Приехав на Запад (в Америку), моя знакомая подумала, что не на тот Запад попала. Что на какой-то альтернативный, не совсем такой, каким представляла в демократических грёзах. Уж очень приукрашали картинку российские СМИ, искажая действительность! В итоге поклонница, ехавшая в рай земной, где несть ни эллина, ни иудея, а токмо одно общечеловечество, исполненное высшими целями облагоденствия всякого ближнего и дальнего, оказалась ограбленной, оскорбленной, заподозренной в связях с террористами и русской мафией. Так что полезно самому увидеть и из первоисточника услышать!
Вот и впервые попадая в Белоруссию, люди, черпающие информацию об этой стране из российских СМИ, сначала думают, что завезли их не туда, не в ту Белоруссию.
В той, о которой они слышат, диктатура, тоталитаризм, удушение всего, подавление всех. По улицам, озираясь испуганно, бродят замученные люди, лишенные главного завоевания демократии – ста сортов колбасы.
Приехав же, видят красивых, спокойных, улыбчивых, уверенных в завтрашнем дне людей, чистоту, порядок и те самые сто сортов колбасы, но произведенной не из бешеных коров или кенгурятины из заморских стран, как это повелось у нас, а из отечественных ингредиентов. Конечно, люди изумляются тому контрасту, которым является телевизионная картинка на российских ТВ и реальная жизнь в Белоруссии.
На этот раз, в ходе пресс-тура на тему «Актуальные вопросы интеграции Беларуси и России», удивляться было кому (более 100 представителей СМИ из разных регионов России приняли участие), и было чему – нам вновь продемонстрировали слаженную работу заводов, агрохозяйств, предприятий пищевой промышленности…
Пребывание в Белоруссии всегда сопровождается чувством безопасности: ты знаешь, что защищен от криминала, не подвергнешься неправедному унижению или оскорблению, будешь вкусно накормлен, встретишь со стороны окружающих взаимопонимание и симпатию, в магазинах тебе не подсунут дрянной товар, не нахамят. Это чувство защищённости – непозволительная для нас нынче роскошь, создает впечатление душевного равновесия. Это ощущение не дается само по себе. Чтобы граждане: и жители республики, и гости, – чувствовали себя спокойно и уверенно, много делается. Так, страна, граничащая со странами НАТО, придает огромное значение обороноспособности.
Служба в рядах вооруженных сил является именно почётной обязанностью. И даже не все желающие имеют возможность пройти срочную службу – есть отбор! Профессия военного престижна и по моральным, и по материальным соображениям. Офицеры получают жалованье, позволяющее достойно содержать семью, имеют льготы при строительстве жилья. Кстати, если человек не служил в армии, у него нет перспектив занять государственную должность.
Генерал-майор Сергей Лемешевский, начальник Главного штаба – первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил, на встрече с журналистами на командном пункте Северо-западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО РБ отметил, что Белоруссия является мирным государством. Но поскольку в последние годы в мире все чаще конфликты приходится решать с помощью военной силы, страна в случае необходимости готова мобилизовать свой оборонный потенциал. Более тысячи военнослужащих ПВО заступают ежедневно на свои посты по охране воздушного пространства Белоруссии и России. Ведь потенциальный нарушитель или агрессор может полететь в направлении России именно через территорию Белоруссии. В прошлом году радиотехническими войсками ПВО обнаружено и проведено 145 тысяч воздушных судов. Военные Белоруссии сотрудничают с коллегами из стран СНГ: два раза в год проводятся совместные штабные тренировки с органами военного управления и дежурными силами по ПВО объединенной системы государств-участников СНГ. Но особенно тесное взаимодействие – с российскими военными: совместная охрана западных воздушных границ обоих государств и контроль за использованием воздушного пространства – общая задача наших стран. Военные РФ и РБ дважды в год проводят совместные учения, стрельбы на полигонах России. Поскольку оборонительная политика является совместной и обеспечивается силами двух стран, военные подчеркнули, что необходимо создание Единой региональной системы ПВО, о чем уже подписано соглашение. Генерал отметил, что основа безопасности и показатель силы страны – не способность начинать войны, а способность их предотвращать.
Именно на предотвращение возможных войн направлена военная стратегия РБ. Если потенциальный агрессор будет знать, что встретит достойный и неминуемый отпор, то поостережется развязывать конфликт.
В республике принята программа перевооружения, рассчитанная на срок до 2015 года, средства выделяются в полном объеме, что позволит выполнить намеченные планы.
Нас ведут в Зал боевого управления и Зал слежения за полетами. На стенах висят планшеты, отражающие текущую оперативную обстановку. Мы наблюдаем за движением воздушных судов над территорией Белоруссии. Основная задача дежурящих здесь военных – оповещение об объектах, оказавшихся в воздушном пространстве РБ. Например, при нас на запрос командира дежурный четко доложил, какой борт, куда, откуда следует, в каком воздушном эшелоне, на какой высоте.
Демонстрируют нам и передвижной пункт оперативно-тактического командования: автомобили белорусского производства оборудованы техникой, позволяющей отслеживать ситуацию в воздушном пространстве, получая данные со стационарных и передвижных пунктов. Ну а мобильность пункта позволяет маневрировать по территории, не будучи засеченным средствами слежения противника. Бак машины вмещает 700 литров топлива, что позволяет передвигаться без дозаправки в течение суток. То есть западные границы России надежно прикрыты силами белорусских ПВО.
ИТАК, ПОЧЕМУ белорусы чувствуют свою защищенность от внешнего врага, мы отчасти поняли, увидев малую часть оборонного комплекса страны. Но одной из важнейших составляющих безопасности государства является продуктовая. Пожалуй, Белоруссия – одна из немногих стран в мире, которая практически полностью обеспечивает себя основными видами и объемами сельскохозяйственной продукции, значительную часть которой экспортирует, подкармливая и нас, россиян, чьи посевные площади (в России выведено из сельхозоборота 40 млн. га пахотных земель) поросли бурьяном – тоже свобода и вольница – демократия на полях полная.
Нас пригласили на выставку продукции белорусских агропредприятий и пищевых комбинатов, открыл которую доктор с\х наук, директор РУП «Институт овощеводства НАН Беларуси» Александр Аутко. Отметив, что культура питания определяется тем, сколько овощей потребляет человек, и что в Белорусы стараются увеличить потребление гражданами овощей, он рассказал, как сельхозпредприятия переходят на самые современные способы возделывания земли, применяют технологии, позволяющие получать высокие урожаи. 115 новых сортов и гибридов выведено в институте овощеводства, селекционные работы ведутся в сотрудничестве с российскими коллегами. Более 50 модификаций сельскохозяйственных машин создано в республике для выращивания и сбора продукции. Озвучиваемые цифры о полученном в этом году с полей урожае впечатляют. А ведь жара была не только в России, но и в Белоруссии.
Если лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то здесь и сто раз увидеть недостаточно: лучше один раз попробовать. Сквозь строй плетеных корзин с красавцами огурцами, помидорами, перцами, арбузами (вырастили свои!) кабачками, яблоками, картофелем входим в демонстрационный зал, где столы ломятся от переработанной сельхозпродукции. Сметана, творог, йогурт, сыр, колбаса, ветчина, бекон, сок, бублики… Десятки наименований, сотни сортов. Угощайтесь, гости дорогие! Отведав, скажешь решительно министру Онищенко – шлагбауму белорусской сельхозпродукции на пути к российскому столу: Геннадий, ты не прав!
Свою продукцию представляли агрокомбинат «Дзержинский», «Клецкая крыначка», «Борисовский молочный комбинат», «Березинский сыродельный завод», «Городецкий сахарный комбинат», «Копыльский маслосырзавод», «Борисовский мясокомбинат», «Столбцовский мясокомбинат», «Молодечный молочный комбинат», «Слуцкий уксус» потчевал блюдами, приправленными своей продукцией. Как всё вкусно! Все свежее, благоухает пьянящими ароматами. Производят-то все из своего, не перемороженного, не залежалого. В Белоруссию стоит съездить даже ради того, чтобы отведать, что такое здоровая вкусная недорогая еда в одном «лице».
Белорусские специалисты в последние годы разработали 50 видов уборочных машин. А кто производит такую технику? И Гомсельмаш, и МТЗ, и МАЗ. А еще — ОАО «Амкодор», где мы побывали и насладились авто-шоу. Большегрузная многотонная техника изящно, элегантно, словно танцовщицы, крутила фуэте вокруг своей оси, делала батман, поднимая стрелу, погрузчики закрывали спичечные коробки, не повредив их. То есть на твоих глазах «блоху подковывали». Впечатляет. Вообще ОАО «Амкодор» — структура, способная впечатлить самого бывалого человека. Это компания холдингового типа, объединяющая 9 предприятий, на которых в общей сложности трудится около 5 тысяч человек.
«Амкодор» один из крупнейших в СНГ и Европе производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной, сельскохозяйственной и другой техники. В модельном ряду – более 80 моделей и модификаций машин. Среди них погрузчики с бортовым поворотом и автопогрузчики вилочные, шасси с телескопической стрелой и аэродромные уборочные машины, снегоочистители и траншеекопатели. Предприятие выпускает большее количество модификаций техники, чем все заводы бывшего СССР. Техника «Амкодора» попросту очень красива, она выделяется современным дизайном и комфортностью: в кабинах мягкие сиденья, отопление и кондиционеры.
Ежегодно «Амкодор» выпускает более 5000 единиц специальной техники, продукция экспортируется более чем в 30 стран мира. Конструкторское бюро предприятия занимается разработками и модернизацией продукции. Сейчас на очереди – 27 новых моделей. Более 60% составляющих машин деталей, узлов и агрегатов выпускается на предприятиях ОАО. Некоторые комплектующие в настоящее время на всем пространстве СНГ производят только на «Амкодоре». В республике сохранилась сеть ПТУ, где готовят рабочих высоких квалификаций, которые способны выполнить разработки конструкторов. Председатель совета директоров Александр Шакутин отметил, что государство готовит специалистов за свой счет и проблем с кадрами не возникает. Хотя обратил внимание на парадоксальное обстоятельство: едва ли не пожалеешь, что в стране нет безработицы, потому что предприятию нужно дополнительно 500 специалистов для расширения производства, но заполучить их нелегко.
Функционирует дилерская сеть по продаже и сервисному обслуживанию: в разных странах мира их работает более 50. Идет обучение работе на своей технике желающих как на местах, так и на своей площадке. Также специалисты выезжают на места, если возникают какие-то вопросы.
Хотя предприятие является частным, действует социальная программа по обеспечению работников жильем, детскими садами, путевками на отдых, есть свое подсобное хозяйство. В течение 5 лет всем нуждающимся предоставляют жилье. Можно взять кредит под 5% годовых и решить свой жилищный вопрос. Например, «Амкодор» в настоящее время строит 2 жилых дома для работников. Александр Шакутин убеждён, что голодный работник не способен создавать и выпускать современную высокотехнологичную продукцию. Очень важно моральное состояние работающего – он должен быть уверен, что может прокормить семью и обеспечить её достойными жилищными условиями.
Хотя разговор во время экскурсии по предприятию, где мы наблюдали за работой фрезеровщиков, слесарей на станках с числовым программным управлением, сборщиков, сварщиков, и во время пресс-конференции с руководством «Амкодора», шел о производстве и его перспективах, но невольно то и дело речь заходила о взаимоотношениях наших стран. Александр Шакурин поделился, что в свое время входил в избирательную команду Кебича. И сейчас понимает, как повезло стране, что выборы выиграл нынешний президент, наделённый не только деловыми и организаторскими качествами, но и чутьём и стратегическим мышлением, необходимым руководителю государства. Белорусы поделились, что с болью и возмущением восприняли информационную войну российских СМИ против главы государства Александра Лукашенко. «Больше, чем наш президент любит Россию, не любит никто», – эмоционально высказался Александр Шакурин.
ВОЗИЛИ НАШУ ГРУППУ организованно на автобусе, но удалось проехаться по Минску на общественном транспорте – троллейбусе. Красивый удобный салон, мягкий ход, комфортная посадка. Транспорт оказался белорусского производства – ОАО «БелКоммунМаш», в цехах которого мы побывали.
Ни ушам, слушая о работе и модернизации предприятия, ни глазам, глядя на выпускаемую продукцию, не веришь, особенно на фоне нашего «движения производства». Из ремонтного предприятия с 30-летней историей завод в 2007 году превратился в ведущего производителя электротранспорта (трамваи, троллейбусы), разработав свои модели и завоевав уже обширный рынок! И если до 2007 года на предприятии работало 800 человек, то сейчас — около 1500. А с 2010 года предприятие занимает первое место в мире по объёму производства троллейбусов. Например, впервые в СНГ на ОАО выпустили скоростной трамвай. Как подчеркнул генеральный директор УП «Белкоммунмаш» Владимир Король, это стало возможно благодаря коллективу, его слаженной творческой работе. Вообще нелегко сочетать верность традициям и полную перестройку производства, оснащение самыми современными станками, что требует изменения психологии человека, нужен его настрой на качественно иные цели и задачи. Коллективу, по мнению его директора, удалось проникнуться идеологией творцов и созидателей. По словам Владимира Короля, идеи внедряемой на «Белкоммунмаше» концепции бережливого производства Lean и управления качеством позволили послевоенной Японии стать одним из технологических лидеров мира. Суть системы Lean – в минимизации затрат и сроков создания продукции, высоком качестве товара при его минимальной стоимости, гарантированных поставках клиентам. Для реализации этих простых на первый взгляд задач нужно, чтобы все подразделения эффективно взаимодействовали. Поэтому на предприятии проводится полномасштабная автоматизация. В единое информационное пространство попадают все службы, подразделения и цеха, включая заводские заведения общепита.
Наличие производственной базы и стабильного коллектива и позволило предприятию одновременно с капитальным ремонтом приступить к решению новой задачи – освоению производства новых троллейбусов.
По данным 2009 года 32% своей продукции предприятие реализует в России и заинтересовано расширять сеть городов, где работают машины «Белкоммунмаша». К тому же, в довольно сжатые сроки предприятие закрепилось на рынке Европы, Латинской Америки, стран СНГ (в России, Монголии, Латвии, Казахстане, Сербии, Молдове работает транспорт от «Белкоммунмаша»). Это удалось за счет высокого качества продукции, сервисного обслуживания (как выразился Владимир Король, «у нас нет брошенных детей» (бесхозной техники), обучения работе на выпускаемой технике, невысокой цены. А в 2011 году «Белкомунмаш» уже 85% техники отправит на экспорт.
Один из плакатов, висящий на стене цеха, гласит: «Качество – это когда к нам возвращаются клиенты, а не товар». Каждую машину адаптируют под климат страны, в которой ей предстоит работать. В Аргентине, в Кордобе, где с конца июня работает троллейбус «Белкоммунмаша», одна погода, на Урале другая. Главная особенность машины, специально сделанной для Аргентины, заключается в том, что троллейбус может обходиться и без проводов. Специальный дизель-генератор позволит проехать около двухсот километров, не подключаясь к контактной сети. А потом можно дозаправить бак и можно ехать дальше.
Конструкторы предусмотрели и дополнительную систему охлаждения. Даже в очень жаркую погоду механизмы не выйдут из строя, а водителю и пассажирам будет комфортно. Вышло предприятие на латиноамериканский рынок благодаря активной маркетинговой политике. В сентябре 2009 года на базе ОАО состоялась международная конференция потребителей электротранспорта, на которую пригласили представителей российских городов и зарубежных стран. Тогда представители Аргентины и заинтересовались техникой предприятия.
Владимир Король обратил внимание на то, что общественный транспорт на 100% предназначен для обслуживания людей. Отправляясь на работу в 4 утра, они должны добраться в хорошем настроении. А этому способствует уютный салон, удобные кресла, комфортная температура.
В планах предприятия – создание холдинга, который бы не только производил электротранспорт, но и работал над созданием и обслуживанием его сложной инфраструктуры, где и рельсы, и провода… Планируемый комплексный проект предполагает: 1) разработку проектных вариантов транспортных планированных решений, 2) проектирование объектов транспортной инфраструктуры, 3) строительство инфраструктуры транспортного сообщения, 4) разработку и создание, а также поставки подвижного состава, 5) создание системы контроля за оплатой поездок, 6) сервисное обслуживание состава и инфраструктуры, 7) формирование нормативной базы, 8) подготовку кадров.
Внедрение такой системы устойчивого функционирования всех видов наземного транспорта, предложенной белорусами, готовится в Татарстане, Самаре, Омске.
Большое внимание на предприятии уделяется социальным вопросам. Построены четыре жилых дома, есть благоустроенное общежитие, оздоровительный лагерь для детей, база отдыха, медицинский центр. В заводской столовой каждый работающий может взять блюда на 5.200 белорусских рублей за счет предприятия. На вопрос, не тяжеловато ли бремя социалки, Владимир Король однозначно ответил, что отказываться от нее завод не намерен, а напротив, развивать, так как уверенно чувствующий себя работник – ценность для предприятия.
Кстати, что интересно? Средняя зарплата рабочего выше, чем у инженера, а заместители директора получают больше него самого.
Побывали мы и в заводской столовой. И хочется туда вернуться вновь! Удивительно, почему по миру славится французская кухня, но нет достойной славы у белорусской, в которую влюбляешься с первой дегустации!
НА ВЫСТАВКЕ продукции пищевых комбинатов довелось отведать разнообразные блюда из мяса птицы открытого акционерного общества «Агрокомбинат Дзержинский», куда мы тоже съездили. История этого, одного из крупнейших агропредприятий Беларуси, насчитывает 30 лет. Это производство замкнутого цикла от выращивания птицы из собственного инкубационного яйца до реализации готовой продукции в собственной торговой сети. В свое время общество было образовано путём присоединения семи с\х предприятий к ОАО «Дзержинская бройлерная птицефабрика». Ныне общая капитализация хозяйства составляет 100 миллионов долларов. По словам генерального директора Леонида Зайца, целью создания агрохолдинга было производство собственного зерна (раньше его покупали за пределами страны) для кормления птицы. Цель выполнена.
Внедрение новых технологий, оборудования, полноценные корма позволяют увеличивать производство мяса птицы при снижении его себестоимости. Ежегодное увеличение — на 10%. Среднесуточный привес превышает европейский показатель — 58,3 грамма. Сохранность птицы – 98, 4%.
Предприятие производит более 300 наименований изделий из мяса птицы, которые реализуются через сеть из 40 фирменных магазинов. Торговля приносит ежегодную прибыль более чем в 5 млрд. белорусских рублей. Рентабельность производства – 33%. 98% агрохолдинга – в собственности государства. За счет прибыли предприятия ведется строительство новых мощностей, каким явился построенный в 2009 году инкубационный цех стоимостью 6,4 млрд. белорусских рублей. Мощность цеха составляет 19,9 млн. штук яиц в год. И если при строительстве птицефабрики в 1979 году проектная мощность была рассчитана на 5.200 тонн мяса птицы, то сейчас его выпускается уже 30 тысяч.
Есть в хозяйстве и стадо коров из 1100 голов. Его нам и показали. Принцип содержания стада – стойловый. Огромная территория с загонами, яслями для телят, помещениями для дойки в идеальной чистоте. Нам, как при входе в операционную, выдают бахилы, халаты, шапочки. Коровы, дающие по 7 тонн молока в год – зрелище потрясающее. Чистые, откормленные, с выменем в добрую бочку, смотрят на нас умными удивленными глазами: мол, чего пожаловали? А посещение яслей для телят – праздник души. У каждого теленочка маленький загончик со своим домиком. Дети есть дети. Умильные, трогательные, тянешь руку его погладить, а он пытается ухватить твою руку, надеясь, что это мамина титька или соска с молоком. Нам весело. Но приглядывающий за этим детским садом молодой специалист Андрей Старков – красавец-парень, богатырь, с открытым приветливым лицом останавливает наши нежности: «Ну что вы?! Нельзя! Это же совсем дети! Они же могут заразиться!» И столько в его голосе заботы о вверенных ему малышах и доброжелательного недоумения нашему непониманию и легкомысленности!
Средний возраст работающих в холдинге – 42 года. Молодежь охотно идет в это хозяйство, где средняя зарплата 500 долларов, отпуск 24 дня, за него получаешь и зарплату, и отпускные. Одиноким сразу предоставляют общежитие, семье дают жилплощадь, и если проработал в хозяйстве 10 лет – она переходит в твою собственность. Можно также взять кредит на 40 лет под 1% годовых и строить жилье самостоятельно.
И не только официально установленные нормы социальной защиты действуют. Один из рабочих, играя в волейбол, прямо на площадке умер от сердечного приступа. На общем собрании коллектива постановили помимо полагающейся государственной пенсии до исполнения его детям 18 лет выплачивать семье среднюю по хозяйству зарплату.
ЕСТЬ ИЗВЕСТНАЯ шутка о том, как экскурсанты заблудились на ликеро-водочном заводе, и их долго не могли выловить. Аналогичный случай чуть было не произошел во время экскурсии российских журналистов по кондитерской фабрике «Коммунарка». История предприятия идет от 11 января 1905 года, когда в Минской городской управе получила торговое свидетельство «Кофейня с кондитерскими продуктами, пекарня кондитерских продуктов Георгия Векентьевича Рачковского». После окончания гражданской войны с целью трудоустройства безработных на базе бывшего предприятия Минской биржей труда создан трудоколлектив кондитеров, названный «Первой белорусской кондитерской фабрикой». В 1929 году в честь 12-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции он был переименован в Минскую кондитерскую фабрику «Коммунарка». Предприятие разрастается и увеличивает как количество, так и ассортимент выпускаемой продукции.
Ежегодно выпускается до 25 тыс. тонн продукции, в ассортименте – более 300 наименований кондитерских изделий: это конфеты, шоколад, карамель, драже, вафли.
На фабрике действуют пять основных цехов, по которым проходит наша экскурсия. В цехах – аромат ванили, корицы, миндаля, какао-бобов. По транспортеру конвейера едут ромбики суфле, вот на них льется шоколад, обволакивая белоснежек. И вот уже готовые конфеты едут сушиться и одеваться в красочные фантики. А далее – цех, где конфеты украшают вручную: на шоколадных плоскостях рисуют крапинку, полосочку, волну…
С момента основания и по сегодняшний день при производстве кондитерских изделий на предприятии используют только натуральное, экологически чистое сырье. Весь процесс обработки какао-бобов осуществляется непосредственно на фабрике, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. Изделия «Коммунарки» долго сохраняют свои изумительные вкусовые качества, поскольку контроль за соблюдением рецептуры и технологией производства здесь высочайший. Особое внимание уделяется обновлению ассортимента.
Идет постоянное внедрение современных и эффективных технологий. Порядка 30% выпускаемой продукции отправляется на экспорт: в США, Россию, Германию, Израиль и другие страны. Целая стена фабричного музея увешана грамотами, дипломами национальных и международных выставок продуктов питания и кондитерских изделий.
После экскурсии нас пригласили отведать увиденное. Говорят, взрослые – это те же дети. Не знаю, как когда, но при посещении кондитерской фабрики – точно. К сожалению, возможности человеческого организма сильно ограничены, и при дегустации конфет «Коммунарки» ты отмечаешь эту печальную реальность. В ассортименте 300 наименований конфет, шоколада, карамели, драже, а ты способен отведать лишь сотую часть предлагаемого радушными кондитерами выбора.
Пожалуй, невозможность объять необъятное была единственным удручающим обстоятельством при посещении братской страны. И вновь программа пресс-тура была выстроена так, что удалось посмотреть белорусскую действительность в срезе: работа предприятий тяжелой и пищевой промышленности, перспективные разработки, социальные программы. Увиденное радует – искренне радуешься за белорусов, за их волю к созиданию и умение обустроить свою родину.
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/882/41.html
Вот и впервые попадая в Белоруссию, люди, черпающие информацию об этой стране из российских СМИ, сначала думают, что завезли их не туда, не в ту Белоруссию.
В той, о которой они слышат, диктатура, тоталитаризм, удушение всего, подавление всех. По улицам, озираясь испуганно, бродят замученные люди, лишенные главного завоевания демократии – ста сортов колбасы.
Приехав же, видят красивых, спокойных, улыбчивых, уверенных в завтрашнем дне людей, чистоту, порядок и те самые сто сортов колбасы, но произведенной не из бешеных коров или кенгурятины из заморских стран, как это повелось у нас, а из отечественных ингредиентов. Конечно, люди изумляются тому контрасту, которым является телевизионная картинка на российских ТВ и реальная жизнь в Белоруссии.
На этот раз, в ходе пресс-тура на тему «Актуальные вопросы интеграции Беларуси и России», удивляться было кому (более 100 представителей СМИ из разных регионов России приняли участие), и было чему – нам вновь продемонстрировали слаженную работу заводов, агрохозяйств, предприятий пищевой промышленности…
Пребывание в Белоруссии всегда сопровождается чувством безопасности: ты знаешь, что защищен от криминала, не подвергнешься неправедному унижению или оскорблению, будешь вкусно накормлен, встретишь со стороны окружающих взаимопонимание и симпатию, в магазинах тебе не подсунут дрянной товар, не нахамят. Это чувство защищённости – непозволительная для нас нынче роскошь, создает впечатление душевного равновесия. Это ощущение не дается само по себе. Чтобы граждане: и жители республики, и гости, – чувствовали себя спокойно и уверенно, много делается. Так, страна, граничащая со странами НАТО, придает огромное значение обороноспособности.
Служба в рядах вооруженных сил является именно почётной обязанностью. И даже не все желающие имеют возможность пройти срочную службу – есть отбор! Профессия военного престижна и по моральным, и по материальным соображениям. Офицеры получают жалованье, позволяющее достойно содержать семью, имеют льготы при строительстве жилья. Кстати, если человек не служил в армии, у него нет перспектив занять государственную должность.
Генерал-майор Сергей Лемешевский, начальник Главного штаба – первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил, на встрече с журналистами на командном пункте Северо-западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО РБ отметил, что Белоруссия является мирным государством. Но поскольку в последние годы в мире все чаще конфликты приходится решать с помощью военной силы, страна в случае необходимости готова мобилизовать свой оборонный потенциал. Более тысячи военнослужащих ПВО заступают ежедневно на свои посты по охране воздушного пространства Белоруссии и России. Ведь потенциальный нарушитель или агрессор может полететь в направлении России именно через территорию Белоруссии. В прошлом году радиотехническими войсками ПВО обнаружено и проведено 145 тысяч воздушных судов. Военные Белоруссии сотрудничают с коллегами из стран СНГ: два раза в год проводятся совместные штабные тренировки с органами военного управления и дежурными силами по ПВО объединенной системы государств-участников СНГ. Но особенно тесное взаимодействие – с российскими военными: совместная охрана западных воздушных границ обоих государств и контроль за использованием воздушного пространства – общая задача наших стран. Военные РФ и РБ дважды в год проводят совместные учения, стрельбы на полигонах России. Поскольку оборонительная политика является совместной и обеспечивается силами двух стран, военные подчеркнули, что необходимо создание Единой региональной системы ПВО, о чем уже подписано соглашение. Генерал отметил, что основа безопасности и показатель силы страны – не способность начинать войны, а способность их предотвращать.
Именно на предотвращение возможных войн направлена военная стратегия РБ. Если потенциальный агрессор будет знать, что встретит достойный и неминуемый отпор, то поостережется развязывать конфликт.
В республике принята программа перевооружения, рассчитанная на срок до 2015 года, средства выделяются в полном объеме, что позволит выполнить намеченные планы.
Нас ведут в Зал боевого управления и Зал слежения за полетами. На стенах висят планшеты, отражающие текущую оперативную обстановку. Мы наблюдаем за движением воздушных судов над территорией Белоруссии. Основная задача дежурящих здесь военных – оповещение об объектах, оказавшихся в воздушном пространстве РБ. Например, при нас на запрос командира дежурный четко доложил, какой борт, куда, откуда следует, в каком воздушном эшелоне, на какой высоте.
Демонстрируют нам и передвижной пункт оперативно-тактического командования: автомобили белорусского производства оборудованы техникой, позволяющей отслеживать ситуацию в воздушном пространстве, получая данные со стационарных и передвижных пунктов. Ну а мобильность пункта позволяет маневрировать по территории, не будучи засеченным средствами слежения противника. Бак машины вмещает 700 литров топлива, что позволяет передвигаться без дозаправки в течение суток. То есть западные границы России надежно прикрыты силами белорусских ПВО.
ИТАК, ПОЧЕМУ белорусы чувствуют свою защищенность от внешнего врага, мы отчасти поняли, увидев малую часть оборонного комплекса страны. Но одной из важнейших составляющих безопасности государства является продуктовая. Пожалуй, Белоруссия – одна из немногих стран в мире, которая практически полностью обеспечивает себя основными видами и объемами сельскохозяйственной продукции, значительную часть которой экспортирует, подкармливая и нас, россиян, чьи посевные площади (в России выведено из сельхозоборота 40 млн. га пахотных земель) поросли бурьяном – тоже свобода и вольница – демократия на полях полная.
Нас пригласили на выставку продукции белорусских агропредприятий и пищевых комбинатов, открыл которую доктор с\х наук, директор РУП «Институт овощеводства НАН Беларуси» Александр Аутко. Отметив, что культура питания определяется тем, сколько овощей потребляет человек, и что в Белорусы стараются увеличить потребление гражданами овощей, он рассказал, как сельхозпредприятия переходят на самые современные способы возделывания земли, применяют технологии, позволяющие получать высокие урожаи. 115 новых сортов и гибридов выведено в институте овощеводства, селекционные работы ведутся в сотрудничестве с российскими коллегами. Более 50 модификаций сельскохозяйственных машин создано в республике для выращивания и сбора продукции. Озвучиваемые цифры о полученном в этом году с полей урожае впечатляют. А ведь жара была не только в России, но и в Белоруссии.
Если лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то здесь и сто раз увидеть недостаточно: лучше один раз попробовать. Сквозь строй плетеных корзин с красавцами огурцами, помидорами, перцами, арбузами (вырастили свои!) кабачками, яблоками, картофелем входим в демонстрационный зал, где столы ломятся от переработанной сельхозпродукции. Сметана, творог, йогурт, сыр, колбаса, ветчина, бекон, сок, бублики… Десятки наименований, сотни сортов. Угощайтесь, гости дорогие! Отведав, скажешь решительно министру Онищенко – шлагбауму белорусской сельхозпродукции на пути к российскому столу: Геннадий, ты не прав!
Свою продукцию представляли агрокомбинат «Дзержинский», «Клецкая крыначка», «Борисовский молочный комбинат», «Березинский сыродельный завод», «Городецкий сахарный комбинат», «Копыльский маслосырзавод», «Борисовский мясокомбинат», «Столбцовский мясокомбинат», «Молодечный молочный комбинат», «Слуцкий уксус» потчевал блюдами, приправленными своей продукцией. Как всё вкусно! Все свежее, благоухает пьянящими ароматами. Производят-то все из своего, не перемороженного, не залежалого. В Белоруссию стоит съездить даже ради того, чтобы отведать, что такое здоровая вкусная недорогая еда в одном «лице».
Белорусские специалисты в последние годы разработали 50 видов уборочных машин. А кто производит такую технику? И Гомсельмаш, и МТЗ, и МАЗ. А еще — ОАО «Амкодор», где мы побывали и насладились авто-шоу. Большегрузная многотонная техника изящно, элегантно, словно танцовщицы, крутила фуэте вокруг своей оси, делала батман, поднимая стрелу, погрузчики закрывали спичечные коробки, не повредив их. То есть на твоих глазах «блоху подковывали». Впечатляет. Вообще ОАО «Амкодор» — структура, способная впечатлить самого бывалого человека. Это компания холдингового типа, объединяющая 9 предприятий, на которых в общей сложности трудится около 5 тысяч человек.
«Амкодор» один из крупнейших в СНГ и Европе производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной, сельскохозяйственной и другой техники. В модельном ряду – более 80 моделей и модификаций машин. Среди них погрузчики с бортовым поворотом и автопогрузчики вилочные, шасси с телескопической стрелой и аэродромные уборочные машины, снегоочистители и траншеекопатели. Предприятие выпускает большее количество модификаций техники, чем все заводы бывшего СССР. Техника «Амкодора» попросту очень красива, она выделяется современным дизайном и комфортностью: в кабинах мягкие сиденья, отопление и кондиционеры.
Ежегодно «Амкодор» выпускает более 5000 единиц специальной техники, продукция экспортируется более чем в 30 стран мира. Конструкторское бюро предприятия занимается разработками и модернизацией продукции. Сейчас на очереди – 27 новых моделей. Более 60% составляющих машин деталей, узлов и агрегатов выпускается на предприятиях ОАО. Некоторые комплектующие в настоящее время на всем пространстве СНГ производят только на «Амкодоре». В республике сохранилась сеть ПТУ, где готовят рабочих высоких квалификаций, которые способны выполнить разработки конструкторов. Председатель совета директоров Александр Шакутин отметил, что государство готовит специалистов за свой счет и проблем с кадрами не возникает. Хотя обратил внимание на парадоксальное обстоятельство: едва ли не пожалеешь, что в стране нет безработицы, потому что предприятию нужно дополнительно 500 специалистов для расширения производства, но заполучить их нелегко.
Функционирует дилерская сеть по продаже и сервисному обслуживанию: в разных странах мира их работает более 50. Идет обучение работе на своей технике желающих как на местах, так и на своей площадке. Также специалисты выезжают на места, если возникают какие-то вопросы.
Хотя предприятие является частным, действует социальная программа по обеспечению работников жильем, детскими садами, путевками на отдых, есть свое подсобное хозяйство. В течение 5 лет всем нуждающимся предоставляют жилье. Можно взять кредит под 5% годовых и решить свой жилищный вопрос. Например, «Амкодор» в настоящее время строит 2 жилых дома для работников. Александр Шакутин убеждён, что голодный работник не способен создавать и выпускать современную высокотехнологичную продукцию. Очень важно моральное состояние работающего – он должен быть уверен, что может прокормить семью и обеспечить её достойными жилищными условиями.
Хотя разговор во время экскурсии по предприятию, где мы наблюдали за работой фрезеровщиков, слесарей на станках с числовым программным управлением, сборщиков, сварщиков, и во время пресс-конференции с руководством «Амкодора», шел о производстве и его перспективах, но невольно то и дело речь заходила о взаимоотношениях наших стран. Александр Шакурин поделился, что в свое время входил в избирательную команду Кебича. И сейчас понимает, как повезло стране, что выборы выиграл нынешний президент, наделённый не только деловыми и организаторскими качествами, но и чутьём и стратегическим мышлением, необходимым руководителю государства. Белорусы поделились, что с болью и возмущением восприняли информационную войну российских СМИ против главы государства Александра Лукашенко. «Больше, чем наш президент любит Россию, не любит никто», – эмоционально высказался Александр Шакурин.
ВОЗИЛИ НАШУ ГРУППУ организованно на автобусе, но удалось проехаться по Минску на общественном транспорте – троллейбусе. Красивый удобный салон, мягкий ход, комфортная посадка. Транспорт оказался белорусского производства – ОАО «БелКоммунМаш», в цехах которого мы побывали.
Ни ушам, слушая о работе и модернизации предприятия, ни глазам, глядя на выпускаемую продукцию, не веришь, особенно на фоне нашего «движения производства». Из ремонтного предприятия с 30-летней историей завод в 2007 году превратился в ведущего производителя электротранспорта (трамваи, троллейбусы), разработав свои модели и завоевав уже обширный рынок! И если до 2007 года на предприятии работало 800 человек, то сейчас — около 1500. А с 2010 года предприятие занимает первое место в мире по объёму производства троллейбусов. Например, впервые в СНГ на ОАО выпустили скоростной трамвай. Как подчеркнул генеральный директор УП «Белкоммунмаш» Владимир Король, это стало возможно благодаря коллективу, его слаженной творческой работе. Вообще нелегко сочетать верность традициям и полную перестройку производства, оснащение самыми современными станками, что требует изменения психологии человека, нужен его настрой на качественно иные цели и задачи. Коллективу, по мнению его директора, удалось проникнуться идеологией творцов и созидателей. По словам Владимира Короля, идеи внедряемой на «Белкоммунмаше» концепции бережливого производства Lean и управления качеством позволили послевоенной Японии стать одним из технологических лидеров мира. Суть системы Lean – в минимизации затрат и сроков создания продукции, высоком качестве товара при его минимальной стоимости, гарантированных поставках клиентам. Для реализации этих простых на первый взгляд задач нужно, чтобы все подразделения эффективно взаимодействовали. Поэтому на предприятии проводится полномасштабная автоматизация. В единое информационное пространство попадают все службы, подразделения и цеха, включая заводские заведения общепита.
Наличие производственной базы и стабильного коллектива и позволило предприятию одновременно с капитальным ремонтом приступить к решению новой задачи – освоению производства новых троллейбусов.
По данным 2009 года 32% своей продукции предприятие реализует в России и заинтересовано расширять сеть городов, где работают машины «Белкоммунмаша». К тому же, в довольно сжатые сроки предприятие закрепилось на рынке Европы, Латинской Америки, стран СНГ (в России, Монголии, Латвии, Казахстане, Сербии, Молдове работает транспорт от «Белкоммунмаша»). Это удалось за счет высокого качества продукции, сервисного обслуживания (как выразился Владимир Король, «у нас нет брошенных детей» (бесхозной техники), обучения работе на выпускаемой технике, невысокой цены. А в 2011 году «Белкомунмаш» уже 85% техники отправит на экспорт.
Один из плакатов, висящий на стене цеха, гласит: «Качество – это когда к нам возвращаются клиенты, а не товар». Каждую машину адаптируют под климат страны, в которой ей предстоит работать. В Аргентине, в Кордобе, где с конца июня работает троллейбус «Белкоммунмаша», одна погода, на Урале другая. Главная особенность машины, специально сделанной для Аргентины, заключается в том, что троллейбус может обходиться и без проводов. Специальный дизель-генератор позволит проехать около двухсот километров, не подключаясь к контактной сети. А потом можно дозаправить бак и можно ехать дальше.
Конструкторы предусмотрели и дополнительную систему охлаждения. Даже в очень жаркую погоду механизмы не выйдут из строя, а водителю и пассажирам будет комфортно. Вышло предприятие на латиноамериканский рынок благодаря активной маркетинговой политике. В сентябре 2009 года на базе ОАО состоялась международная конференция потребителей электротранспорта, на которую пригласили представителей российских городов и зарубежных стран. Тогда представители Аргентины и заинтересовались техникой предприятия.
Владимир Король обратил внимание на то, что общественный транспорт на 100% предназначен для обслуживания людей. Отправляясь на работу в 4 утра, они должны добраться в хорошем настроении. А этому способствует уютный салон, удобные кресла, комфортная температура.
В планах предприятия – создание холдинга, который бы не только производил электротранспорт, но и работал над созданием и обслуживанием его сложной инфраструктуры, где и рельсы, и провода… Планируемый комплексный проект предполагает: 1) разработку проектных вариантов транспортных планированных решений, 2) проектирование объектов транспортной инфраструктуры, 3) строительство инфраструктуры транспортного сообщения, 4) разработку и создание, а также поставки подвижного состава, 5) создание системы контроля за оплатой поездок, 6) сервисное обслуживание состава и инфраструктуры, 7) формирование нормативной базы, 8) подготовку кадров.
Внедрение такой системы устойчивого функционирования всех видов наземного транспорта, предложенной белорусами, готовится в Татарстане, Самаре, Омске.
Большое внимание на предприятии уделяется социальным вопросам. Построены четыре жилых дома, есть благоустроенное общежитие, оздоровительный лагерь для детей, база отдыха, медицинский центр. В заводской столовой каждый работающий может взять блюда на 5.200 белорусских рублей за счет предприятия. На вопрос, не тяжеловато ли бремя социалки, Владимир Король однозначно ответил, что отказываться от нее завод не намерен, а напротив, развивать, так как уверенно чувствующий себя работник – ценность для предприятия.
Кстати, что интересно? Средняя зарплата рабочего выше, чем у инженера, а заместители директора получают больше него самого.
Побывали мы и в заводской столовой. И хочется туда вернуться вновь! Удивительно, почему по миру славится французская кухня, но нет достойной славы у белорусской, в которую влюбляешься с первой дегустации!
НА ВЫСТАВКЕ продукции пищевых комбинатов довелось отведать разнообразные блюда из мяса птицы открытого акционерного общества «Агрокомбинат Дзержинский», куда мы тоже съездили. История этого, одного из крупнейших агропредприятий Беларуси, насчитывает 30 лет. Это производство замкнутого цикла от выращивания птицы из собственного инкубационного яйца до реализации готовой продукции в собственной торговой сети. В свое время общество было образовано путём присоединения семи с\х предприятий к ОАО «Дзержинская бройлерная птицефабрика». Ныне общая капитализация хозяйства составляет 100 миллионов долларов. По словам генерального директора Леонида Зайца, целью создания агрохолдинга было производство собственного зерна (раньше его покупали за пределами страны) для кормления птицы. Цель выполнена.
Внедрение новых технологий, оборудования, полноценные корма позволяют увеличивать производство мяса птицы при снижении его себестоимости. Ежегодное увеличение — на 10%. Среднесуточный привес превышает европейский показатель — 58,3 грамма. Сохранность птицы – 98, 4%.
Предприятие производит более 300 наименований изделий из мяса птицы, которые реализуются через сеть из 40 фирменных магазинов. Торговля приносит ежегодную прибыль более чем в 5 млрд. белорусских рублей. Рентабельность производства – 33%. 98% агрохолдинга – в собственности государства. За счет прибыли предприятия ведется строительство новых мощностей, каким явился построенный в 2009 году инкубационный цех стоимостью 6,4 млрд. белорусских рублей. Мощность цеха составляет 19,9 млн. штук яиц в год. И если при строительстве птицефабрики в 1979 году проектная мощность была рассчитана на 5.200 тонн мяса птицы, то сейчас его выпускается уже 30 тысяч.
Есть в хозяйстве и стадо коров из 1100 голов. Его нам и показали. Принцип содержания стада – стойловый. Огромная территория с загонами, яслями для телят, помещениями для дойки в идеальной чистоте. Нам, как при входе в операционную, выдают бахилы, халаты, шапочки. Коровы, дающие по 7 тонн молока в год – зрелище потрясающее. Чистые, откормленные, с выменем в добрую бочку, смотрят на нас умными удивленными глазами: мол, чего пожаловали? А посещение яслей для телят – праздник души. У каждого теленочка маленький загончик со своим домиком. Дети есть дети. Умильные, трогательные, тянешь руку его погладить, а он пытается ухватить твою руку, надеясь, что это мамина титька или соска с молоком. Нам весело. Но приглядывающий за этим детским садом молодой специалист Андрей Старков – красавец-парень, богатырь, с открытым приветливым лицом останавливает наши нежности: «Ну что вы?! Нельзя! Это же совсем дети! Они же могут заразиться!» И столько в его голосе заботы о вверенных ему малышах и доброжелательного недоумения нашему непониманию и легкомысленности!
Средний возраст работающих в холдинге – 42 года. Молодежь охотно идет в это хозяйство, где средняя зарплата 500 долларов, отпуск 24 дня, за него получаешь и зарплату, и отпускные. Одиноким сразу предоставляют общежитие, семье дают жилплощадь, и если проработал в хозяйстве 10 лет – она переходит в твою собственность. Можно также взять кредит на 40 лет под 1% годовых и строить жилье самостоятельно.
И не только официально установленные нормы социальной защиты действуют. Один из рабочих, играя в волейбол, прямо на площадке умер от сердечного приступа. На общем собрании коллектива постановили помимо полагающейся государственной пенсии до исполнения его детям 18 лет выплачивать семье среднюю по хозяйству зарплату.
ЕСТЬ ИЗВЕСТНАЯ шутка о том, как экскурсанты заблудились на ликеро-водочном заводе, и их долго не могли выловить. Аналогичный случай чуть было не произошел во время экскурсии российских журналистов по кондитерской фабрике «Коммунарка». История предприятия идет от 11 января 1905 года, когда в Минской городской управе получила торговое свидетельство «Кофейня с кондитерскими продуктами, пекарня кондитерских продуктов Георгия Векентьевича Рачковского». После окончания гражданской войны с целью трудоустройства безработных на базе бывшего предприятия Минской биржей труда создан трудоколлектив кондитеров, названный «Первой белорусской кондитерской фабрикой». В 1929 году в честь 12-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции он был переименован в Минскую кондитерскую фабрику «Коммунарка». Предприятие разрастается и увеличивает как количество, так и ассортимент выпускаемой продукции.
Ежегодно выпускается до 25 тыс. тонн продукции, в ассортименте – более 300 наименований кондитерских изделий: это конфеты, шоколад, карамель, драже, вафли.
На фабрике действуют пять основных цехов, по которым проходит наша экскурсия. В цехах – аромат ванили, корицы, миндаля, какао-бобов. По транспортеру конвейера едут ромбики суфле, вот на них льется шоколад, обволакивая белоснежек. И вот уже готовые конфеты едут сушиться и одеваться в красочные фантики. А далее – цех, где конфеты украшают вручную: на шоколадных плоскостях рисуют крапинку, полосочку, волну…
С момента основания и по сегодняшний день при производстве кондитерских изделий на предприятии используют только натуральное, экологически чистое сырье. Весь процесс обработки какао-бобов осуществляется непосредственно на фабрике, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. Изделия «Коммунарки» долго сохраняют свои изумительные вкусовые качества, поскольку контроль за соблюдением рецептуры и технологией производства здесь высочайший. Особое внимание уделяется обновлению ассортимента.
Идет постоянное внедрение современных и эффективных технологий. Порядка 30% выпускаемой продукции отправляется на экспорт: в США, Россию, Германию, Израиль и другие страны. Целая стена фабричного музея увешана грамотами, дипломами национальных и международных выставок продуктов питания и кондитерских изделий.
После экскурсии нас пригласили отведать увиденное. Говорят, взрослые – это те же дети. Не знаю, как когда, но при посещении кондитерской фабрики – точно. К сожалению, возможности человеческого организма сильно ограничены, и при дегустации конфет «Коммунарки» ты отмечаешь эту печальную реальность. В ассортименте 300 наименований конфет, шоколада, карамели, драже, а ты способен отведать лишь сотую часть предлагаемого радушными кондитерами выбора.
Пожалуй, невозможность объять необъятное была единственным удручающим обстоятельством при посещении братской страны. И вновь программа пресс-тура была выстроена так, что удалось посмотреть белорусскую действительность в срезе: работа предприятий тяжелой и пищевой промышленности, перспективные разработки, социальные программы. Увиденное радует – искренне радуешься за белорусов, за их волю к созиданию и умение обустроить свою родину.
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/10/882/41.html