Белорусская столица очаровала российских журналистов – европейской аккуратностью, чистотой, порядком и славянским добросердечием. Впрочем, удивил этим не только Минск. То же самое довелось увидеть и ощутить везде, где мы побывали в рамках пресс-тура по республике Беларусь. И всё же мне повествование о союзном государстве хотелось бы начать именно со столичных впечатлений.
...Признаюсь, ехал в соседнюю республику с тревожным ожиданием: боялся, что не увижу пресловутого «белорусского чуда» или, иначе говоря, социально-экономического благополучия, о котором столько слышал от знакомых и коллег, уже бывавших там. Ведь твёрдая хватка российских монополистов в споре о ценах на энергоносители для Белоруссии с каждым годом становится всё жёстче. Последствия этого не лучшим образом отражаются на экономике небольшого славянского государства. Однако погостив неделю в стране белого аиста, приятно удивился тому, с каким упорством и трудолюбием белорусы отстаивают в сложном диалоге с великодержавным соседом своё маленькое, но хорошо устроенное житейское счастье...
Европейский облик с белорусской душой
После хаоса многолюдных московских проспектов привокзальная площадь главного города Белоруссии показалась тихой и аскетично-деловой. Здесь не было воткнутых едва ли не на каждом пятачке павильонов с гамбургерами, пиццей и колой, соседствующих с биотуалетами. Сразу обратил внимание: площадь вокруг внушительного по размерам – из стекла и бетона – вокзального комплекса уложена брусчаткой. Как оказалось, удобная для пешеходов брусчатка на минских улицах – обычное явление. И это несколько роднит белорусскую столицу с Красноярском.
На всём протяжении пути до гостиницы только успевал головой по сторонам крутить. В глаза бросалось многое. Например, достаточно современная для города с тысячелетней историей архитектура. Что объяснимо, конечно. Всё-таки Минск в годы Великой Отечественной был разрушен почти полностью и восстанавливался из руин по архитектурному дизайну советского послевоенного образца. Отсюда и просторные улицы с широкими автодорогами – преимущественно в шесть и даже восемь полос.
Удивило, что на магистральных проспектах нет столпотворения припаркованных вдоль тротуаров машин. Для стоянок отведены специальные места, используются для этих целей и некоторые поперечные улочки. Что добавляет Минску европейской упорядоченности. Вот бы и Красноярску взять на вооружение подобное правило, невольно подумалось мне, ведь в нашем краевом центре даже на главных улицах порой не развернуться – машины во многих местах паркуются едва ли не друг на друге. Как удалось выяснить позднее у сотрудников ГАИ, беспорядочная парковка в центре белорусской столицы запрещена, и за этим строго следят. Каждый день, а не только во время праздников или визитов высокопоставленных гостей. Это же подтверждали потом и простые минчане, с которыми доводилось общаться.
Отметил я и другой нюанс – автомобили, чаще «иномарки», даже в центре Минска встречались преимущественно эконом-класса, в то время как, например, в Москве – просто засилье легковушек уровня люкс. Хотя в Белоруссии, по рассказам местных граждан, престижную иномарку можно купить по более удобной цене, чем в той же российской столице. Пусть это выглядит парадоксально, но массовость недорогих машин, мне кажется, говорит в пользу белорусской экономической модели – это характерный признак того, что в стране нет зияющего провала между столицей и провинцией, между состоятельными гражданами (а их здесь тоже немало) и простыми людьми. О том же свидетельствует и статистика.
Водителю – рай, пешеходу – удобство
Конечно, Минск не Москва: население его не превышает двух миллионов человек, а потому и машин здесь значительно меньше. Зарегистрировано 630 тысяч авто. Зато эта цифра раза в два превышает красноярскую. И при этом дорожные заторы – редкость. За неделю я видел всего три незначительные пробки. Причём одна из них случилась не из-за будничного дорожного коллапса, а по причине проезда президентского кортежа. К слову, гражданских машин с мигалками и прочими спецсигналами не довелось увидеть вообще. Минчане пояснили, что они применяются лишь на машинах из президентского автопарка, да и то не всегда.
О порядке и удобстве городского движения тщательно заботятся муниципальные власти. Как выяснилось из беседы с председателем горисполкома Николаем Ладутько, минские дороги заранее готовят к растущей автомобилизации. Уже вовсю действует государственная программа строительства современных дорожных развязок внутри и вокруг города. Каждая такая развязка обходится бюджету примерно в 30 миллионов долларов. Некоторые возведены, другие строятся. Всего до 2020 года в Минске и его окрестностях появится 20 новых просторных автодорожных узлов.
Кроме того, в рамках другой госпрограммы под названием «400 тысяч», рассчитанной на ближайшее десятилетие, будет построено более 30 паркингов. Для ускорения работ по указу президента для подрядных строительных организаций создаются льготные налоговые условия. Наряду с масштабными проектами наращивается возведение традиционных плоскостных автостоянок, расширяются улицы, дворовые проезды и парковки.
Продолжается обновление маршрутной сети метрополитена. Ежегодно проходчики осваивают по километру. Минская «подземка» не так давно увеличилась на пять станций. К 2012 году протяжённость метро превысит 35 километров, а число станций достигнет 28. При том что минскому метро менее 30 лет «от роду».
Вообще для того, чтобы свободно перемещаться по белорусской столице, совсем не обязательно иметь личный автомобиль. Город компактен. Он и сейчас застраивается таким образом, что его можно пересечь из конца в конец за час с небольшим. Для этого хорошо отлажена работа и наземного общественного транспорта. В Минске внедряется уникальный проект комплексного обновления всей транспортной структуры, включая инженерные коммуникации, системы связи, контроля, технического и дорожного обслуживания, – «под ключ». Стоимость проезда в любом виде общественного транспорта, включая метро, около 7 рублей в пересчёте на российские деньги. Для сравнения – в Москве одна поездка в «подземке» стоит 26 рублей.
Все маршрутные автобусы, троллейбусы и трамваи в Минске – местного производства. И вовсе не потому, что якобы белорусские машины, кроме самой Белоруссии, нигде не нужны. Достаточно сказать, что значительная доля продукции минских производителей (больше половины) как раз-таки экспортируется. И не только, точнее – даже не столько в Россию, сколько в страны Прибалтики, Европы, СНГ и даже Латинской Америки.
Новейшие модели белорусских автобусов, троллейбусов и трамваев отвечают всем европейским требованиям, в том числе по экологии и безопасности. Более того, они в массе своей – низкопольные, технически адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Эх, вот бы в Красноярске заменить изношенный электротранспорт минскими машинами! Ведь бегают же по дорогам краевого центра белорусские автобусы. И, кстати, неплохо бегают. Как-то разговорился с водителем МАЗа 52-го красноярского маршрута Сергеем – шофёр хорошо отозвался о его качестве. Сказал, что за два года эксплуатации существенных поломок не было.
Способствует комфорту транспортного движения в Минске и качество самих магистралей. Скажу честно, подобных дорог в России я не видел. Стакан поставишь в машине – не разольётся. Внутри автомобиля, автобуса при движении чувствуешь себя, как в самолёте, - даже не покачивает. Правда, на самых оживлённых улицах дорожное полотно не столь совершенное. Но в массе своей дороги действительно потрясающего качества – что в черте столицы, что за её пределами, в том числе в деревенской провинции. Важная деталь: проезжая часть выстроена на всю ширину, а не обрезана по обочинам. На асфальтобетоне здесь не экономят. Делают без нарушения технологии. Может, и не везде, однако плохие дороги мне не встречались.
Строительством и содержанием автомобильных трасс в республике занимается преимущественно государственная организация, хотя есть и некоторое число частных дорожно-строительных компаний. За право проезда по белорусским дорогам водители платят. Правда, лишь те, кто управляет большими фурами, грузовиками, крупными междугородными автобусами либо микроавтобусами высотой более двух метров. Собираемые средства идут на обустройство дорог. При этом автолюбители, владеющие обычными легковушками, ездят по ухоженным магистралям бесплатно.
Для регулирования движения в Минске повсюду используются диодные светофоры (к слову, белорусского же производства). Несмотря на своё ещё советское название, служба ГАИ со своими задачами тоже справляется неплохо. По словам капитана ДПС Андрея Стульского, в текущем году число погибших на белорусских дорогах сократилось на 100 человек. Для маленькой страны это уже показатель.
Но любопытнее то, что в республике сотрудники ГАИ не «берут». Во всяком случае, в массовом порядке. Об этом мне говорили сами горожане. Не думаю, что всех их можно заподозрить в лукавстве. Да и логика в действиях блюстителей порядка очевидна. Как мне рассказал всё тот же капитан Стульский, у него и его коллег по службе вполне достойная зарплата (в пересчёте на российские рубли – от 15 тысяч и выше) и крепкие социальные льготы от государства, в том числе жилищные. А вот если попадёшься со взяткой, даже маленькой, можно тут же всё это потерять. Причём навсегда. Уволят и обратно в профессию не пустят.
В этом смысле мне запомнились откровения белоруса Алексея Клевитского о его поездке в Москву. Когда он вынужденно из-за пробки пересёк на машине «сплошную» на улице Ботанической и попался сотрудникам ДПС, те сразу затребовали шесть тысяч рублей. На готовность Алексея ответить по закону люди в форме не реагировали. Упорно требовали деньги. «В своей стране чего-то подобного я просто не представляю», – вздохнул белорус.
Древний город уютных новострое к
Особая черта Минска – выразительный порядок и строгий стиль в его архитектурной внешности. Современные строения не противоречат ансамблям старого города, здания удачно гармонируют с многочисленными, а порой и масштабными по своим размерам парками и газонами.
Вообще экология – один из приоритетов местного градостроения. Один только парк Победы в центре города занимает десятки гектаров. Пролегающая здесь благоустроенная велодорожка тянется более чем на 30 километров. В парке много пешеходных тропинок, беседок, скамеечек. В нём нет аттракционов – они находятся в другом специально отведённом месте.
И подобных парков – для пеших прогулок и занятий физкультурой на свежем воздухе – в белорусской столице несколько. Есть даже просто большой участок леса. Во время застройки деревья не стали спиливать, огородили, сделав ещё одной оберегаемой государством природной зоной. К слову, новые микрорайоны сразу проектируются с учётом подобных парковых зон. А уж сколько в городе цветочных клумб и зелёных насаждений... Летом город в них просто утопает.
Естественной водной артерии Минска – реке Свислочь архитекторы придали изящное обрамление в виде уютной набережной. К руслу реки добавили целую сеть искусственных каналов с небольшими водопадами, мосточками. В городе несколько водохранилищ. И множество фонтанов – ещё одно сходство с Красноярском. В Свислочи и каналах давно обжились утки. Местные жители говорят, что в тихих заводях можно и лебедей встретить. Птиц не обижают, подкармливают.
Мало того, природные красоты минчане заботливо обихаживают. Подстригают кусты, газоны, убирают опавшую листву. Работников коммунальных служб можно встретить за работой не только в утренние часы, но и днём, а порой и вечером. Столь же тщательно чистятся и улицы, дворы.
В рамках государственной программы уже реализуется задача выноса за пределы города промышленных предприятий. С этой целью формируются комфортные экономические условия для развития вблизи Минска городов-спутников – туда переносят производства, создают рабочие места, полноценную социальную и дорожную инфраструктуру. А те предприятия, что продолжают работать в столице, сгруппированы с учётом розы ветров. Их атмосферные выбросы не сдувает в сторону городского центра и жилых кварталов. Да и эстетика заводских корпусов не нарушает общий архитектурный фон столицы. Министерство по охране природы и окружающей среды, обладающее широкими полномочиями, если верить муниципальным властям, внимательно следит, чтобы на предприятиях тщательно соблюдались собственные экологические программы.
В Минске архитекторы нашли золотую середину в градостроении, успешно сочетая культурно-историческое наследие в виде сохранившихся памятников зодчества старого города и прогрессивность новостроек.
Столица, сохраняя свою компактность, прирастает новыми просторными микрорайонами. Над Минском – десятки стрел строительных кранов. По информации главы города, темпы ввода жилья за десятилетие выросли почти вдвое. В прошлом году введён 1 миллион 200 тысяч квадратных метров. Достигнут показатель в 0,9 кв. метра на человека. Государство поставило задачу в ближайшие год-два нарастить эту цифру на «десятую», подняв планку до уровня развитых европейских стран. Ежегодно строятся десятки квартир социального пользования, квартиры для переселенцев из ветхого жилья, для многодетных семей. Средняя цена «квадрата» в панельных домах с первоначальной отделкой в Минске составляет около 600-700 долларов США.
Значительная часть населения при улучшении жилищных условий пользуется социальными льготами. Правом на них обладает любая семья, в которой на одного человека приходится менее 15 квадратных метров. В числе приоритетных категорий граждан – одинокие матери, молодые и многодетные семьи, военнослужащие. Многодетные семьи могут, минуя аукционы, бесплатно получить землю в черте города под индивидуальное строительство. Около 150 семей уже воспользовались такой возможностью. В окрестностях столицы выросли целые посёлки, состоящие из аккуратных малоэтажных домиков коттеджного типа. В целом же жилищные условия только в минувшем году улучшили более 8 тысяч граждан.
Ну а почему не улучшать, если в стране созданы весьма комфортные условия жилищного кредитования? На квартиру или дом в крупном городе с населением более 50 тысяч человек можно взять кредит в национальном банке под 3-5 процентов годовых на 20-40 лет и даже без первоначального взноса. На приобретение жилплощади в городах поменьше кредит можно взять на тех же условиях, но уже под 1-3 процента годовых. Если в семье трое детей, сумма выплат по кредиту государством списывается наполовину. Если больше – то на 75 процентов, а в отдельных случаях и полностью.
Для сельских жителей, в первую очередь специалистов, работников социальной сферы агропредприятий, жильё выделяется бесплатно – с правом оформления в собственность. Причём не халупы какие-нибудь, а современные, уютные, надёжные дома. Как правило, в агрогородках, строящихся за счёт госпрограммы по всей стране. В Минской области их 325, а в республике – около 1,5 тысячи. Любопытная цифра – стоимость возведения трёх таких агрогородков укладывается в цену двух хороших московских апартаментов.
В пользу решения квартирного вопроса в Белоруссии говорит и то, что многие успешные предприятия специально строят для своих сотрудников «ведомственные» дома. Словом, на решение жилищных проблем белорусам не приходится тратить долгие десятилетия, массу финансовых сбережений и нервов.
Повторюсь, при этом Минск не утрачивает в своём архитектурном облике культурно-исторической самобытности. Здесь множество восстановленных памятников зодчества XV-XVII веков: городская ратуша, костёлы и монастыри времён бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев, старинные жилые здания. Сохранены ансамбли Троицкого и Раковского предместий, православного кафедрального Свято-Духова собора, Свято-Петропавловской церкви. Визитной карточкой города стал возведённый в начале XX столетия костёл Святого Симеона и Святой Елены, или, как его чаще называют по цвету кирпича, Красный костёл.
В качестве главной оси города по-прежнему остаётся улица Захарьевская – ныне проспект Независимости. Отреставрирован и бережно содержится в качестве музея даже крохотный двухэтажный деревянный дом, в котором состоялся I съезд Рабочей социал-демократической партии.
Жители столицы сожалеют, что в городе не сохранились более древние сооружения, ведь история его насчитывает не одно столетие. Первые упоминания о Минске можно найти в «Повести временных лет» – они относятся к событиям 1067 года, когда полоцкий князь Всеслав Чародей вёл междоусобные войны с киевским князем Изяславом Ярославичем и его братьями. Увы, с тех пор Минск не единожды разрушался во время нашествий завоевателей.
В память о подвиге защитников белорусской земли в центре города на государственные средства возводится масштабный комплекс храма-памятника всех святых. Некоторые его приделы уже освящены, в том числе с участием патриарха Всея Руси Кирилла, и уже принимают прихожан. Внутри горит лампада с Благодатным огнём, привезённым из иерусалимского храма Воскресения Христова. Уникален строящийся комплекс ещё и тем, что в его стенах покоятся останки неизвестных воинов, погибших на территории Белоруссии во время Отечественной войны 1812 года, I и II мировых войн. Здесь же, по словам отца-настоятеля Фёдора, будут в дальнейшем в специальных урнах покоиться и останки погибших во время репрессий уроженцев белорусской земли.
Подобное бережное отношение к прошлому страны можно встретить и в других уголках Белоруссии. Российским журналистам посчастливилось убедиться в этом во время экскурсии в историческую Мекку республики – древний городок Несвиж, или, как его ещё называют, «белорусский Париж». Здесь сохранены первые каменные здания конца XVI - начала XVII века, возведённые магнатом из рода Радзивиллов Миколаем Крыштофом по прозвищу Сиротка, имевшим по отцовской линии родство с польско-литовской королевской аристократией. С 2005 года по указу президента Лукашенко реставрируется родовой замок Радзивиллов. Он вошёл в число памятников культурного наследия Юнеско.
Разумеется, особое внимание в республике уделяется всему, что связано с выпавшей на долю Белоруссии тяжелейшей долей в годы Великой Отечественной войны. Помимо прочего в реконструированном недавно минском парке Победы на государственные средства строится военный музей, который обещает воплотить в себе множество передовых информационных технологий – более привычных и удобных для восприятия молодым поколениям.
А не так давно на деньги Союзного государства был снят игровой художественный фильм «Брестская крепость», пронзительными красками повествующий о трагичных первых часах войны. Его начальный показ состоялся у крепостных бастионов Холмских ворот. Второй – в Минске для нас, российских журналистов. Вскоре картина выйдет в широкий прокат в обеих странах...
«Красноярский рабочий», 13.10.10.
http://soyuz.by/ru/?guid=91704
...Признаюсь, ехал в соседнюю республику с тревожным ожиданием: боялся, что не увижу пресловутого «белорусского чуда» или, иначе говоря, социально-экономического благополучия, о котором столько слышал от знакомых и коллег, уже бывавших там. Ведь твёрдая хватка российских монополистов в споре о ценах на энергоносители для Белоруссии с каждым годом становится всё жёстче. Последствия этого не лучшим образом отражаются на экономике небольшого славянского государства. Однако погостив неделю в стране белого аиста, приятно удивился тому, с каким упорством и трудолюбием белорусы отстаивают в сложном диалоге с великодержавным соседом своё маленькое, но хорошо устроенное житейское счастье...
Европейский облик с белорусской душой
После хаоса многолюдных московских проспектов привокзальная площадь главного города Белоруссии показалась тихой и аскетично-деловой. Здесь не было воткнутых едва ли не на каждом пятачке павильонов с гамбургерами, пиццей и колой, соседствующих с биотуалетами. Сразу обратил внимание: площадь вокруг внушительного по размерам – из стекла и бетона – вокзального комплекса уложена брусчаткой. Как оказалось, удобная для пешеходов брусчатка на минских улицах – обычное явление. И это несколько роднит белорусскую столицу с Красноярском.
На всём протяжении пути до гостиницы только успевал головой по сторонам крутить. В глаза бросалось многое. Например, достаточно современная для города с тысячелетней историей архитектура. Что объяснимо, конечно. Всё-таки Минск в годы Великой Отечественной был разрушен почти полностью и восстанавливался из руин по архитектурному дизайну советского послевоенного образца. Отсюда и просторные улицы с широкими автодорогами – преимущественно в шесть и даже восемь полос.
Удивило, что на магистральных проспектах нет столпотворения припаркованных вдоль тротуаров машин. Для стоянок отведены специальные места, используются для этих целей и некоторые поперечные улочки. Что добавляет Минску европейской упорядоченности. Вот бы и Красноярску взять на вооружение подобное правило, невольно подумалось мне, ведь в нашем краевом центре даже на главных улицах порой не развернуться – машины во многих местах паркуются едва ли не друг на друге. Как удалось выяснить позднее у сотрудников ГАИ, беспорядочная парковка в центре белорусской столицы запрещена, и за этим строго следят. Каждый день, а не только во время праздников или визитов высокопоставленных гостей. Это же подтверждали потом и простые минчане, с которыми доводилось общаться.
Отметил я и другой нюанс – автомобили, чаще «иномарки», даже в центре Минска встречались преимущественно эконом-класса, в то время как, например, в Москве – просто засилье легковушек уровня люкс. Хотя в Белоруссии, по рассказам местных граждан, престижную иномарку можно купить по более удобной цене, чем в той же российской столице. Пусть это выглядит парадоксально, но массовость недорогих машин, мне кажется, говорит в пользу белорусской экономической модели – это характерный признак того, что в стране нет зияющего провала между столицей и провинцией, между состоятельными гражданами (а их здесь тоже немало) и простыми людьми. О том же свидетельствует и статистика.
Водителю – рай, пешеходу – удобство
Конечно, Минск не Москва: население его не превышает двух миллионов человек, а потому и машин здесь значительно меньше. Зарегистрировано 630 тысяч авто. Зато эта цифра раза в два превышает красноярскую. И при этом дорожные заторы – редкость. За неделю я видел всего три незначительные пробки. Причём одна из них случилась не из-за будничного дорожного коллапса, а по причине проезда президентского кортежа. К слову, гражданских машин с мигалками и прочими спецсигналами не довелось увидеть вообще. Минчане пояснили, что они применяются лишь на машинах из президентского автопарка, да и то не всегда.
О порядке и удобстве городского движения тщательно заботятся муниципальные власти. Как выяснилось из беседы с председателем горисполкома Николаем Ладутько, минские дороги заранее готовят к растущей автомобилизации. Уже вовсю действует государственная программа строительства современных дорожных развязок внутри и вокруг города. Каждая такая развязка обходится бюджету примерно в 30 миллионов долларов. Некоторые возведены, другие строятся. Всего до 2020 года в Минске и его окрестностях появится 20 новых просторных автодорожных узлов.
Кроме того, в рамках другой госпрограммы под названием «400 тысяч», рассчитанной на ближайшее десятилетие, будет построено более 30 паркингов. Для ускорения работ по указу президента для подрядных строительных организаций создаются льготные налоговые условия. Наряду с масштабными проектами наращивается возведение традиционных плоскостных автостоянок, расширяются улицы, дворовые проезды и парковки.
Продолжается обновление маршрутной сети метрополитена. Ежегодно проходчики осваивают по километру. Минская «подземка» не так давно увеличилась на пять станций. К 2012 году протяжённость метро превысит 35 километров, а число станций достигнет 28. При том что минскому метро менее 30 лет «от роду».
Вообще для того, чтобы свободно перемещаться по белорусской столице, совсем не обязательно иметь личный автомобиль. Город компактен. Он и сейчас застраивается таким образом, что его можно пересечь из конца в конец за час с небольшим. Для этого хорошо отлажена работа и наземного общественного транспорта. В Минске внедряется уникальный проект комплексного обновления всей транспортной структуры, включая инженерные коммуникации, системы связи, контроля, технического и дорожного обслуживания, – «под ключ». Стоимость проезда в любом виде общественного транспорта, включая метро, около 7 рублей в пересчёте на российские деньги. Для сравнения – в Москве одна поездка в «подземке» стоит 26 рублей.
Все маршрутные автобусы, троллейбусы и трамваи в Минске – местного производства. И вовсе не потому, что якобы белорусские машины, кроме самой Белоруссии, нигде не нужны. Достаточно сказать, что значительная доля продукции минских производителей (больше половины) как раз-таки экспортируется. И не только, точнее – даже не столько в Россию, сколько в страны Прибалтики, Европы, СНГ и даже Латинской Америки.
Новейшие модели белорусских автобусов, троллейбусов и трамваев отвечают всем европейским требованиям, в том числе по экологии и безопасности. Более того, они в массе своей – низкопольные, технически адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Эх, вот бы в Красноярске заменить изношенный электротранспорт минскими машинами! Ведь бегают же по дорогам краевого центра белорусские автобусы. И, кстати, неплохо бегают. Как-то разговорился с водителем МАЗа 52-го красноярского маршрута Сергеем – шофёр хорошо отозвался о его качестве. Сказал, что за два года эксплуатации существенных поломок не было.
Способствует комфорту транспортного движения в Минске и качество самих магистралей. Скажу честно, подобных дорог в России я не видел. Стакан поставишь в машине – не разольётся. Внутри автомобиля, автобуса при движении чувствуешь себя, как в самолёте, - даже не покачивает. Правда, на самых оживлённых улицах дорожное полотно не столь совершенное. Но в массе своей дороги действительно потрясающего качества – что в черте столицы, что за её пределами, в том числе в деревенской провинции. Важная деталь: проезжая часть выстроена на всю ширину, а не обрезана по обочинам. На асфальтобетоне здесь не экономят. Делают без нарушения технологии. Может, и не везде, однако плохие дороги мне не встречались.
Строительством и содержанием автомобильных трасс в республике занимается преимущественно государственная организация, хотя есть и некоторое число частных дорожно-строительных компаний. За право проезда по белорусским дорогам водители платят. Правда, лишь те, кто управляет большими фурами, грузовиками, крупными междугородными автобусами либо микроавтобусами высотой более двух метров. Собираемые средства идут на обустройство дорог. При этом автолюбители, владеющие обычными легковушками, ездят по ухоженным магистралям бесплатно.
Для регулирования движения в Минске повсюду используются диодные светофоры (к слову, белорусского же производства). Несмотря на своё ещё советское название, служба ГАИ со своими задачами тоже справляется неплохо. По словам капитана ДПС Андрея Стульского, в текущем году число погибших на белорусских дорогах сократилось на 100 человек. Для маленькой страны это уже показатель.
Но любопытнее то, что в республике сотрудники ГАИ не «берут». Во всяком случае, в массовом порядке. Об этом мне говорили сами горожане. Не думаю, что всех их можно заподозрить в лукавстве. Да и логика в действиях блюстителей порядка очевидна. Как мне рассказал всё тот же капитан Стульский, у него и его коллег по службе вполне достойная зарплата (в пересчёте на российские рубли – от 15 тысяч и выше) и крепкие социальные льготы от государства, в том числе жилищные. А вот если попадёшься со взяткой, даже маленькой, можно тут же всё это потерять. Причём навсегда. Уволят и обратно в профессию не пустят.
В этом смысле мне запомнились откровения белоруса Алексея Клевитского о его поездке в Москву. Когда он вынужденно из-за пробки пересёк на машине «сплошную» на улице Ботанической и попался сотрудникам ДПС, те сразу затребовали шесть тысяч рублей. На готовность Алексея ответить по закону люди в форме не реагировали. Упорно требовали деньги. «В своей стране чего-то подобного я просто не представляю», – вздохнул белорус.
Древний город уютных новострое к
Особая черта Минска – выразительный порядок и строгий стиль в его архитектурной внешности. Современные строения не противоречат ансамблям старого города, здания удачно гармонируют с многочисленными, а порой и масштабными по своим размерам парками и газонами.
Вообще экология – один из приоритетов местного градостроения. Один только парк Победы в центре города занимает десятки гектаров. Пролегающая здесь благоустроенная велодорожка тянется более чем на 30 километров. В парке много пешеходных тропинок, беседок, скамеечек. В нём нет аттракционов – они находятся в другом специально отведённом месте.
И подобных парков – для пеших прогулок и занятий физкультурой на свежем воздухе – в белорусской столице несколько. Есть даже просто большой участок леса. Во время застройки деревья не стали спиливать, огородили, сделав ещё одной оберегаемой государством природной зоной. К слову, новые микрорайоны сразу проектируются с учётом подобных парковых зон. А уж сколько в городе цветочных клумб и зелёных насаждений... Летом город в них просто утопает.
Естественной водной артерии Минска – реке Свислочь архитекторы придали изящное обрамление в виде уютной набережной. К руслу реки добавили целую сеть искусственных каналов с небольшими водопадами, мосточками. В городе несколько водохранилищ. И множество фонтанов – ещё одно сходство с Красноярском. В Свислочи и каналах давно обжились утки. Местные жители говорят, что в тихих заводях можно и лебедей встретить. Птиц не обижают, подкармливают.
Мало того, природные красоты минчане заботливо обихаживают. Подстригают кусты, газоны, убирают опавшую листву. Работников коммунальных служб можно встретить за работой не только в утренние часы, но и днём, а порой и вечером. Столь же тщательно чистятся и улицы, дворы.
В рамках государственной программы уже реализуется задача выноса за пределы города промышленных предприятий. С этой целью формируются комфортные экономические условия для развития вблизи Минска городов-спутников – туда переносят производства, создают рабочие места, полноценную социальную и дорожную инфраструктуру. А те предприятия, что продолжают работать в столице, сгруппированы с учётом розы ветров. Их атмосферные выбросы не сдувает в сторону городского центра и жилых кварталов. Да и эстетика заводских корпусов не нарушает общий архитектурный фон столицы. Министерство по охране природы и окружающей среды, обладающее широкими полномочиями, если верить муниципальным властям, внимательно следит, чтобы на предприятиях тщательно соблюдались собственные экологические программы.
В Минске архитекторы нашли золотую середину в градостроении, успешно сочетая культурно-историческое наследие в виде сохранившихся памятников зодчества старого города и прогрессивность новостроек.
Столица, сохраняя свою компактность, прирастает новыми просторными микрорайонами. Над Минском – десятки стрел строительных кранов. По информации главы города, темпы ввода жилья за десятилетие выросли почти вдвое. В прошлом году введён 1 миллион 200 тысяч квадратных метров. Достигнут показатель в 0,9 кв. метра на человека. Государство поставило задачу в ближайшие год-два нарастить эту цифру на «десятую», подняв планку до уровня развитых европейских стран. Ежегодно строятся десятки квартир социального пользования, квартиры для переселенцев из ветхого жилья, для многодетных семей. Средняя цена «квадрата» в панельных домах с первоначальной отделкой в Минске составляет около 600-700 долларов США.
Значительная часть населения при улучшении жилищных условий пользуется социальными льготами. Правом на них обладает любая семья, в которой на одного человека приходится менее 15 квадратных метров. В числе приоритетных категорий граждан – одинокие матери, молодые и многодетные семьи, военнослужащие. Многодетные семьи могут, минуя аукционы, бесплатно получить землю в черте города под индивидуальное строительство. Около 150 семей уже воспользовались такой возможностью. В окрестностях столицы выросли целые посёлки, состоящие из аккуратных малоэтажных домиков коттеджного типа. В целом же жилищные условия только в минувшем году улучшили более 8 тысяч граждан.
Ну а почему не улучшать, если в стране созданы весьма комфортные условия жилищного кредитования? На квартиру или дом в крупном городе с населением более 50 тысяч человек можно взять кредит в национальном банке под 3-5 процентов годовых на 20-40 лет и даже без первоначального взноса. На приобретение жилплощади в городах поменьше кредит можно взять на тех же условиях, но уже под 1-3 процента годовых. Если в семье трое детей, сумма выплат по кредиту государством списывается наполовину. Если больше – то на 75 процентов, а в отдельных случаях и полностью.
Для сельских жителей, в первую очередь специалистов, работников социальной сферы агропредприятий, жильё выделяется бесплатно – с правом оформления в собственность. Причём не халупы какие-нибудь, а современные, уютные, надёжные дома. Как правило, в агрогородках, строящихся за счёт госпрограммы по всей стране. В Минской области их 325, а в республике – около 1,5 тысячи. Любопытная цифра – стоимость возведения трёх таких агрогородков укладывается в цену двух хороших московских апартаментов.
В пользу решения квартирного вопроса в Белоруссии говорит и то, что многие успешные предприятия специально строят для своих сотрудников «ведомственные» дома. Словом, на решение жилищных проблем белорусам не приходится тратить долгие десятилетия, массу финансовых сбережений и нервов.
Повторюсь, при этом Минск не утрачивает в своём архитектурном облике культурно-исторической самобытности. Здесь множество восстановленных памятников зодчества XV-XVII веков: городская ратуша, костёлы и монастыри времён бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев, старинные жилые здания. Сохранены ансамбли Троицкого и Раковского предместий, православного кафедрального Свято-Духова собора, Свято-Петропавловской церкви. Визитной карточкой города стал возведённый в начале XX столетия костёл Святого Симеона и Святой Елены, или, как его чаще называют по цвету кирпича, Красный костёл.
В качестве главной оси города по-прежнему остаётся улица Захарьевская – ныне проспект Независимости. Отреставрирован и бережно содержится в качестве музея даже крохотный двухэтажный деревянный дом, в котором состоялся I съезд Рабочей социал-демократической партии.
Жители столицы сожалеют, что в городе не сохранились более древние сооружения, ведь история его насчитывает не одно столетие. Первые упоминания о Минске можно найти в «Повести временных лет» – они относятся к событиям 1067 года, когда полоцкий князь Всеслав Чародей вёл междоусобные войны с киевским князем Изяславом Ярославичем и его братьями. Увы, с тех пор Минск не единожды разрушался во время нашествий завоевателей.
В память о подвиге защитников белорусской земли в центре города на государственные средства возводится масштабный комплекс храма-памятника всех святых. Некоторые его приделы уже освящены, в том числе с участием патриарха Всея Руси Кирилла, и уже принимают прихожан. Внутри горит лампада с Благодатным огнём, привезённым из иерусалимского храма Воскресения Христова. Уникален строящийся комплекс ещё и тем, что в его стенах покоятся останки неизвестных воинов, погибших на территории Белоруссии во время Отечественной войны 1812 года, I и II мировых войн. Здесь же, по словам отца-настоятеля Фёдора, будут в дальнейшем в специальных урнах покоиться и останки погибших во время репрессий уроженцев белорусской земли.
Подобное бережное отношение к прошлому страны можно встретить и в других уголках Белоруссии. Российским журналистам посчастливилось убедиться в этом во время экскурсии в историческую Мекку республики – древний городок Несвиж, или, как его ещё называют, «белорусский Париж». Здесь сохранены первые каменные здания конца XVI - начала XVII века, возведённые магнатом из рода Радзивиллов Миколаем Крыштофом по прозвищу Сиротка, имевшим по отцовской линии родство с польско-литовской королевской аристократией. С 2005 года по указу президента Лукашенко реставрируется родовой замок Радзивиллов. Он вошёл в число памятников культурного наследия Юнеско.
Разумеется, особое внимание в республике уделяется всему, что связано с выпавшей на долю Белоруссии тяжелейшей долей в годы Великой Отечественной войны. Помимо прочего в реконструированном недавно минском парке Победы на государственные средства строится военный музей, который обещает воплотить в себе множество передовых информационных технологий – более привычных и удобных для восприятия молодым поколениям.
А не так давно на деньги Союзного государства был снят игровой художественный фильм «Брестская крепость», пронзительными красками повествующий о трагичных первых часах войны. Его начальный показ состоялся у крепостных бастионов Холмских ворот. Второй – в Минске для нас, российских журналистов. Вскоре картина выйдет в широкий прокат в обеих странах...
«Красноярский рабочий», 13.10.10.
http://soyuz.by/ru/?guid=91704