Президент Белоруссии Александр Лукашенко дал на исходе прошлой недели большое интервью польским СМИ, в котором рассказал об отношениях с Россией и раскритиковал политику высших руководителей нашей страны. Сам тон этого интервью, отличный от прежних более сдержанных оценок, говорит, что белорусский президент, по всей видимости, для себя уже прошел «точку невозврата» в отношениях с Москвой, и его больше не интересует реакция на его слова российского руководства.

По мнению Лукашенко, именно российское руководство, пытавшееся за бесценок приватизировать белорусскую экономику по российской модели, виновно в провале создания единого Союзного государства Белоруссии и России. Как заявил Лукашенко, экономическое сотрудничество двух стран Москва представляла в виде перехода крупнейших белорусских предприятий в собственность российского капитала. «Они (российские бизнесмены) видели трубы, нефтепереработку, калийные объединения и прочие стратегические объекты, которые сегодня приносят колоссальные доходы государству (Белоруссии). Это – миллиарды долларов. «Отдайте!» Слушайте, как отдать? Как отдать?! Вообще эти объекты запрещены к приватизации. Их небольшой список, но они запрещены к приватизации», – объяснил Лукашенко одну из причин, по которой российская и белорусская стороны не смогли создать единой союзной экономики.

По его словам, под «бешеным давлением» российского капитала Белоруссия вывела из списка запрещенных к приватизации объектов Белтрансгаз, а остальные поделила с Россией пополам. «Вот это была дележка! Они установили цену: $600 стоит вся трубопроводная система в Беларуси. Я говорю: «Вы откуда эту цену взяли?». «А по балансу у вас в бухгалтерии». Я говорю: «Так это ж балансовая стоимость! А мы в рыночной экономике живем». Они сейчас об этом говорят. Поэтому давайте по рыночной оценивать», – рассказал Лукашенко. Затем, когда независимые немецкие эксперты определили цену трубопроводной системы Белоруссии в $5 млрд, российские партнеры сочли ее завышенной и заявили, что «президент Лукашенко – несговорчивый», рассказал польским журналистам глава белорусского государства.

По убеждению белорусского президента, Россия делает все, чтобы он не смог переизбраться на новый срок. «Они в России делают все для того, чтобы я проиграл эти выборы», – заявил Лукашенко, который, скорее всего, победит на выборах 19 декабря 2010 года. Лукашенко объясняет это тем, что России не нравится нежелание Белоруссии войти в состав РФ, просто присоединившись к более крупному государству. «Я как первый президент суверенного государства не могу позволить себе уничтожить страну, включить ее в состав другого государства», – сообщил Лукашенко.

На фоне ухудшившихся отношений Белоруссии с Россией Евросоюз, напротив, проявляет в отношении Лукашенко небывалую активность и предупредительность. На смену прежним угрозам и санкциям за якобы имеющие место в Белоруссии нарушения прав человека, а также запретам на въезд в ЕС высшим руководителям страны пришли чуть не ежедневные визиты президентов и министров иностранных дел стран – членов ЕС с денежными посулами, предложениями сотрудничества и иными знаками внимания.

Минские аналитики считают, что сигналом к «перезагрузке» отношений Евросоюза с Белоруссией стало именно обострение отношений с ней России после серии оскорбительных фильмов о «Крестном батьке», прошедших по газпромовскому телеканалу НТВ. В этих фильмах, которые многие белорусы хорошо запомнили, помимо обвинений Александра Лукашенко в коррупции, непотизме и неблагодарности, было даже поставлено под сомнение его душевное и психическое здоровье. А после того, как осенью к критике Лукашенко подключились уже высшие руководители России, обвинившие его в вероломстве и иждивенчестве, в Евросоюзе решили, что «час Х» настал, и пора срочно перехватывать Белоруссию у Москвы.

В начале ноября в Минске побывали сразу два министра иностранных дел ЕС – Германии и Польши. В ходе этого визита Гидо Вестервелле и Радослав Сикорский предложили Александру Лукашенко $3 млрд для обеспечения демократичности и прозрачности декабрьских президентских выборов. Тот спокойно обещал это, поскольку его предвыборные позиции настолько сильны, что обеспечивают 40% голосов даже без использования административных рычагов и выборных технологий, а 10 оппозиционных кандидатов все вместе не собирают и половины этих голосов. Поэтому можно рассматривать предложенные Александру Лукашенко Евросоюзом $3 млрд безвозмездной помощи в качестве своеобразного подарка и попытки Европы заручиться благосклонным отношением будущего победителя белорусских выборов.

Вестервелле и Сикорский были не первыми и не последними посланцами Запада, стремящимися привлечь внимание Минска после того, как с ним разругалась Москва. В прошлом месяце в РБ побывали с официальным визитом президент Литвы Даля Грибаускайте и комиссар Евросоюза по расширению Штефан Фюле. В начале ноября в Минске находился также федеральный министр по особым поручениям канцлера ФРГ Рональд Пофаллла, который участвовал в форуме «Беларусь и ЕС после кризиса: вызовы и шансы в сферах политики, экономики и общества». Кроме того, на днях Европейский союз демонстративно отменил визовые ограничения на поездки в ЕС сразу для 36 высших белорусских чиновников, включая самого президента страны.

При этом в ЕС надеются, что раскол Минска и Москвы продлится не один день, а долго, если не затянется навсегда. Это позволит Евросоюзу выполнить давний план отгораживания России от Европы «санитарным кордоном», т. е. полосой враждебных ей государств от Балтийского до Черного моря – начиная от Прибалтики и заканчивая Украиной. Белоруссии в этой цепи отводится наиболее важная роль, которая пока что не осуществлена, ибо она еще формально состоит с Россией в едином Союзном государстве, и на ее территории находится важная составляющая единой системы противовоздушной обороны.

Еще в декабре 2009 года президенты РФ и Беларуси подписали договор о развитии военно-технического сотрудничества, но он до сих пор не ратифицирован парламентами обеих стран, поэтому в силу не вступил. С другой стороны, страны все же ратифицировали соглашения о совместной охране внешней границы Союзного государства и о создании Единой региональной системы ПВО. В нее войдут 21 воинская часть: 5 авиационных, 10 зенитно-ракетных, 5 радиотехнических и 1 воинская часть радиоэлектронной борьбы. Предполагается, что в составе ЕРС ПВО будут соединения и части России и Беларуси, находящиеся на территории Восточно-Европейского региона коллективной безопасности (Беларусь, Калининградский отдельный район и приграничные области России), а зенитные части должны быть вооружены новейшими российскими ЗРС С-400 «Триумф» с дальностью действия в 400 км.

Кроме того, в прошлом году на территории Белоруссии прошли маневры «Запад-2009», в которых участвовали почти 13 000 солдат и офицеров российских и белорусских вооруженных сил. В нынешнем году уже на российской земле прошли очередные учения Западного и Северо-Западного оперативно-тактических командований войск ВВС и ПВО Белоруссии.

Однако при этом уже не прошли заседания совместной коллегии министерств обороны Белоруссии и РФ, которые обычно проводились дважды в год; с 2009 года не решены проблемы управления Единой региональной системой ПВО двух стран, что делает ее скорее церемониальной, а не работающей структурой совместных вооруженных сил. В нее до сих пор не назначен даже командующий, который должен утверждаться сроком на пять лет президентами двух стран.

Как это часто бывает, главную роль в расколе отношений двух братских республик сыграли деньги. На протяжении долгого времени Белоруссия, будучи союзником России, получала от Москвы энергоносители по ценам ниже тех, которые платили за них все остальные, и потому имела возможность нормально развивать свою экономику. Взамен она обеспечивала России свободный транспортный коридор для экспорта и импорта товаров в и из Европы, размещала у себя российские ракетные дивизии и станции радиоэлектронного слежения. Большинство российских мобильных баллистических ракет «Тополь-М» установлены и перевозятся на шасси Минского завода колесных тягачей, начинка для их систем управления также производится в Белоруссии.

Дружба закончилась, когда в 2010 году Россия объявила о переходе с Белоруссией на рыночные отношения и отмене для союзника всех скидок на нефть и газ, на чем настояли российские сырьевые монополисты. Это заставило Белоруссию самой задуматься о переходе на рыночные связи с Россией и начать поиск новых энергетических партнеров. Они нашлись практически сразу: президент Венесуэлы пообещал Александру Лукашенко поставлять дешевую нефть на протяжении следующих 200 лет, Литва предложила беспрепятственно транспортировать эту нефть по своей территории, а Азербайджан вовремя ссудил Минск деньгами для уплаты долгов, которые срочно требовал с Белоруссии «Газпром». Когда пыль от скандалов осела, оказалось, что Белоруссия в определенной степени от них выиграла, получив сразу несколько новых партнеров взамен одной России, а Москва потеряла последнего и главного союзника на европейском направлении. И, похоже, навсегда, потому что редко какой народ забывает такие публичные порки, которым подвергло российское руководство и СМИ белорусского лидера жарким летом 2010 года.

Известный российский экономист и политолог, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что такой крупной державе, как Россия, для нормального развития никак нельзя отделяться от Белоруссии, Украины и Казахстана. Без тесных связей с ними и общего рынка сбыта товаров Россия лишь «может поддерживать некоторую стабильность, но она будет недолгой», считает он.

По мнению Делягина, при оценке эффективности экономических связей государств можно применять два подхода: бухгалтерский (им обычно оценивают эффективность предприятий) и общественный (взвешивая ценность связей для страны в целом). По словам эксперта, отношения между РФ и РБ должны были рассматриваться как раз с точки зрения общественной, а не бухгалтерской эффективности. Однако в отношениях Москвы с Минском победил бухгалтерский подход: «Проблема заключается в том, что в России все действия рассматриваются только с точки зрения бухгалтерской эффективности. С точки зрения общественной эффективности у России и Беларуси нет проблем, а с бухгалтерской, которая сейчас доминирует, любая локальная проблема является потенциально неразрешимой. Поэтому у сторон есть локальные конфликты, и они некоторое время (по крайней мере, до системного кризиса в России) будут оставаться».

Иными словами, в отношениях с Белоруссией Россия руководствовалась не государственными геополитическими соображениями, а финансовыми интересами сырьевых олигархов, сумевших продавить свою точку зрения в руководстве страны. Результатом их стремления получить максимальную прибыль стала потеря страной стратегического союзника, которая чревата внешнеполитическими проблемами для России в целом.

Известно, что во внешней политике нормой иногда является то, что государства оказывают союзникам экономическую поддержку из политических соображений, не считаясь с финансовыми расходами. Так, микроскопический Израиль годами существует в окружении врагов лишь благодаря тому, что находится на полном содержании у Соединенных Штатов, которые снабжают его займами, новейшим оружием и защищают в ООН от нападок. В ответ Израиль с середины 50-х годов неизменно проводит в регионе американскую политику и выполняет там за США всю грязную работу.

Известный «план Маршалла», накачавший послевоенную разрушенную Европу десятками миллиардов долларов, тоже был не экономически, а политически выгоден Вашингтону, поскольку на десятилетия обеспечил Штатам военные базы на континенте и верность европейских союзников. Точно так же привязали к себе США и Японию, из политических соображений обеспечив ей после войны рынок сбыта в Америке для ее поначалу некачественных товаров. Сегодня экономически окрепшая Япония ни на миллиметр не отступает от поддержки любых действий Вашингтона.

Российские лидеры пошли в отношениях с соседями другим путем – путем поиска быстрой экономической выгоды, которая была нужна отечественным экспортерам нефти и газа. В результате Россия получила по периметру границ вместо бывших союзников полувраждебные государства – Украину, Молдавию, Туркмению, Узбекистан. Теперь, похоже, к ним прибавится и Белоруссия; по крайней мере, последнее интервью Александра Лукашенко указывает на его готовность окончательно избавиться от притязаний российского капитала и развиваться без России. Киргизия, также обиженная отказом Москвы разместить в ней дополнительную российскую военную базу, может вместо этого разрешить создать в стране вторую американскую. Такие же настроения начинают превалировать и в Таджикистане.

Мировая практика показывает, что внешнеполитические ошибки обходятся странам очень дорого. И, в отличие от внутренней политики, их трудно исправить. А иногда сделать это бывает уже невозможно.

http://news.km.ru/moskva_tolknula_belorussiyu_v_ob