не буде!»
В связи с постоянными притеснениями со стороны Минюста, в частности, умышленным затягиванием процесса регистрации партии на выборах, КПУ не имела возможности самостоятельно участвовать в предвыборной гонке в местные органы власти. Потому партия выдвинула кандидатов в составе политсилы «Нова держава», идеологически близкой к коммунистам.
Участвуя в местных выборах 25 октября, коммунисты требовали завершения военного конфликта на основе минских договоренностей, прямых переговоров Киева с представителями Донбасса и долгосрочной программы развития Донецкого региона, основанной на особом статусе областей в границах существующего административно-территориального деления.
Смерть капитализма: впереди — «новый рабовладельческий строй»
Сегодняшний капитализм уже иной. В начале текущего года Яков Ротшильд, президент и основной акционер инвестиционного фонда RIT Capital Partners, опубликовал ежегодный доклад об итогах деятельности фонда в 2014 г. В нем он признал, что в ближайшие годы главной целью бизнеса будет не приращение капитала, а его сохранение. Смысл его высказывания таков: мол, надо пережить тяжелые времена, а потом вернемся вновь к своему привычному и любимому делу (наращиванию капитала).
Боюсь разочаровать Ротшильда: возврата к прошлому не будет. И порекомендую перечитать «Капитал», в котором классик формулирует закон — тенденцию нормы прибыли к понижению. Все полтора столетия норма прибыли действительно понижалась, сегодня она уже на уровне «плинтуса». Совокупный капитал увеличиваться не будет, поскольку реальный рост ВВП уже закончился. Начнется жестокое время «черного передела» остатков капитала. Большинство капиталистов, лишенных былой «пассионарности», будут искать убежища где угодно. Даже в финансовых инструментах с отрицательным процентом.
«Хозяева денег» осознают, что существовавшая в течение нескольких веков капиталистическая модель экономики и общества себя изжила. И в «плановом порядке» готовят человечество к переходу к другой модели, где они могли бы оставаться хозяевами, но уже не денег, а всего мира как совокупности природных ресурсов, материальных производительных сил и всех людей на планете.
Причем власть над людьми должна распространяться на их сознание. Без понимания этих тектонических процессов в мировом капитализме трудно понять многие сегодняшние события в мире: появление ИГИЛ, войну на Ближнем и Среднем Востоке, «переселение народов» в Европу, «демократическую революцию» на Украине и т.п. Все это элементы гигантского проекта по трансформации обреченного капитализма в иную социально-экономическую формацию, которую можно условно назвать «новым рабовладельческим строем». Противостоять новому рабству можно лишь в том случае, если понимаешь, в чем состоят планы нынешних «хозяев денег».